Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация системы налогового учёта подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев или систематизации в ресурсах налогового учёта, а также порядке ведения учёта, в формировании и отражении в ресурсах информации об объектах налогового учёта.

Налогоплательщик на основании аналитического учёта внереализационных доходов и расходов ведёт расшифровку доходов и расходов в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счёта, банковского вклада и иным образом оформленным долговым обязательствам.

В аналитическом учёте налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров. Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитываются в аналитическом учёте исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчётном периоде на дату признания доходов (расходов).

- Проценты, учитываемые банком по договору банковского счёта, включаются налогоплательщиком в налоговую базу на основании выписки о движении денежных средств по банковскому счёту налогоплательщика.

- Проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам учитываются на дату признания (расхода).

- Проценты, полученные налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки о движении денежных средств налогоплательщика по банковскому счёту.

Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчётным периодам, по которым были произведены в текущем отчётном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих к отнесению на расходы при наступлении того отчётного периода, к которому они относятся. Аналитический учёт доходов и расходов по хозяйственным операциям ведётся в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы полученного аванса и периода, в течении которого указанная сумма относится на доходы и расходы.

Комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, уплаченные налогоплательщиком, расчёты по расчётно-кассовому обслуживанию, открытие счетов в других банках и другим аналогичным операциям относятся на расходы на дату совершения операции, если предусмотрено договором. В аналогичном порядке налогоплательщиком ведётся учёт по доходам, связанных с осуществлением операций по расчётно-кассовому обслуживанию клиентов, корреспондентским отношениям и другим операциям.


Сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих от переоценки учётной стоимости драгоценных металлов при её изменении, включается в состав доходов в виде сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов - в виде суммы сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной, на последнее число отчётного периода. При реализации драгоценных металлов доходом признаётся положительная разница между ценой реализации и учётной стоимостью на дату их реализации, а расходом - отрицательная разница. Под учётной стоимостью драгоценных металлов понимается их покупная стоимость с учётом переоценки, проводимой в течении срока нахождения таких металлов у налогоплательщика в соответствии с требованиями ЦБ РФ. Аналитический учёт ведётся по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В аналитическом учёте отражаются даты совершения операции купли-продажи, цена покупки, цена продажи, количественной и качественной характеристикой драгоценных камней.

В Сбербанке в консолидированной финансовой отчётности отражены расходы по налогу на прибыль в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ с использованием налоговых ставок и законодательных норм, которые действуют или по существу вступили в силу на отчётную дату. Расходы по налогу на прибыль включают текущие налоговые платежи и отложенное налогообложение и отражаются на счетах прибылей и убытков, если только они не должны быть отражены в составе прочих совокупных доходов в связи с тем, что относятся к операциям, которые также отражены в этом же или другом периоде в составе прочих совокупных доходов.

Текущее налогообложение рассчитывается на основе сумм, ожидаемых к уплате в бюджет/возмещению из бюджета в отношении налогооблагаемой прибыли или убытков за текущий и предшествующие периоды.

Отложенный налог на прибыль признаётся в отношении отложенных налоговых убытков и временных разниц между налогооблагаемой базой активов и обязательств и их текущей стоимостью в соответствии с финансовой отчётностью. Отложенный налог не учитывается в отношении временных разниц при первоначальном учёте не влияет ни на бухгалтерскую, ни на налоговую прибыль.

Активы и обязательства по отложенному налогообложению определяются с использованием ставок налогообложения, которые действуют или по существу вступили в силу на отчётную дату и которые будут применяться в период, когда будут восстановлены временные разницы или зачтены отложенные налоговые убытки. Отложенные налоговые активы и обязательства взаимозачитываются только в рамках каждой отдельной компании Группы.


Налоговая база для расчета налога на прибыль определяется, как разница между полученными доходами организации и произведенными расходами.

3. Пути совершенствования расчётов по налогам и сборам в банках

Сберегательный банк является открытым акционерным обществом, он был создан в 1841 году и с этого времени осуществлял операции в различных юридических формах. Банк работает на основании лицензии, выданной Банком России, с 1991 года. Деятельность банка регулируется и контролируется Банком России и Федеральной службой по финансовым рынкам.У Сбербанка имеются Группы - дочерние компании, которые осуществляют коммерческие и розничные банковские операции. Деятельность Группы за пределами РФ осуществляется через 3 дочерних банка, расположенных в Украине, Республике Беларусь и Казахстане, а также через представительство в Германии.

Экономика РФ чувствительна к негативным тенденциям на финансовых рынках, а также к замедлению темпа экономического в других странах. Правительство РФ продолжает осуществление экономических реформ и совершенствование юридического, налогового и нормативного законодательства. Стабильность российской экономики в будущем в значительной степени зависит от этих реформ и эффективности экономических, финансовых и денежно-кредитных мер, предпринятых Правительством.

В современном налоговом и банковском законодательстве существует множество противоречий. Для их решения необходимы поправки к налоговой реформе. Причем, совершенствование налогообложения кредитных организаций должно осуществляться исходя из содержания проводимых ими операций с учетом анализа практики применения российского налогового законодательства и международного опыта.

На практике происходит постепенная эволюция взглядов на задачи, решить которые должен учет налоговых факторов в процессе принятия управленческих решений. Банки в основном стремились минимизировать свои налоговые платежи за счет «схем» ухода от налогообложения.

В связи с кризисом на первый план вышла высокая чувствительность бизнеса к различного рода рискам, в том числе налоговым. Усложнение налогового законодательства, увеличение международных транзакций, значительные санкции и даже банкротство в случае выявления уклонения от налогов, наконец, ущерб, наносимый репутации банка судебными разбирательствами, - все это вызывает необходимость рассмотрения налогообложения как сферы потенциальных рисков для организации. В результате руководители многих банков в настоящее время с опаской относятся к операциям, которые могут повлечь негативную реакцию налоговых органов или необходимость судебной защиты налогового планирования.


В настоящее время налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов, влияет на все ключевые финансовые решения. Налогообложение воздействует не только на достижение важнейших финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, прибылью и капиталом, а опосредованно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской политики, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).

В связи с этим учет налоговых аспектов в процессе принятия управленческих решений должен стать неотъемлемой частью современной системы финансового менеджмента в банке, согласовываться с его целями и задачами, пронизывать все его этапы. Для этого учет налоговых аспектов должен проводиться на постоянной основе, быть закреплен внутренней организационно-распорядительной документацией, его цели и задачи должны быть согласованы с членами правления (Совета директоров) банка.ФНС РФ разработала рекомендации по проведению проверок за уплатой НДС. Налоговики не будут проверять компании, доля вычетов которых стабильно составляло менее 90% от начисленных сумм налога. А также те фирмы, сумма вычетов которых за налоговый период не превышает 1 млн. рублей.

В целях повышения эффективности и оперативности получения от банков информации об открытых счетах налогоплательщиков, а также для снижения затрат банков по составлению и направлению соответствующих сообщений в налоговый орган в ряде субъектов Российской Федерации завершается опытная эксплуатация программно-технического комплекса «Банковские счета», направленного на представление указанных сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Сохранение действующей системы налогообложения банковских операций сопряжено с рядом проблем.

Во-первых, грань между облагаемыми и освобождаемыми операциями банка все более стирается.

Во-вторых, банки зачастую предоставляют клиентам комплекс финансовых и нефинансовых услуг, а нефинансовые организации оказывают некоторые финансовые услуги.

Для решения этих проблем возможны три подхода:

1) переход к полному налогообложению финансовых организаций;

2) расширение действующей системы косвенного налогообложения;

3) введение дополнительных компенсационных налогов.

Заключение


Изучив налоги, уплачиваемые кредитными организациями в бюджет и рассмотрев на примере Сбербанка особенности начисления и уплаты налогов можно сказать, что проблемы, возникшие с введением закона, потихоньку решаются: с введением более точных трактовок статей или с нарастанием опыта служащих банка, которые непосредственно исчисляют налоги. Но все-таки необходимо решать такие вопросы на государственном уровне как можно скорее. При этом, необходимо руководствоваться не только своим личным мнением, а так же учитывать мнение кредитных организаций, так как все бремя ложится именно на них.

В налоговой системе произошли значительные положительные сдвиги, которые позволили кредитным организациям существенно уменьшить налоговое бремя, что хорошо скажется на их финансовом состоянии.

Большое внимание следует уделить мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

В конечном итоге система налогообложения должна способствовать кроме пополнения доходной части бюджета - подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг)

Список использованных источников:

1. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 10 апреля 2010г. - М.: Эксмо, 2010. - 560 с. - (Законы и кодексы)

2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2005

3. Алехин С. Н. Оценка налоговой нагрузки предприятий в условиях современного налогового законодательства РФ // Финансы и кредит. - 2006. -№ 9. - С. 60 - 65.

4. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2003.

5. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2005. - 464 с.

6. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003.