Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Иные конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. Понятие задач оперативно-розыскной деятельности
1.3. Особенности профилактической деятельности органов внутренних дел
Глава 2. Особенности оперативно-розыскной деятельности
2.1. Характеристика оперативно-розыскной деятельности
2.2. Некоторые принципы оперативно-розыскной деятельности
2.3. Иные конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности
Конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод граждан в процессе их оперативно-розыскного обеспечения заключается в соблюдении норм Конституции Российской Федерации, закрепившей международные стандарты в области прав человека, и проявляется, прежде всего, в ее целях, вытекающих из содержания ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Основу принципа составляют идеи гуманного отношения к человеку, уважения его интересов, взглядов, общественной и личной жизни. Указанный принцип распространяется на конфидентов (агентов, резидентов, осведомителей, содержателей), оказывающих содействие оперативным подразделениям, их социальную и правовую защиту в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года[33].
Защищая личность от преступных посягательств, эта деятельность призвана обеспечить условия для свободной и полной реализации прав и свобод. Указанный принцип может быть рассмотрен в двух аспектах. В первом случае в отношении законопослушных граждан - субъектов ОРД - цель и задачи ОРД состоят в обеспечении оперативными подразделениями защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, использовании в ОРД информационных систем и технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, не причиняющих вреда окружающей среде. В ст. 16 Закона об ОРД предусматривается социальная защита должностных лиц ОРО. Законодательство, в частности, определяет, что на должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и ОРО, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то Законом об ОРД.
Во втором случае речь идет о соблюдении и защите прав и свобод граждан, являющихся объектами ОРД. Законодатель в ст. 5, 6 - 12 Закона об ОРД закрепил реальные механизмы соблюдения прав человека, предусмотрел их правовые гарантии. Так, например, не допускается осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных Законом об ОРД. Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, в прокуратуру или в суд.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить и то, что ОРД является единственным, вынужденным, не имеющим альтернативы средством борьбы с преступностью, с ее скрытыми проявлениями.
2.3. Иные конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности
Принцип равенства всех людей перед законом в ОРД согласно ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД проявляется, прежде всего в том, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации.
В процессе осуществления ОРД конспирация может обеспечиваться нормативным регулированием ее правил в закрытых ведомственных приказах и инструкциях, отлаженной системой информационного взаимодействия между оперативными подразделениями, научно-методическим и материально-техническим обеспечением оперативных служб, обучением кадров оперативного состава правилам и тактическим приемам конспирации и др.
Игнорирование принципа конспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД теряет свою результативность, а с другой — уравнивает ее с точки зрения возможностей с иными видами правоохранительной деятельности (административно-правовой, уголовно-исполнительной, уголовным процессом).
По своему значению принцип конспирации, имея основополагающую роль, является системообразующим в практике оперативно-розыскной деятельности. Он взаимосвязан с принципами законности, сочетания гласных и негласных методов и средств и обеспечивает реализацию конституционного принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, поскольку конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступления, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. Кроме того, конспиративность становится непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантируя соблюдение их прав и свобод, а значит, стимулирует их участие на конфиденциальной основе в выявлении и раскрытии преступлений[34].
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 Закона об ОРД) заключается в адекватном, творческом использовании субъектами ОРД преимуществ специфических сил, средств, форм и методов ОРД.
Статья 3 Закона об ОРД предусматривает только основные принципы ОРД. Однако этот перечень принципов не является исчерпывающим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы выполнили все задачи, поставленные в настоящей курсовой работе.
Из всего вышеизложенного необходимо сформулировать соответствующие выводы.
Итак, оперативно-розыскная деятельность выполняет различные задачи и строится на самых разнообразных принципах, каждый из них выполняет свою роль в ее организации, а также в деле обеспечения прав и свобод граждан. Именно поэтому эти принципы не следует противопоставлять друг другу, а для повышения эффективности оперативно-розыскной и административной работы полиции все обозначенные принципы следует реализовывать максимально комплексно, и только при таком подходе, как представляется, можно добиться определенных позитивных результатов в деле защиты прав и свобод граждан в сфере внутренних дел.
Органами внутренних дел проводится большая работа по профилактике правонарушений, однако становится все более очевидным, что их усилия недостаточны.
Существующая система мер профилактики правонарушений недостаточна, эффективна и требует более тщательной проработки и координации усилий не только правоохранительных органов, но и всех институтов государства.
Тенденция к расширению направлений использования результатов оперативно-розыскной деятельности не может быть оправдана ни условиями экономического кризиса, ни криминальной обстановкой в стране. Вынужденность использования подобных репрессивных мер в постоянном режиме ассоциативно изменяет стереотипы мышления, устраняет возможность поиска компромиссных моделей разрешения конфликтных ситуаций в обществе.
Таким образом, способы разрешения ситуации следует искать в других направлениях, оперативно-розыскная деятельность не может осуществляться вне установленных законом её целей и задач, с отступлением от оснований, условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, без соблюдения строгих правил и пределов действий должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В научной доктрине действующие законодательные новеллы требуют дальнейшего научного осмысления, а также исследования перспектив правового регулирования оперативно-розыскных процедур получения оперативно значимой информации для всех видов правоохранительной деятельности и отправления правосудия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
- «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
- Федеральный закон от 21.12.2013 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и статью 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» // «Собрание законодательства РФ», 23.12.2013, № 51, ст. 6689.
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 06.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
- Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (ред. от 28.11.2017) // СПС Консультант Плюс.
Судебная практика:
- Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.12.2017 № 22-9169/2017 по делу № 1-716/2017 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление Президиума Ленинградского областного суда от 17.10.2017 N 44у-69/2017 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 24.08.2016 N 44у-90/2016 по делу N 1-176/2015 // СПС Консультант Плюс.
- Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2016 N 44у-51/2016 по делу N 1-80/2010 // СПС Консультант Плюс.
Научная литература:
- Адмиралова И.А. К вопросу о принципах оперативно-розыскного и административно-правового обеспечения прав и свобод граждан в деятельности полиции // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 4 (44). С. 19-23.
- Вагин О.А. Конституционная законность оперативно-розыскной деятельности. Цит. по: Актуальные проблемы теории: сб. науч. трудов / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. М., 2017. С. 85 – 90.
- Габзалилов В.Ф. Понятие оперативно-розыскного мероприятия / Особенности оперативно-розыскной деятельности ОВД в свете изменяющегося законодательства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 4-8.
- Гончарова М.В. Основные проблемы деятельности органов внутренних дел по индивидуальной профилактике преступлений // Наука. Мысль. 2016. № 5-1. С. 30-40.
- Горяинов К.К., Щетнёв Л.Е. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий как праводопустимые пределы ограничения прав человека // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 3. С. 7 – 11.
- Гусев В.А., Осипенко А.Л. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при реализации отдельных полномочий налоговых органов и в арбитражном судопроизводстве // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 3. С. 135–140.
- Доцкевич М.В. Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупреждения правонарушений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27). С. 20-26.
- Калужина М.А. К вопросу о расширении направлений оперативно-розыскной деятельности на современном этапе // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2018. № 1 (34). С. 14-16.
- Киселев А.П., Васильев О.А., Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
- Конюх Е.А. Подходы к определению сущности информации в свете решения задач оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскное право. 2017. № 1 (1). С. 41-44.
- Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачёва О.И. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в целях раскрытия преступлений // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 46. С. 233-237.
- Кумышева М.К. Правовые основы деятельности ОВД по предупреждению правонарушений // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 116-117.
- Кумышева М.К., Кодзокова Л.А. Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 151–153.
- Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. Пособие / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин; под общ. ред. В.В. Степанова. 3-е изд., испр. и доп. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. 296 с.
- Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учеб. пособие / С.И. Иванова [и др.]. Тюмень, 2012. 360 с.
- Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика / Зажицкий В.И. С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2016. 449 c.
- Соколов Е.С., Макарский М.В. Понятие, сущность, цели, задачи оперативно-розыскной деятельности и история ее правового регулирования // Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 226-233.
- Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова и др. М.: ИНФРА-М, 2009. Сер.: Высшее образование. 832 с.
- Титов М.В., Иванов С.И. Получение компьютерной информации как новый вид оперативно-розыскного мероприятия / Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Евпатория, 2017. С. 395-398.
- Финк Д.А. Общие оперативно-розыскные мероприятия. Астана, 2016. 231 с.
- Хлопотной А.В., Мукосей К.И. К вопросу о сущности понятия принципа конспирации в оперативно-розыскной деятельности // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 12. С. 142-148.
- Шумилов А.Ю. О видах и направлениях современной оперативно-разыскной деятельности: к постановке проблемы // Оперативник (сыщик). 2013. № 4 (37). С. 24 – 27.
-
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. Пособие / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин; под общ. ред. В.В. Степанова. 3-е изд., испр. и доп. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. 8 с. ↑
-
Постановление Президиума Ленинградского областного суда от 17.10.2017 N 44у-69/2017 // СПС Консультант Плюс. ↑
-
Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 24.08.2016 N 44у-90/2016 по делу N 1-176/2015 // СПС Консультант Плюс. ↑
-
Горяинов К.К., Щетнёв Л.Е. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий как праводопустимые пределы ограничения прав человека // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 3. С. 7. ↑
-
Вагин О.А. Конституционная законность оперативно-розыскной деятельности. Цит. по: Актуальные проблемы теории: сб. науч. трудов / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. М., 2017. С. 85. ↑
-
Шумилов А.Ю. О видах и направлениях современной оперативно-розыскной деятельности: к постановке проблемы // Оперативник (сыщик). 2013. № 4 (37). С. 24. ↑
-
Гусев В.А., Осипенко А.Л. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при реализации отдельных полномочий налоговых органов и в арбитражном судопроизводстве // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 3. С. 135–140. ↑
-
Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 06.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349. ↑
-
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.12.2017 № 22-9169/2017 по делу № 1-716/2017 // СПС Консультант Плюс. ↑
-
Конюх Е.А. Подходы к определению сущности информации в свете решения задач оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскное право. 2017. № 1 (1). С. 42. ↑
-
Киселев А.П., Васильев О.А., Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018. ↑
-
Федеральный закон от 21.12.2013 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и статью 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» // «Собрание законодательства РФ», 23.12.2013, № 51, ст. 6689. ↑
-
Соколов Е.С., Макарский М.В. Понятие, сущность, цели, задачи оперативно-розыскной деятельности и история ее правового регулирования // Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 229. ↑
-
Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова и др. М.: ИНФРА-М, 2009. Сер.: Высшее образование. 280 с. ↑
-
Там же. 281 с. ↑
-
Соколов Е.С., Макарский М.В. Понятие, сущность, цели, задачи оперативно-розыскной деятельности и история ее правового регулирования // Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 229. ↑
-
Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2016 N 44у-51/2016 по делу N 1-80/2010 // СПС Консультант Плюс. ↑
-
Кумышева М.К., Кодзокова Л.А. Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 151–153. ↑
-
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учеб. пособие / С.И. Иванова [и др.]. Тюмень, 2012. 7 – 9 с. ↑
-
Кумышева М.К. Правовые основы деятельности ОВД по предупреждению правонарушений // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 116. ↑
-
«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921. ↑
-
Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (ред. от 28.11.2017) // СПС Консультант Плюс. ↑
-
Калужина М.А. К вопросу о расширении направлений оперативно-розыскной деятельности на современном этапе // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2018. № 1 (34). С. 15. ↑
-
Доцкевич М.В. Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупреждения правонарушений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27). С. 22. ↑
-
Гончарова М.В. Основные проблемы деятельности органов внутренних дел по индивидуальной профилактике преступлений // Наука. Мысль. 2016. № 5-1. С. 34. ↑
-
Финк Д.А. Общие оперативно-розыскные мероприятия. Астана, 2016. 21 с. ↑
-
Габзалилов В.Ф. Понятие оперативно-розыскного мероприятия / Особенности оперативно-розыскной деятельности ОВД в свете изменяющегося законодательства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 4. ↑
-
Титов М.В., Иванов С.И. Получение компьютерной информации как новый вид оперативно-розыскного мероприятия / Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Евпатория, 2017. С. 395. ↑
-
Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачёва О.И. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в целях раскрытия преступлений // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 46. С. 233. ↑
-
«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика / Зажицкий В.И. С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2016. 219 с. ↑
-
Адмиралова И.А. К вопросу о принципах оперативно-розыскного и административно-правового обеспечения прав и свобод граждан в деятельности полиции // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 4 (44). С. 20. ↑
-
Хлопотной А.В., Мукосей К.И. К вопросу о сущности понятия принципа конспирации в оперативно-розыскной деятельности // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 12. С. 145. ↑