Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства). ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1.3. Первое собрание кредиторов

Не менее чем за десять дней до даты заседания Арбитражного суда, указанной в принятии заявления о признании должника банкротом, временный управляющий проводит первое собрание кредиторов. В соответствии со статьей 12 зон конференц-зал "кредиторов является правомочным независимо от количества представленных голосов конкурсных кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены". Из этого следует, что Собрание может быть проведено в отсутствии стороны кредиторов. Поэтому мнение о том, что наличие кворума на собрании кредиторов, необходимых и обязательных[20] , весьма сомнительно. Следует отметить, что закон О несостоятельности (банкротстве) предприятий от 19 ноября 1992 г., было установлено, что собрание кредиторов является правомочным, если на нем предоставляет кредиторов с правом голоса, сумма требований которых составляет не менее 50 процентов от общей необеспеченных обязательств.

На собрании кредиторов наряду с кредиторами с правом голоса участвуют налоговые и иные уполномоченные государственные органы, но без права голоса – временный управляющий, должник и представитель работников. Таким образом, представитель работников должника не является кредитором в деле о банкротстве (в отличие от предыдущего закона О несостоятельности (банкротстве) предприятий). Каждый кредитор имеет количество голосов, пропорциональное сумме его требований.

На основании доклада временно исполняющего обязанности начальника собрания кредиторов, заключение о положении должника, наличии или отсутствии признаков банкротства, наличие фиктивного или преднамеренного банкротства, можно оплатить кредиторами до заседания Арбитражного суда, решение о применении процедуры банкротства. На первом собрании кредиторов избирает Комитет кредиторов, который будет продолжаться в большинстве случаев для представления интересов кредиторов. Комитет кредиторов избирается кумулятивным голосованием.

Собрание кредиторов может принять следующие решения: об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и обращение в суд с соответствующим ходатайством. Арбитражным судом также может быть утверждено мировое соглашение. Собрание кредиторов может принять решение об отстранении временного управляющего от обязанностей и обращаться в суд с соответствующим ходатайством. Эти решения считаются весьма важным и может быть принято только большинством голосов от общего числа кредиторов, действуя в качестве конкурсных кредиторов. Все другие решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании кредиторов. Решение собрания кредиторов является основанием для принятия решения арбитражного суда о банкротстве. Если кредиторы на первом собрании кредиторов не пришли к консенсусу и направил в арбитражный суд ни ходатайства, при наличии признаков банкротства, суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Однако суд может принять также решение о введении внешнего управления[21] . Это может произойти, например, в случае наличия достаточных оснований полагать, что решение первого собрание кредиторов принято в ущерб большинству кредиторов и, если после проведения собрания кредиторов существуют веские основания полагать, что платежеспособности должника может быть восстановлена.


В определении свое решение, кредиторы ориентируются на результаты анализа финансового состояния должника, проведенного временным управляющим, и его выводы о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. При подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом необходимо также учитывать, что его финансовое состояние должно отвечать признакам банкротства, и отсутствуют предпосылки для введения внешнего управления.

Не позднее одной недели после даты проведения первого собрания кредиторов, временный управляющий должен представить в суд протокол собрания. В случае установления судом каких-либо нарушений в проведении собрания кредиторов, проведения повторного собрания кредиторов. Срок ее проведения не должен превышать десять рабочих дней до даты заседания Арбитражного суда.

Наблюдение прекращается с принятием решения арбитражного суда, по ходатайству первого собрания кредиторов.

Описывая период наблюдений в целом, следует отметить, что это своего рода мера по обеспечению требований кредиторов. Так, после принятия заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд назначает внешнего управляющего, целью которого является контроль за действиями руководителей должника по обеспечению сохранности имущества должника и анализ его финансового состояния.

Поскольку на момент принятия к производству заявления не ясно, является ли должник фактически несостоятельным (т. е., является ли должник удовлетворить требования кредиторов в полном объеме), о введении периода наблюдения и возможные ограничения полномочий директоров должника, наличие у должника имущества-это разумный компромисс между интересами должника и его кредиторов.

2.2 Меры по восстановлению платежеспособности должника

Восстановление платежеспособности должника осуществляется на основе плана внешнего управления. Он составляется внешним управляющим, утверждается собранием кредиторов и содержит меры по восстановлению платежеспособности должника. К таким мерам согласно статье 85 закона о несостоятельности относятся:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- ликвидация дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;


- уступка прав требования должника;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

- продажа предприятия (бизнеса) должника[26] ;

- иные способы восстановления платежеспособности должника.

Закон не содержит исчерпывающего списка мер по восстановлению платежеспособности должника.

Закон устанавливает, что при продаже предприятия должника денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав реализуемого имущества. Продажа предприятия как единого комплекса включает отчуждение всех видов имущества, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности: зданий, сооружений, земельных участков, на которых они расположены, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования. Продаже также подлежат исключительные права на фирменное наименование, товарные знаки и т.д. Согласно плану внешнего управления предприятие может реализовываться по частям. В случае удовлетворения всех требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве. Если средств, вырученных от продажи предприятия недостаточно для покрытия всех требований кредиторов, от внешнего управляющего кредиторам поступает предложение заключить мировое соглашение.

Полномочия внешнего управляющего завершаются с прекращением внешнего управления. Однако в случае завершения внешнего управления принятием мирового соглашения или погашением требований кредиторов управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до момента назначения последнего. В случае открытия конкурсного производства полномочия внешнего управляющего прекращаются до назначения конкурсного управляющего.

По результатам проведения внешнего управления, не позднее, чем за пятнадцать дней до его завершения, или при наличии оснований для досрочного прекращения, внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет внешнего управляющего. По результатам его рассмотрения собрание выносит одно из следующих решений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;

- о заключении мирового соглашения;

- о продлении установленного срока внешнего управления на срок до шести месяцев;


- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В случае восстановления платежеспособности должника внешний управляющий вправе досрочно созвать собрание кредиторов. Следует заметить, что кредиторы, в свою очередь, при наличии признаков неэффективности проведения внешнего управления в любое время вправе созвать собрание кредиторов и рассмотреть представленный на нем отчет внешнего управляющего. ЗоН подробно описывает содержание отчета о проведении внешнего управления.

Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

- о прекращении внешнего управления вследствие восстановления платежеспособности должника и переходе с расчетами с кредиторами;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Если к моменту истечения определенного арбитражным судом срока должник не может рассчитаться с кредиторами, если собрание кредиторов ходатайствует о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, если арбитражным судом не утвержден отчет внешнего управляющего, а также в случае непредоставления подобного отчета, арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Заключение

В последнее время вопросы банкротства юридических и физических лиц посвящается все большее количество статей, докладов, диссертаций. Это происходит потому, что процедура признания должника несостоятельным (банкротом) в том виде, в котором он существует сегодня, был создан недавно. Вполне естественно, что некоторые вопросы еще не решены довольно объективно, что вызывает у современных юристов желание ответить на них.

Как описано выше, основной закон в сфере банкротства, является Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 1998. Почти сразу же последовали законы, устанавливающие особенности процедур банкротства, которые применяются к отдельным предприятиям. Однако, несмотря на это, нормативная база, которая регулирует правовые отношения в стадии рассмотрения в настоящее время, на мой взгляд, не достаточно. Например, необходимо дополнить законодательство, отдельные законы о банкротстве, страховых, сельскохозяйственных организаций, включая организации, занимающиеся разведение и выращивание животных. Закон о банкротстве не упоминает.


Говоря непосредственно о законе, я хотел бы отметить следующее. В процессе изучения были две процедуры юридического банкротства несколько вопросов, на которые закон не дает ответа. В частности, каковы действия Арбитражного суда, если кредиторы не предложили две кандидатуры арбитражных управляющих, например, кредиторов по денежным обязательствам и кредиторов по обязательным платежам в бюджет, внебюджетные фонды. В законе не упоминается такой вариант.

Кроме того, представляется нецелесообразным увольнение временного управляющего управления должника от исполнения своих обязанностей по управлению за период наблюдения, в случае если уменьшение платежеспособности должника, ухудшение его финансового состояния, вызванного вмешательством внешних факторов, не связанных с качеством управления. В данном случае, на мой взгляд, лучше было бы ввести смешанную систему правления, при которой временный управляющий и руководитель должника фактически меняют своих мест относительно друг друга. Функции руководителя должника проводит временный управляющий, а руководитель имеет право соблюдать согласованные решения. Таким образом, мы используем опыт бывшего руководителя должника и отсутствие заинтересованности временного управляющего.

Следовательно, данная тема представляет интересную пищу для размышлений, так что продолжение этой темы будет посвящена дальнейшей работе автора с целью написания диссертации.

Список использованной литературы

1. Брагинский М.И. Комментарий к закону о несостоятельности (банкротстве). – Журнал «Право и экономика №4 – М.: ЗАО «Юридический Дом Юстицинформ», 1998 с. 11.

2. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). – Вестник высшего арбитражного суда. Специальное приложение № 2 – М.: Изд-во «Юристъ», 1998.

3. Витрянский В.В. Суды услышат мнение кредиторов. – Журнал «Эксперт» № 5 – М.: ЗАО «Эксперт», 1998.

4. Витрянский В.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Журнал «Хозяйство и право», 1998, № 3.

5. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание третье переработанное и дополненное. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: ПРОСПЕКТ, 1998.

6. Гражданское право. Часть первая: Учебник/Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М.: Юристъ, 1997.

7. Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1999.