Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Как развивается франчайзинг в России: проблемы и перспективы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Член коллегии экспертов Федерации франчайзинга Франции и автор книги франшиза Ла Гилберт, Меллинг уверены, что часть банковской системы стало возможным успешное развитие франчайзинга во Франции. Многие французские финансовые учреждения были открыты отделы, которые занимаются финансированием франчайзи, которые показывают высокую доходность в сочетании с относительно низким уровнем риска.

Проблемы, с которыми сталкиваются франчайзи?

Есть много факторов, которые тормозят быстрое развитие франчайзинга в России. Среди основных причин эксперты называют дефицит качественной недвижимости, которая будет соответствовать профилю бизнеса. Франшиза развитию бизнеса не способствует отсутствие внятной законодательной базы. Не лучшим образом сказывается и близость самих франчайзи, которые не торопятся предоставлять более детальную информацию об условиях, на которых мы можем сотрудничать, считают эксперты РАФ.

Еще одним поводом для умеренного роста рынка франчайзинга - острая нехватка специализированных посредников между франчайзерами и начинающими бизнесменами-франчайзи. Предприниматели, имеющие франшизу, остаться с ней один на один, без возможности проконсультироваться по некоторым вопросам. Однако, наличие таких посредников на российском рынке постепенно расширяется. Например, инвестиционный фонд "Лайф Франчайзинг" предоставляет предпринимателям до 90% от суммы на приобретение любой франшизы из своего портфеля (рестораны "Шоколадница", метро, "папа Джон"; супермаркет "Перекресток Экспресс" и другие). Договор компания заключает на пять лет, в ходе которого специалисты Фонда будут кон-воспитывать предпринимателей. За это время предприниматель должен приобрести у Фонда свою долю франшизы. До окончания срока действия договора, акции компании с опытом предпринимателя и финансы, и после окончания проекта.

"Мы проводим до 90% инвестиционного бизнеса и взять на себя риски начинающих. Мы выбираем франшизы на основе их экспертной оценки, поэтому вопрос финансирования франчайзинговых проектов только те лица, которые прошли наш строгий отбор", - отмечает управляющий инвестиционными проектами Антон Реутов[25].

Успех таких посредников, из-за недоступности традиционных банковских кредитов для большинства предприятий, задействованных в сфере франчайзинга. Это еще одна причина, тормозящая развитие рынка франшиз. Однако, в России есть положительные примеры в этом направлении. Пионером можно считать Сбербанк, который имеет около 70 франчайзинговых партнеров. Кроме того, Банк не только дает бизнес-специализированных кредитов, но также поддерживает предложение для развития собственного бизнеса на основе бизнес-плана (предприятий общественного питания, ремонт обуви, салон красоты, мебельного производства и др.). В октябре этого года самых популярных франшиз, под которые предприниматели брали кредиты, началась-магазине игрушек "Бегемот", фаст-фуд ресторан Subway , магазин автомобильных аксессуаров Автодевайс, торговля нижнего белья "Парижанка" и другие. При этом сумма займов, выданных банком на франшизу, составляет 80% от объема инвестиций, остальные 20%, бизнес должен найти самостоятельно. Однако активность Сбербанка на рынке франчайзинга можно считать исключением, потому что другие банки не спешат развиваться в этом направлении[26].


Каковы перспективы российского рынка франчайзинга?

Однако, для российского рынка франчайзинга характеризуется неравномерным распределением бизнеса. Как правило, только после реализации своих проектов в Москве и Санкт-Петербургском рынках коммерсанты начинают продвигать его в регионы. Однако, направление развития в сторону регионального франчайзинга уже установлена, сообщил руководитель Департамента по вопросам лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев в ходе круглого стола "Франчайзинг в Тюменской области: итоги 2013 года и планы на 2014 год", который прошел вчера на площадке тю-Западный промышленный Парк. Важным событием 2013 года стало открытие Тюменского представительства СРР.

Например, в Башкортостане в 2014 году, откроется франшизы будет создана совместно с РАФ. По словам исполнительного директора РАФ Юрия Михайличенко, франчайзинг становится реальным инструментом, чтобы вывести экономику на мировой рынок, но при условии, что создали пакетное предложение. Он убежден, что под франшизами нужно подразумевать не только разрешение на использование бренда, но и конкретный набор услуг для обслуживания бизнеса. В качестве примера, Сергей Михайличенко ведет франшиза по производству самолетов "Бомбардье". Французы не только продавать услуги, но аэропорты и направления перелета.

Специалисты рекомендуют обратить внимание на развитие франчайзинга в Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Перми, Омске, Владивостоке и других городах.

Но сначала нужно провести "ликбез", чтобы участвовать в обучающих программах. Понимая перспективы развития франчайзинга, власти намерены вовлечь в активное обучение предпринимателей основам этого бизнеса. Для этой цели намерены потратить крупные суммы денег[27].

В этой ситуации неудивительно, что вскоре можно будет открыть отделениях "Почты России" частные компании на условиях франчайзинга. Нововведения, предусмотренные законопроектом "о почтовой связи" позволит "Почте России". По словам соучредителя сети автоматизированных терминалов доставки QiwiPost Игорь зубов, франчайзинговая схема работы почтовых отделений успешно используется в Европе. Оператор контролирует 10% - 20% всех офисов, а оставшиеся открытые контракты с сетевыми магазинами и индивидуальными предпринимателями.

В России в настоящее время отсутствует необходимое законодательство по франчайзингу, который во многом тормозит развитие рынка. Примером в этом отношении может стать ЕС, который, по мнению некоторых экспертов, нашли оптимальный способ правового регулирования франчайзинга. Например, были определены Общие критерии оценки договоров франчайзинга на соответствие антимонопольному законодательству ЕС и закреплено в список положений, которые не могут быть включены в договоры франшизы из-за риска возможного ограничения конкуренции. Более детальное регулирование отношений в сфере франчайзинга заключается на усмотрение сторон договора. Чтобы избежать внесения корректировок для франчайзинга в законодательстве и России. В этом случае, есть большая вероятность, что бизнес по франшизе прибавит к ВВП России на более солидные суммы[28].


Общий объем российского рынка франшиз оценивают в 5 млрд. долларов, в Казахстане, годовой оборот франчайзинга достигает "только" вдвое меньше - 2,5 миллиарда долларов. В конце этого года, казахи намерены идти до 2,7 млн. долл.

Около 60% экономики ЕС "делает" франчайзинг. В то время как около 90% этого бизнеса в ЕС растет из-за конкретных целевых кредитов.

С точки зрения увеличения оборота крупных и средних торговых компаний, франчайзинг становится одним из самых эффективных инструментов для выживания малого бизнеса. Однако в России этот вид бизнеса не получил должного внимания, "уровень осведомленности базовых знаний в этой области в предпринимательской среде достаточно низок". К такому выводу пришли эксперты по маркетинговым исследованиям компании NeoAnalytics, которые составили книгу "российский рынок франчайзинга: итоги 2012 г., прогноз на 2013-2014 годы". Они делают Общие утешение для российского рынка франчайзинга[29].

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что франчайзинг является новой формой ведения бизнеса является то, что некоторые предприятия частично передать право на ведение бизнеса другому предприятию.

Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Кроме того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.

Правовые вопросы франчайзинга можно отнести к сложности механизма контроля правообладателя. Государственный контроль и надзор за деятельностью франчайзи не проводится по той причине, что в отношении франчайзинга по своей правовой природе являются партнером и требует доверительных отношений между компаниями. Однако культура ведения бизнеса в форме франчайзинга в России пока не установлены, и время от времени, франчайзи пытаются сделать некоторые нововведения, которые могут существенно навредить франчайзера[30].

Как и любой экономический процесс, франшиза имеет положительные стороны и возможные недостатки. Анализируя основные положительные и отрицательные стороны для всех участников франчайзингового бизнеса, можно сделать вывод, что эти дефекты являются естественной платой за получение вышеназванных преимуществ.

Мы обнаружили, что наиболее популярные в России франшиза в сфере розничной торговли, что составляет почти половину всех существующих на рынке. Второе место занимает сфера общественного питания, на третьем месте - франчайзинг в сфере бытового обслуживания.


Наиболее перспективным является развитие франчайзинга в сферах: услуги в области спорта и здравоохранения, информационных технологий, туризма, гостеприимства, игорного бизнеса, продажи услуг по прокату и обслуживанию автомобилей.

Тем не менее, необходимо разработать законодательную базу, франшизы, включение бизнес-системы в государственной программе по поддержке малого бизнеса, создание системы налоговых льгот, возможность применения упрощенной формы бухгалтерского учета, а также создание учебных и консультационных центров по франчайзингу.

Франчайзинг играет важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает видное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.

Привлекательность франчайзинга в убедительных преимуществ для обеих сторон франчайзинговых отношений. Для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний возможность расширить и упрочить свое положение на рынке. Этим можно объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, и в Америке.

По сути, франчайзинг-это помощь людям, которые по каким-то причинам не способен открыть свое дело или организовать бизнес, но хотите начать работать. Так что франчайзинг дает возможность решить проблему трудоустройства, а именно когда есть франчайзи с согласия франчайзера, это также дает возможность принять на работу молодежь и лиц, для которых полная занятость невозможна.

Значительное расширение системы франчайзинга дает возможность повысить экономическую активность населения и использовать эти средства для инвестиций в малые предприятия.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 09.02.2009 г.)

2. ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.)

3. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ (в ред. от 22.12.2008 г.)

4. ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г.)

5. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2006.

6. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М.: Дело, 2004

7. Муравьев А.И. Предпринимательство. - СПб.: Лань, 2005

8. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы). - М.: ИНФРА-М, 2007