Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;

Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.

До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике. В 1991 году был принят действующий и в настоящее время Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы и не претерпевший (за редким исключением) кардинальных изменений. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.

С 1 января 2001 г. Законом РФ № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие специальная (вторая) часть Налогового кодекса. Изменения в системе налогообложения банков необходимо рассматривать через призму целей налоговой реформы, отраженных в программных заявлениях Президента, Федерального собрания и Правительства РФ.


Таких целей можно выделить четыре:

1. снижение налогового бремени

2. упрощение налоговой системы

3. равномерное распределение налогового бремени

4. повышение эффективности системы сбора налогов

Из четырех налогов, введенных в действие Законом № 118-ФЗ, непосредственное влияние на деятельность банков оказывали только два: НДС и единый социальный налог, но с 01.01.2010 года ЕСН утратил силу.

Известно, что налогообложение воздействует не только на достижение важнейших финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, прибылью и капиталом, а опосредованно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской политики, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).

Налогообложение выступает одним из факторов, влияющих на финансовые потоки банка, и государство должно учитывать это при разработке налоговой стратегии в целях обеспечения устойчивого функционирования банковского сектора. Вместе с тем динамичное развитие экономической ситуации и высокая конкуренция в банковском секторе требуют учета налоговых факторов и на микроуровне.

Банк, кроме учета налоговых аспектов в управлении своей деятельностью, несет и налоговую ответственность:

при не уплате налоговых отчислений и выплат в бюджеты всех уровней;

при неисполнении банками запросов налоговых органов;-за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;

за предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;

при открытии счета организациям, индивидуальным предпринимателям без предъявлении свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;

при не сообщении в налоговый орган об открытии или закрытии счёта организации, индивидуального предпринимателя в пятидневный срок.

Значительную долю в налоговых доходах государства составляют поступления от коммерческих банков.

2. Особенности исчисления и уплат налогов

2.1. Порядок начисления и уплата налогов по заработной плате (ECH)

Сбербанк за 2008 - 2009 года уплатил в бюджет следующие налоги:


- Налог на прибыль организаций;

- Налог на имущество;

- Единый социальный налог;

- Налог на добавленную стоимость;

- прочие налоги.

До 2001 года существовало четыре внебюджетных фонда, куда платились взносы:

1. Пенсионный фонд;

2. Государственный фонд социального страхования;

3. Федеральный фонд обязательного медицинского образования;

4. Фонд службы занятости.

После объединения этих платежей в единый налог, служба занятости была убрана, и осталось только три фонда. Также, с введением Единого социального налога, была снижена ставка: если до 2001 года суммарная ставка платежей во все внебюджетные фонды была равна 38,5%, то с введением ЕСН она снизилась до 35,6% (основная ставка). При этом была введена регрессивная шкала ставок, которая преследует цель избежать теневого учёта части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наёмного работника снижается размер отчислений ЕСН.

База, как взносов, так и налога рассчитывается как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц.

В Сбербанке расходы на содержание персонала включают установленные законом взносы в фонд социального обеспечения и пенсионный фонд (ЕСН), в 2008 году в размере 18865000 рублей, а в 2009 году - 20026000 рублей.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

2.2 Особенность начисления и уплаты НДС и налога на имущество

НДС довольно специфичный для банков налог, благодаря тому, что большинство банковских операций не подлежит налогообложению этим налогом. Это обусловлено главным образом тем, что цена на банковские услуги очень чувствительна к изменениям, и увеличение их на 1-2% может привести к резкому снижении доходности банка, а если обложить эти операции НДС, то цена их возрастет на 10-20%, что приведет к краху банковской системы.


Осуществление банками банковских операций, не подлежащих налогообложению налога на добавленную стоимость на территории РФ, в том числе:

- привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

- размещение привлечённых денежных средств организаций и физических лиц от имени банка и за их счёт;

- открытие и ведение банковских счетов организации и физических лиц, в том числе банковских счетов, следующих для расчётов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;

- осуществление расчётов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;

- по исполнению банковских гарантий (выдаче и аннулировании банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанных гарантий, платёж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками следующих операций:

- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

- оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатации системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанию систему персонала;

- получение от заёмщика сумм в счёт компенсации страховых компенсаций, уплаченных банком по договору страхованию на случай смерти или наступлению инвалидности указанных заёмщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;

- услуг, связанных с обслуживанием банковских карт;

- операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими инфор-мационное и технологическое взаимодействие между участниками расчётов, включая оказание услуг по сбору, обработки и рассылки участникам расчётов информации по операциям с банковскими картами;

- осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе их совершать без лицензии ЦБ РФ.

Незначительная часть операций проводимых банками подлежит обложению НДС, и то большинство этих операций не относятся к банковским. Ставка налога составляет 18%.

Налогооблагаемая база определяется как среднегодовая стоимость имущества по формуле средней хронологической:


где n1, n2, n3, n4, n5 - соответственно стоимость налогооблагаемого имущества на начало отчетного года, на начало второго, третьего, четвертого кварталов и на конец года.

Следует заметить, что при расчете стоимости налогооблагаемого имущества, его сумму необходимо уменьшать на сумму амортизации начисленной на данный вид имущества. Ставка налога равна 2%.

2.3 Учёт расчётов по налогу на прибыль в банках

Главой 25 НК РФ введено понятие налогового учёта по налогу на прибыль. налог коммерческий банк доходный

Согласно статье 313 НК РФ - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основании первичных документов.Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций.

Система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта.

Данные налогового учёта должны быть документально подтверждены и отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном периоде, сумму остатка расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учёта служат специальные документы, в их состав входят первичные учётные документы, аналитические регистры налогового учёта, расчёт налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учёта для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись лица, ответственного за составление регистра.

Аналитические регистра налогового учёта - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учётных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыли без отражения на счетах бухгалтерского учёта.

Объектами налогового учёта является имущество, обязательные и хозяйственные операции организаций, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчётного периода. К данным налогового учёта относится информация о величине или иной характеристики показателей, определяющая объект учёта, отражаемая в разработочных таблицах, справки бухгалтера и иных документов налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.