Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору) (Сущность административных барьеров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- право на землю, право на долгосрочную аренду земли;

- регистрация;

- разрешение на строительство и строительные работы;

- разрешение и согласование в области охраны окружающей среды;

- коммунальные услуги по водоснабжению, канализации, электроснабжению, телефонной связи, оказание иных коммунальных услуг, в том числе право пользоваться газом, отоплением, местной или частной дороги, интернет и т. д.;

- налоговая отчетность и контроль за уплатой налогов;

- процедуры импорта и экспорта;

- процедуры обмена;

- процедуры для трудоустройства, регистрация и прекращение трудовых отношений;

- сертификация (стандартизация) продукции;

- ключевых государственных инспекций (пожарной, санитарно-технических, работников, НПО и т. д.)[10].

Административные барьеры не просто являются препятствием на пути развития бизнеса и предпринимательства, но и создают еще одну проблему для государства, так как обычной реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в "теневую" экономику с целью снижения совершение сделок издержек и "бюрократических" рисков. В результате предприниматели лишаются возможности получать некоторые услуги, предоставляемые государственным сектором, снижение поступлений в бюджетную систему.

Решение проблемы теневого бизнеса является одной из наиболее важных сегодня проблем развития малого бизнеса. В развитых странах на сегодняшний день разработана эффективная система мер, направленных на минимизацию потерь от административных барьеров, посредством организационных и правовых (законодательных) мер. Россия использовала оба метода. Но так как последние годы показали неэффективность институциональных методов (создание контролирующих организаций, учреждений с координацией функций) путем копирования ключевых элементов институциональной системы развитых стран и ориентирована на законодательные меры.

Серьезной проблемой является коррупция в государственных и муниципальных органах власти, выступают в качестве источника неравные условия хозяйствования, т. е. создание конкурентных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов и институциональных барьеров для предпринимательской деятельности к другим. Расширение коррупции связано с тем, что в отличие от романтических ожиданий становления в России рыночной экономики американского или европейского типа была разработана меркантилистской экономике, характерной для стран Латинской Америки, основными чертами которого являются высокая дифференциация населения по уровню доходов и высокий уровень коррупции.


2. Законодательная поддержка административных барьеров

2.1 Регистрация предпринимательской деятельности

В соответствии со статьей 34 Конституции каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности[11]. Органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечения свободы предпринимательства и защиты законных интересов предприятий. Однако слабость и неэффективность государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономики порождают ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых большинством исследователей как административные барьеры.

Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются предприниматели, есть у входа на рынок. В то же время с учетом применения основных законодательных актов, затрагивающих основные проблемные аспекты отношений между государственными структурами и предпринимателями на вход в рынок.

Первым нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[12], которая является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.

Положительные моменты этого закона являются, во-первых, введение единой процедуры регистрации по принципу "единого окна" на всей территории Российской Федерации и упрощение процедуры регистрации. Второй положительный аспект Закона №129-ФЗ является сокращение перечня документов для государственной регистрации[13]. Также возможность предоставления документов в регистрирующий орган с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с п. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ[14]. Согласно статье 12 Закона № 129-ФЗ, для юридических лиц - заявление, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа учредительные документы юридического лица, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; и для индивидуальных предпринимателей, в силу статьи 22.1 Закона нет. 129-ФЗ - это заявление, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о рождении, если копия документа, удостоверяющего личность физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, оригинал или копию документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, если копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведения об этом адресе, нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, если физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.


К проблемным моментам применения Федерального закона относятся:

1. Дублирование наименований юридических лиц.

Нормы гражданского кодекса РФ, введенные в действие с 01 января 2008 года установили требования, связанные с использованием фирменных наименований коммерческих организаций. Статья 1473 статьи 76 Гражданского кодекса устанавливает, что юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь Сокращенное фирменное наименование на русском языке. Очень распространены случаи, когда юридическое лицо нарушало требования ст. 1474 ГК РФ, то есть использование одним юридическим лицом фирменного наименования, идентичного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. В данном случае, право требовать прекращения использования наименования принадлежит юридическому лицу - правообладателю. Но это право возникает, если эти юридические лица ведут подобную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. В данном случае, налоговый орган не вправе отказать в государственной регистрации. Спор между юридическими лицами будет решаться в суде.

2. Отсутствие единой системы идентификации хозяйствующих субъектов и получаем разные цифры при регистрации на различных факультетах.

3. Фактическое время регистрации (от недели до месяца) отличаются от официально декларируемых в законе (5 дней - ст. 8 Закона № 129-ФЗ 9).

4. Стоимость регистрации превышает размер государственной пошлины, в размере 4000 рублей для юридических лиц и 800 рублей для индивидуальных предпринимателей. Поскольку подпись заявителя в заявлении о регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя должна быть заверена нотариусом[15].

Второй нормативно-правовой акт, с которым сталкиваются предприниматели при выходе на рынок, является Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Положительные аспекты данного Федерального закона является существенное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (до 50) и упрощение процедуры лицензирования на территории России.

Проблемные моменты применения данного Федерального закона являются:

1. Реальные сроки получения лицензий и их средняя цена гораздо больше установленных в законе.

2. Большое количество отсылочных норм и правил, закона не приведены в порядок в соответствии с действующим законодательством.


3. Установлен различный порядок лицензирования для однородных объектов[16].

А также перечислены индивидуальной трудовой деятельностью, имеют много общего.

Этот режим лицензирования, представляя собой один из универсальных и эффективных легализующих средств государственного регулирования экономики, который наиболее полно проработаны юридически, в отличие от иных средств разрешительных режимов, является ограничителем свободы предпринимательской деятельности в целях защиты прав отдельных граждан и общества в целом, а также публичных интересов государства.

Посредством режима лицензирования государство осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами требований законодательства соответствующего лицензируемого вида деятельности, требований к обеспечению единой государственной политики в указанной сфере деятельности.

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает предпринимателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в свободное осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, обязан получить специальную лицензию разрешение[17].

Основным нормативным правовым актом стал Федеральный закон от 8 августа 2001 года. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (с последующими изменениями), был отменен с выходом Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Все виды деятельности, упомянутые в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года. № 128-ФЗ лицензируются в строгом соответствии с положениями закона. Кроме того, лицензирование деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17, является неделимым и не может быть изменен по усмотрению каких-либо органов исполнительной власти, участвующих в процедурах лицензирования.

Лицензируемые виды деятельности подлежат пересмотру, в отношении ряда из них лицензирование прекращается со дня вступления в силу технического регламента.

2.2 Государственные меры по устранению административных барьеров

Устранение административных барьеров в предпринимательской деятельности имеет положительный макроэкономический эффект. Во-первых, устранение препятствий для входа на рынок оживляет конкуренцию, имеет положительный эффект для потребителя. Во-вторых, административные барьеры ведут к уходу в теневую экономику. В-третьих, административные барьеры приводят к экономическим потерям потребителей от завышенных розничных цен хозяйствующими субъектами вследствие включения в них непроизводственных издержек на преодоление административных барьеров.


Российские власти обсуждают проблему снижения административных барьеров, начиная с 1995 года, тем самым пытаясь повысить конкурентоспособность российской экономики и развития предпринимательства[18]. Для этого мы разработали два важных закона. Во-первых, статьей 6 Закона № 88 РФ "О государственной поддержке сектора малого предпринимательства в Российской Федерации", направленный на создание "упрощенной процедуры регистрации малых предприятий, лицензирования, сертификации продукции, а также статистической и бухгалтерской отчетности для малого бизнеса".

Второй-Указ Президента РФ № 730 (1998), О "мерах по устранению административных барьеров для развития бизнеса"[19] и определены три области, в которых проводить политику по развитию предпринимательства:

сокращение административных барьеров, с которыми столкнулась компания в процессе хозяйственной деятельности;

сокращение числа лицензирующих органов, и строгий контроль всех операций по лицензированию вышестоящими органами;

четкое разграничение функций по лицензированию, контролю и регулированию между различными государственными органами.

Кроме того, были приняты следующие законы и постановления, направленные на устранение административных барьеров в развитии предпринимательства: Федеральный закон № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" нет. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и от 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года N797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".

Правительство Российской Федерации исходит из того, что решение накопившихся проблем в области административных барьеров должна быть направлена на согласование и координацию законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В таких условиях правительство справедливо указывает на необходимость создания условий для развития малого и среднего бизнеса. Указом Президента РФ Д. А. Медведева от 15.05.2008 г. нет. 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" Правительству Российской Федерации было поручено разработать и внести в Государственную Думу проект Федерального закона, предусматривающего ряд мер по борьбе с административными барьерами для предпринимательства, в том числе усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), преимущественно уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, замена лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий и др. Таким образом, в борьбе с административными барьерами является один из аспектов совершенствования и развития нормативно-правовой базы в области защиты прав предпринимателей. Однако, не все меры по снижению административных барьеров для достижения цели хороши. Проблема существования административных барьеров не нова и имеет глубокие исторические корни, в этой связи, следует обратить внимание на невозможность ее полного устранения.