Файл: Принципы нотариальной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

различных формах, в том числе:

-предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций

-предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

-размещение среди некоммерческих организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки

товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

государственных и муниципальных социальных заказов;

-предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в

деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Потребительский кооператив — это одна из разновидностей кооперативов. Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

Первые кооперативные предприятия были основаны в Великобритании в самом начале XIX века благотворителями, стремившимися улучшить положение рабочих. Но уже с 1820-1830-х годов хозяевами кооперативных магазинов, мельниц, хлебопекарен становятся сами рабочие. Кооперативы давали возможность рабочим покупать товары по низким ценам.


Нормативная база в России, относящаяся к потребительской кооперации, представлена в первую очередь Гражданским кодексом РФ, который дает общее определение потребительского кооператива, а также раскрывает основные положения в отношении подобного правового объединения и обозначает некоторые обязанности его членов.

Кроме того, более детально потребительская кооперация в России урегулирована законом РФ «О потребительской кооперации в РФ» от 19.06.1992 № 3085-1. По сравнению с кодексом, этот законодательный акт более конкретен и освещает среди прочего:

-вопросы создания потребительского кооператива;

-особенности членства в подобной организации;

-структуру потребительского кооператива, в том числе органы управления;

-состав имущества общества;

-нюансы работы потребительских кооперативов, включая вопросы реорганизации, ликвидации и объединения в союзы.

Однако закон № 3085-1 особенно выделяет и выносит за скобки деятельность специализированных кооперативов, таких как:

-сельскохозяйственные;

-кредитные;

-гаражные;

-жск;

-прочие.

В связи с этим деятельность некоторых видов потребительских кооперативов урегулирована специальными нормативными актами:

-Законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ.

-Законом «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ.

-Жилищным кодексом РФ (в отношении жилищно-строительных кооперативов).

Общественные и религиозные организации относятся к некоммерческим организациям, участниками которых являются только физические лица. Являясь участниками общественных и религиозных организаций, граждане не получают никакого материального дохода или прибыли. Такие организации создаются с целью удовлетворения духовных потребностей их участников. Жертвуя какие-либо материальные средства в пользу организации, ее участники не могут потребовать их обратно в случае выхода из нее, а также не имеют права на распределение остатка имущества при ликвидации организации. Участники общественных и религиозных организаций избавлены от ответственности по долгам этих организаций, как и организации не отвечают за долги своих участников. Доходы, полученные в процессе деятельности общественных и религиозных организаций, поступают на нужды их учредителей.

Общественные и религиозные организации имеют свои уставы и законы, в которых должны быть четко решены имущественные вопросы в соответствии с целями, стоящими перед этими организациями.


Общественные организации – это объединения, созданные физическими лицами количеством не менее десяти человек на основе общих интересов. Целями для создания общественных организаций могут являться: защита прав граждан (социальных, гражданских, политических, культурных и других), участие в благотворительных мероприятиях, спортивных соревнованиях, в управлении государственными делами, развитии культуры, оздоровительных программах, мероприятиях по охране природы и другой общественно полезной деятельности. При создании общественных организаций созывается общее собрание, на котором участниками будущей организации избирается руководство, а также принимаются учредительные документы (устав или положения).

Доходы, получаемые в процессе деятельности организации, идут на осуществление поставленных перед ней целей.

Общественными организациями могут быть различные политические, детские, молодежные, спортивные, культурно-просветительские организации, творческие ассоциации, организации инвалидов, благотворительные организации и другие объединения.

Религиозные организации – это добровольные объединения физических лиц, достигших совершеннолетнего возраста, в целях вероисповедания, совершения различных религиозных обрядов, богослужений, проведения проповедей, религиозного воспитания и религиозного просвещения.

Религиозные организации имеют свои учредительные документы в виде уставов и положений.

К религиозным организациям относятся религиозные учреждения, центры, духовные семинарии, религиозные объединения (местные, центральные, региональные).

Фонды. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредительный фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.


Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.

Фонд относится к числу некоммерческих организаций, не являющихся корпорациями, т.е. не имеет членства. Фонды создаются для материального обеспечения социально-культурной, благотворительной, образовательной и иных общественно полезных видов деятельности, а потому их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда.

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях (п. 1 ст. 118 ГК; п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

Негосударственные пенсионные фонды, созданные в соответствии с федеральными законами для осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фондов в соответствии с заключенными с ними договорами, а также деятельности в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию, считаются не фондами, а особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций социального обеспечения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 апреля 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах" <1>), хотя их правовое положение весьма близко к статусу обычного фонда. Вместе с тем деятельность таких фондов связана с исключительно коммерческим использованием денежных средств граждан и распределением между ними полученных в результате доходов. Поэтому их некоммерческая природа вызывает серьезные сомнения.

Государственное учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично[1].


Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:

1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.

2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.

Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, то есть их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.

Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления[2]. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.