Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18) в виде комиссионных сборов при проведении операций с валютными ценностями;

19) в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;

20) в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьёй 292 НК РФ от 10.04.2010 г.;

21) в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьёй 300 НК РФ от 10.04.2010 г.;

22) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.

Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков, а также страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заёмщика банка, в пределах суммы задолженности заёмщика по заёмным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счёт указанных страховых выплат.

Особенности определения расходов банков (ст. 291 НК РФ). К расходам банка, кроме расходов, предусмотренных статьями 254-269 НК РФ от 10.04.2010 года, относятся также расходы, понесённые при осуществлении банковской деятельности:

1) проценты по:

- договорам банковского вклада и прочим привлечённым денежным средствам физических и юридических лиц находящихся на банковских счетах;

- собственным долговым обязательствам;

- межбанковским кредитам, включая овердрафт;

-приобретённым кредитом рефинансирования, включая приобретённые на аукционной основе в порядке, установленном ЦБ РФ;

- займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;

- иные обязательства банков перед клиентами.

Проценты по межбанковским кредитам со сроком до 7 дней учитываются при определении налоговой базы без учёта положений пункта 1 статьи 269 НК РФ от 10.04.2010 г. исходя из фактического срока действия договоров.

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию;

3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по рассчётно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других банках, плату другим банкам за расчётно-кассовое обслуживание этих счетов, расчётные услуги ЦБ РФ, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платёжных документов и иные аналогичные расходы;


4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счёт и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков;

5) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учётной стоимостью;

6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;

7) расходы по переводу пенсий и пособий, по переводу денежных средств без открытия счетов физическими лицами;

8) расходы по изготовлению и внедрению платёжно-расчётных средств;

9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчётно-платёжных документов, а также расходы по упаковке, перевозке, пересылки и доставке принадлежащих кредитной организации или её клиентам ценностей;

10) расходы по ремонту и реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранения ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;

11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеке и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;

12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;

13) расходы по аренде брокерских мест;

14) расходы по оплате услуг расчётно-кассовых и вычислительных центров;

15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;

16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;

17) комиссионные сборы за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счёт и по поручению клиентов;

18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;

19) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьёй 292 НК РФ от 10.04.2010 года;


20) суммы отчислений в резерв под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьёй 300 НК РФ от 10.04.2010 года;

20.1) суммы страховых взносов банков, установленных в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках РФ;

20.2) суммы страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заёмщика банка, в которых банк является выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заёмщиками;

21) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.

Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.

Расходы на формирование резервов банков (ст. 292 НК РФ)

1. Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьёй 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам).

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, установленном ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом «О Банке России», признаются расходы с учётом ограничений.

При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя.

2. Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, включаются в состав внереализационных расходов в течении отчётного периода.

При принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадёжной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на неё.

Прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Банке России», облагается налогом по налоговой ставке 0 %.

Региональные налоги

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывают необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода организации.

Тот или иной критерий классификации налогов относит налог на имущество предприятий к определённой группе: по субъекту обложения - к имущественным налогам, по уровню подчинённости - к региональным. Всё это свидетельствует о налоге на имущество предприятий как о неотъемлемой части налоговой системы страны.


Среди имущественных налогов налог (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование или дарение) налог на имущество предприятий занимает центральное место по сумме поступлений (около 99%).

Это исторически обусловлено - большая часть имущества в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц.

При его взимании реализуются обе функции налога: фискальная и экономическая.

первая функция - благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов;

вторая функция - через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путём освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.

Кроме того, удобство налога на имущество для государства очевидно: имущество - овеществлённый доход, и скрыть его сложнее.

Для отнесения хозяйствующего субъекта к плательщикам данного налога необходимо наличие у него статуса юридического лица и имущества на территории РФ.

Налогоплательщиками налога признаются российские организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ.

Объектом налогообложения признаётся:

- для российских организаций признаётся: движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства признаются: движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленном порядком ведения бухгалтерского учёта, утверждённой в учётной политике организации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Налоговым периодом признаётся календарный год, отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Местные налоги

В современных условиях земельный налог - наиболее фискальный в структуре местных налогов и сборов. В настоящее время порядок исчисления и уплаты в бюджет земельного налога регулируется инструкцией МНС РФ «По применению Закона РФ «О плате за землю» от 12.04.2002 года.


В соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Ш Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

1.2. Развитие налогообложения банков в современных условиях

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;

Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;

Защиту хозрасчетных интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;

Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;

Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;