Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору) (Сущность административных барьеров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Укрепление и расширение процессов глобализации во всех сферах жизни человеческого общества, значительно обострили проблему конкурентоспособности Российской Федерации. В условиях постоянного снижения межгосударственных барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий и информации, проблемы национальной конкурентоспособности России в борьбе за привлечение экономических ресурсов и сохранения ресурсов приобретают первостепенное значение. Решение этих проблем возможно только путем создания динамичной рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством.

Экономической реструктуризации, повышения конкурентоспособности продукции и услуг требует значительных инвестиций в обновление производственных мощностей, запуск новых проектов и развитие современных технологий. От государства во многом зависит создание благоприятных условий для развития экономики, предполагающей стабильность и предсказуемость макроэкономической политики, минимальный уровень вмешательства государства в экономическую деятельность, простоты и ясности административных процедур. Следовательно, необходимым компонентом государственной политики в сфере экономики является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, включая выявление и устранение излишних административных барьеров[1].

В последние годы обеспечение равных рыночных условий для всех субъектов хозяйствования, устранение излишних административных барьеров, упорядочение контрольно-надзорных функций государства, государственной поддержки предпринимательства основные направления законодательной деятельности государства в создании благоприятного климата для предпринимательской деятельности в стране. Позиция государства нашла свое отражение в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и основных направлениях антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год.

Избыточное администрирование, недостаточное качество предоставления государственных и муниципальных услуг, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций государственных органов - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном счете затрудняет динамичное развитие отечественной экономики[2].

Цель данной работы выявить влияние административных барьеров на экономическое развитие малых и средних предприятий, для выявления недостатков в законодательстве, препятствующие развитию экономики, рассмотреть способы преодоления административных барьеров на примере строительной отрасли.


Целями данной курсовой работы являются:

- понимание понятия разновидности и рассмотрение механизмов возникновения административных барьеров.

- воздействие на бизнес, особенно в строительной отрасли, способы преодоления, меры, чтобы предотвратить возникновение административных барьеров.

1. Административные барьеры в малом и среднем бизнесе

1.1 Сущность административных барьеров

1.1.1 Административные барьеры с позиции теории поиска ренты и антимонопольного регулирования

Обширные теоретические исследования административных барьеров в экономической науке не представлены, поэтому мы считаем необходимым определить теоретические подходы к административным барьерам для последующей интерпретации государственного регулирования экономической (хозяйственной) деятельности, в частности, малого и среднего бизнеса.

В экономике экономическая активность понимается как способность различных отраслей сравнивать и реализовать их экономические задачи в интересах общества. В теории антимонопольного регулирования считает два показателя экономической деятельности - эффективность и технический прогресс. Анализ первой точки зрения сравнение монополии и совершенной конкуренции, неэффективность созданной монополии в виде конкуренции между экономическими агентами за право стать монополия и потери общества от существования монополии. Однако с появлением широкого толкования потери от существования монополий стало очевидным, что потери общества существенно занижена[3]. Рожденная этим прорывом теория поиска ренты рассматривала фирмы, борющиеся за право стать монополистом посредством вложения ресурсов в деятельности, направленной на монополизацию до тех пор, пока предельные издержки не сравняются предельными затратами.

Выявив теоретические подходы к понятию административных барьеров, можно установить, что не только извлечение ренты, но и сам факт угрозы изъятия ренты ведет к ряду потерь для общества, выражающееся в снижении отдачи от капитала, безвозвратных издержках сокрытия капитала, снижение стоимости капитала.

1.1.2 Институционный анализ административных барьеров

С другой стороны, административные барьеры представляют собой совокупность правил ведения бизнеса как институтов, и затраты на преодоление административных барьеров, по сути, порождают трансакционные издержки, потому что первые отвлекают ресурсы от производительной деятельности[4].


Структура правил и методы соблюдения и регулирования предпринимательской деятельности, которая содержит, в том числе и набор институтов, набор правил, которые позволяют агентам организовывать свою деятельность на рынках.

Перед началом хозяйственной деятельности необходимо получить и определить права собственности. Эти права предполагают существование формального правила (закона) и включают в себя определенный способ интерпретации экономических агентов. Начало экономической активности, связанной с претензиями на ресурсы, относящиеся к выходу на рынок, переуступка прав собственности, исключение или ограничение доступа других агентов, для этих прав и др.

Однако, в российской действительности положительные стороны правил не корректно отображаются, в то время как отрицательные превратились в особую группу факторов, препятствующих развитию малого бизнеса. В последние 15 лет развитие малого бизнеса в России затруднено из-за чрезмерного регулирования со стороны органов власти всех уровней и органов местного самоуправления[5]. Как следствие, особыми препятствиями для развития бизнеса являются административные барьеры.

1.1.3 Понятийная характеристика административных барьеров

Практика деятельности субъектов малого предпринимательства показывает, что на пути развития предпринимательства имеются многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных нормативных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, значительный объем счетов и слишком много контролирующих органов на разных уровнях управления. Многие исследователи считают, что административные барьеры - это затраты предприятий, связанные с реализацией законодательства и нормативных документов, так называемых правил.

По данным Всемирного банка, основными препятствиями в России, развитие предпринимательства, являются административные барьеры, налоговое бремя и коррупция[6].

Ресурсный центр малого предпринимательства дает следующее определение административных барьеров: "помехи, которые сталкиваются предприниматели в своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти".

С позиции узкого понимания административных барьеров составляют, совершенных органами государственной власти или органами местного самоуправления препятствия, что может быть выражено в виде действия и бездействия властей, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным завершение процедуры, предусмотренные действующим законодательством.


Теоретически анализируя административные барьеры, мы можем сделать вывод о факторах и условиях возникновения административных барьеров в общем случае институциональной деятельностью с извлечением ренты политиками и правительством с помощью агентов государства, с сопутствующими потерями в благосостоянии[7].

1.2 Виды и классификация административных барьеров

Формирование эффективной конкурентной среды способствует экономическому росту, но тем не менее на различных уровнях административного, государственного управления генерируются нормы, правила и другие нерыночные меры, которые привели к ограничению конкуренции как на национальном, так и на местных рынках. Складывающаяся парадоксальная ситуация объясняется тем, что государство в лице его различных органов, в частности Министерства по антимонопольной политике, осуществляет мониторинг нарушений закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ведущих к монополизации и ущемлению прав хозяйствующих субъектов. Как следствие, правительство в лице некоторых его органов, создает институциональные барьеры для конкуренции, и в лице других - борется с ними[8].

В этой связи, для всестороннего анализа мер государственного регулирования конкуренции необходимо определить характер барьеров, установленные государством.

Классификация административных барьеров может осуществляться по различным критериям, в зависимости от ваших целей. Мы считаем, что наиболее показательной характеристикой административных барьеров является классификация по стадиям предпринимательства.

Этапы предпринимательства, административные барьеры можно разделить на административные барьеры:

1) при входе предпринимателей на рынки: лицензирование, разрешение, Регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки;

2) поступление товаров (услуг) на рынки: разрешения, сертификации, маркировке, сертификации;

3) осуществление государственного контроля (надзора): делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности.

4) переоформление или завершение предпринимательской деятельности: перерегистрация при изменении корпоративной структуры или деятельности юридического лица, обязательная перерегистрация учредительных документов в связи с изменением законодательства; реорганизации, ликвидации и исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц[9].


Для лиц, осуществляющих регулирующего воздействия административные барьеры можно разделить на административные барьеры, связанные с деятельностью:

1) федеральными органами исполнительной власти;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) местных органов власти;

Следует отметить, что возникновение административных барьеров по целому ряду причин.

1. Непоследовательность и противоречивость реформ в Российской Федерации. В некоторых случаях реформы ограничиваются разработкой и принятием Федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации; Правительство пренебречь анализа, прогнозного моделирования и мониторинга их реализации. В результате, создание необходимой нормативно-правовой базы, в сочетании с неэффективной правоприменительной практики в соответствующих реформировать секторы, в том числе и с несовершенством существующей власти, контролирующих и других государственных учреждений и структурных деформаций.

2. Нестабильность законодательства и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Большое количество новых нормативных актов, изменений, внесенных в регламент, слабая концептуальная разработка положений, большое количество отсылочных бланкетных норм, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.

3. Некачественное и неэффективное функцирнирование органов исполнительной власти. Это связано с широким толкованием отдельных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, злоупотребление властью, неточное выполнение государственных полномочий в осуществлении процедур, связанных с реализацией прав субъектов предпринимательской деятельности (разрешения, лицензии, расширения) и т. д.

1.3 Преодоление административных барьеров

Задача снижения административных барьеров ставится со стороны многих государств и международных организаций. К типичным административным барьерам для ведения бизнеса относятся следующие:

- миграционные визы, разрешения на работу и трудоустройство:

- предварительное разрешение на инвестирование;

- процедуры регистрации, включая регистрацию компании; налогоплательщиков, включая социальное обеспечение; муниципальные органы; права на интеллектуальную собственность, имущественные права, включая права аренды, и т. д.;

- государственная лицензия на ведение бизнеса;

- муниципальная лицензия на ведение бизнеса;