Файл: Общение как взаимодействие (Отдельные аспекты общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В психологии все возможные типы взаимодействия делятся на два противоположных типа: сотрудничество (сотрудничество) и соревнование (конфликт).

Сотрудничество - это взаимодействие, которое способствует организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов субъектов взаимодействия.

Описывает несколько видов конфликтов в профессиональной деятельности юриста:

1. Конфликты, вызванные разнообразием профессиональных обязанностей юриста.

2. Конфликты, возникающие из-за разных ожиданий тех людей, которые влияют на выполнение профессиональных обязанностей юриста.

3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных видов легальной деятельности.

4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения адвоката от различных директив, правовых норм, которые оставляют мало места для самодеятельности.

5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере.

6. Конфликты, вызванные несоответствием ценностей, выдвигаемых юристом в компании (различные формы собственности), ценностям, наблюдаемым сотрудниками за ее пределами.

Конфликтные ситуации при совершении процессуальных действий (розыск, допрос и т. д. Описаны нами в курсе юридической психологии).

В процессе познания другого человека одновременно осуществляются несколько процессов: эмоциональная оценка другого человека, попытка понять мотивы его действий, стратегия изменения поведения, основанная на этом, выработка стратегии его собственного поведения, и т.д. Однако как минимум два человека включены в эти процессы, и каждый из них является активным субъектом.[31]

Поэтому сравнение себя с другим проводится как бы с двух сторон: каждый из партнеров сравнивает себя с другим.

Термин «идентификация» буквально означает ассимиляцию другому. Это один из самых простых способов понять другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди используют эту технику, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению основано на попытке поставить себя на его место. В связи с этим идентификация выступает как один из механизмов познания и понимания другого человека.

Другой механизм познания другого - эмпатия - близок по важности к идентификации.

В характеристике передачи знаний особое значение имеет и другое отражение. В социальной психологии рефлексия относится к осознанию человеком того, как он или она воспринимается партнером по общению.


В процессе человеческого восприятия и понимания важную роль играют отношения, которые приводят к различным социально-психологическим эффектам. Три из них изучаются больше всего: эффект ореола, эффект новизны (или первичности) и эффект стереотипирования.[32]

Эффект ореола заключается в том, что информация, полученная о человеке, «читается» определенным образом, на нее накладывается идея о том, что было создано заранее. Ранее разработанное представление служит ореолом, мешающим увидеть реальные особенности и проявления объекта восприятия. Эффект ореола отчетливо проявляется в формировании первого впечатления человека: общее благоприятное впечатление о нем приводит к положительным оценкам и его неизвестным качествам.

И наоборот, общее негативное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В психологии было обнаружено, что эффект ореола наиболее отчетливо проявляется, когда воспринимающий обладает минимальной информацией об объекте восприятия, а также когда суждения относятся к моральным качествам.[33]

Эффекты первичности и новизны тесно связаны с этим эффектом. Оба они касаются важности определенного порядка представления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект примата проявляется в том, что в восприятии незнакомца преобладает информация о нем, которая была представлена ​​ранее.

В более широком смысле все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего человеческое восприятие - феномена стереотипов.

Стереотипирование в процессе людей, знающих друг друга, может привести к двум различным последствиям. В первом случае это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека.

Во втором случае стереотипирование ведет к предубеждениям. Если суждение основано на прошлом опыте, и этот опыт был отрицательным, любое новое восприятие представителя той же группы окрашено неприязнью.

В отличие от инфекции, которая обычно имеет невербальный характер (музыка, эмоции и т. д.), Внушение, наоборот, носит вербальный характер, т. е. осуществляется посредством речевого сообщения.

Подражание как способ воздействия проявляется в следующем любом примере, образце посредством его воспроизведения. Имитация имеет особое значение в процессе психического развития человека.


3.2 Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

Понятие «общение» связано с обменом информацией, который происходит между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия путем развития здравого смысла передаваемой и воспринимаемой информации.[34]

Действия, целью которых является восприятие смысла, называют коммуникативным.

Основной задачей общения является достижение социальной общности.

Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.[35]

В более широком философском смысле общение рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом информацией, идеями и т. д., либо с передачей контента из одного сознания в другое через системы знаков.

Социологический аспект понимания общения раскрывает специфику средств общения любых объектов материального и духовного мира.

Эта концепция часто используется по отношению к различным СМИ (СМИ).

Их широкое распространение и влияние практически на каждого человека породили концепцию общего информационного поля, в котором живут современные люди.

Как массовый процесс, общение - это постоянное распространение информации через технические средства связи среди большой разбросанной аудитории, влияющее на оценки, мнения и поведение людей.

Общение выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации.

Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, так как информационные процессы в современном мире определяют значительную часть человеческой жизни.[36]

Лицо, передающее информацию, является коммуникатором, лицо, получающее ее, является получателем.

В процессе взаимодействия коммуникатор и получатель меняются местами, так как функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.

Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда эти функции жестко закреплены за субъектами на определенное время.

Обмен информацией - это глобальное явление, которое выходит за рамки простого человеческого общения.

Однако специфика межличностного обмена информацией значительна.

Это определяется наличием процесса психологической обратной связи, появлением коммуникационных барьеров, появлением явлений межличностного влияния, наличием разных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу информационного контента.


Суть процесса психологической обратной связи заключается в том, что субъектам необходимо разработать систему единого знака и общее понимание вопросов, обсуждаемых в ходе общения.

Когда человек получает информацию, он прежде всего ее воспринимает, то есть интерпретирует.

Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.

Коммуникация - это, прежде всего, общение, то есть обмен информацией, важной для участников общения.

Все средства общения делятся на две группы: вербальные (устные) и невербальные. Данные, согласно которым передача информации осуществляется за счет словесных средств (только слова) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38%, а невербальными средствами - на 55% ,

Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а также невербальное отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством самовыражения.

Люди быстро учатся приспосабливать свое словесное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела менее гибок.

Разрабатываются различные классификации невербальных средств общения, которые включают все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Наиболее значимым средством кинезиса являются визуально воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительную регулирующую функцию в общении.

К кинезиту относятся экспрессивные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.

Механизмы социального восприятия - это способы, которыми люди интерпретируют и оценивают другого человека.

У каждого человека есть свои предположения о том, почему воспринимаемый человек ведет себя определенным образом.

Если наблюдатель является преимущественно внешним, то причины поведения человека, которого он воспринимает, будут видны ему во внешних обстоятельствах.

Если он стажер, то интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личными причинами.

Заключение

Общение является формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психического контакта.


Первоначальной предпосылкой для общения является, прежде всего, наличие людей, которые могут установить какой-то контакт друг с другом.

Речь - самое универсальное средство общения. Речь - это процесс общения с другими людьми на естественном языке.

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется в организации совместной деятельности людей.

Социальные отношения «даются» во взаимодействии через реальную социальную деятельность, частью которой является (или форма организации) взаимодействия.

Поскольку взаимодействия «идентичны» по форме своего проявления, в истории общественных наук уже предпринималась попытка выстроить всю систему социальных знаний, опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемый формальный социология Г. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с изучением «альтруизма». Альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которая приобретает значение только в системе определенной социальной активности.

При анализе взаимодействия также важен тот факт, что каждый участник осознает свой вклад в общую деятельность: именно это понимание помогает ему или ей корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть раскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что успех стратегии и тактики совместных действий зависит от степени понимания партнерами друг друга, так что их «обмен» возможен.

Таким образом, чтобы понять механизм взаимодействия, необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного человека «накладываются» на идею партнера, и как-то оба проявляются при принятии совместного решения. Другими словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения того, как формируется образ партнера по общению, точность которого зависит от успешности совместной деятельности.

Библиография

  1. Абитов И.Р. Психология - наука будущего: материалы международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего», 1-2 ноября 2007 г., Москва / И.Р. Абитов [и др.]. — М. : Институт психологии РАН, 2017. — 512 c.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник / Г.М. Андреева. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва : Аспект пресс, 2012. – 362 с.
  3. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1: учебное пособие по курсу «Психология делового общения» / Е.А. Афанасьева.— Саратов: Вузовское образование, 2014. — 106 c.
  4. Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса: учебное пособие / В.А. Барабанщиков.— М. : Когито-Центр, Высшая школа психологии, 2006. — 240 c.
  5. Воловикова М.И. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М.И. Воловикова, Л.М. Попов, А.Б. Купрейченко. — М. : Институт психологии РАН, 2014. — 320 c.
  6. Дмитриева Н.Ю. Учебное пособие по общей психологии / Н.Ю. Дмитриева. — Саратов: Научная книга, 2015. — 128 c.
  7. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии / А.Л. Журавлев. — М. : Институт психологии РАН, 2018. — 560 c.
  8. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Филипп Зимбардо, Майк Ляйппе ; пер. с англ. Н. Мальгиной, А. Федорова ; под науч. ред. А.Л. Свенцицкого. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 448 с.
  9. Кольцова В.А. История психологии. Проблемы методологии / В.А. Кольцова. — М. : Институт психологии РАН, 2017. — 511 c.
  10. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс ; пер с англ. З. Замчук. – СПб. : Питер, 2011. – 793 с.
  11. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 1. — М. : Когито-Центр, 2017. — 640 c.
  12. Общая психология. Хрестоматия: учебное пособие / А.Н. Леонтьева [и др.]. — М. : Евразийский открытый институт, 2016. — 256 c.
  13. Пономарева М.А. Общая психология и педагогика: ответы на экзаменационные вопросы / М.А. Пономарева, М.В. Сидорова.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — 144 c.
  14. Резепов И.Ш. Общая психология: учебное пособие / И.Ш. Резепов.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 109 c.
  15. Сельчихина Е.Б. Общая психология: учебное пособие / Е.Б. Сельчихина. — Калининград: Калининградский государственный университет, 2018. — 115 c.
  16. Современные методы практической психологии: сборник научных трудов по материалам II международной летней психологической школы УрФУ «Современные направления практической психологии» / В.М. Воронин [и др.]. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 169 c.
  17. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций / Н.Б. Челдышова. — М. : Экзамен, 2008. — 215 c.
  18. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию / В.Д. Шадриков. — М. : Институт психологии РАН, 2016. — 656 c.
  19. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики: избранные труды / В.Б. Швырков. — М. : Институт психологии РАН, 2016. — 592 c.
  20. Юревич А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. — М. : Институт психологии РАН, 2015. — 312 c.