Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Иные конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением и (или) покушением на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основное содержание охраны прав и свобод гражданина применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя профилактику их нарушений, в которой они занимают ведущее место. Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел является правовое воспитание и пропаганда, его специфика заключается в том, что орган внутренних дел реализует преимущественно административно-правовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания[24].

Помимо охраны, важным организационно-правовым средством в деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод гражданина является защита, осуществляя которую, они вмешиваются в поведение субъектов правоотношений, когда это поведение не соответствует требованиям специального режима реализации прав и свобод гражданина (неправомерное поведение). В случае нарушения прав и свобод гражданина органы внутренних дел специальными правовыми средствами осуществляют их восстановление. В частности, органы внутренних дел в пределах своей компетенции с помощью присущих им средств и методов проводят значительную работу по восстановлению прав необоснованно пострадавших в сфере уголовного судопроизводства, возврату похищенного имущества и др. Место органов внутренних дел в рассматриваемом механизме в значительной степени определяется и методами их деятельности, которые должны строго отвечать требованию принципа: запрещено все, что не разрешено законом[25].

Профилактическая функция реализуется в деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел, являясь для одних основной, для других одной из главных, для третьих характерным является лишь осуществление отдельных мер индивидуальной профилактики преступлений. К подразделениям органов внутренних дел, которые специализируются на индивидуальной профилактике, прежде всего, относятся: подразделения участковых уполномоченных полиции; по организации и осуществлению административного надзора; по делам несовершеннолетних.

Общими условиями эффективности предупредительного воздействия для них при осуществлении индивидуальной профилактики выступает использование превентивных возможностей действующего законодательства (обеспечение неотвратимости наказания за преступления двойной превенции; адекватное реагирование на административные правонарушения, которые могут перерасти в преступления; применение административно-правовых средств воздействия на криминогенные факторы и мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений) и виктимологической профилактики[26].


Глава 2. Особенности оперативно-розыскной деятельности

2.1. Характеристика оперативно-розыскной деятельности

Принятие ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» способствовало развитию в юридической литературе общей теории оперативно-розыскного права. На протяжении двадцати двух лет с момента принятия данного нормативного правового акта в теории и практике оперативно-розыскной деятельности остается круг дискуссионных вопросов, которые не находят своего разрешения и закрепления в Законе. Так, одним из основных противоречивых вопросов и упущений оперативно-розыскного законодательства является правовая регламентация понятия и категорий оперативно-розыскных мероприятий, а также критериев их классификации.

Развитие и исследование теории оперативно-розыскных мероприятий позволяет глубоко рассмотреть вопросы содержания ОРМ, раскрыть понятие категорий ОРМ и определить критерии их классификации.

В процессе анализа юридической литературы выясняется, что может и должно быть заложено в смысл оперативно-розыскных мероприятий.

В основе классификации оперативно-розыскных мероприятий на категории используется не один критерий, а совокупность признаков материально-объективного и формально-юридического характера. Кроме этого, нельзя ограничиваться применением лишь объективных, субъективных, волевых, организационных и технических характеристик[27].

К материально-объективным признакам следует отнести:

1. Необходимость проведения некоторых ОРМ только для защиты от преступных посягательств различной степени тяжести (или умышленного преступления), основывающихся на принципе соразмерности оперативно-розыскного реагирования. В данном случае Закон четко разграничивает, что отдельные ОРМ проводятся для выявления признаков о подготовке, совершении или совершенном преступлении конкретной категории. Так, оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых затрагивает конституционные права граждан на тайну частной жизни, например, прослушивание телефонных и иных переговоров, допускаются только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях[28].


2. Необходимость проведения некоторых ОРМ не только для защиты от преступных посягательств, но и для решения задач административной, оперативно-проверочной работы (или иные основания, не носящие уголовно-правового значения), например, при процедуре оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

К формально-юридическим признакам, или субъективно-волевым, относят группу ОРМ, проводить которые разрешается на основании постановления, утвержденного руководителем органа, уполномоченного на проведение оперативно-розыскной деятельности. Выделим некоторые из них:

– проверочная закупка;

– оперативное внедрение;

– контролируемая поставка;

– оперативный эксперимент[29].

Кроме того, некоторые ОРМ разрешается проводить только на основании судебного решения и при наличии информации, прямо предусмотренной Законом, а именно:

– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

– прослушивание телефонных переговоров; – снятие информации с технических каналов связи;

– получение компьютерной информации[30].

В Законе существует перечень ОРМ, проведение которых является прерогативой конкретных субъектов оперативно-розыскной деятельности, и проведение их другими оперативно-розыскными органами находится под запретом.

Следует отметить, что оперативно-розыскная работа требует от оперативных сотрудников особого мастерства, высоких морально-волевых качеств, гибкости, в отдельных случаях проявления творческих способностей, инициативы и настойчивости в достижении результатов оперативно-розыскной деятельности. На сегодняшний день законодательство в оперативно-розыскной сфере не совсем отвечает современным потребностям, и стоит обратить внимание на ряд вопросов, в частности касающихся понятия категорий оперативно-розыскных мероприятий и критериев их классификации.

Таким образом, понятийный аппарат категорий и критериев оперативно-розыскных мероприятий требует в российской правовой науке дальнейшего развития, выработки новых теоретических знаний и подходов с учётом накопленного правоохранительными органами эмпирического опыта. Такой комплексный подход будет способствовать совершенствованию практической и законотворческой деятельности в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению подготавливаемых, совершаемых, совершённых преступлений. Безусловно, данная процедура будет затруднительна, так как сведения о тактических приемах и об организации ОРМ правоохранительными органами относятся к государственной тайне. Оперативно-розыскная деятельность, на наш взгляд, специфическая и разносторонняя, а отсюда и разнообразие правовых аспектов этой деятельности. Некоторые проблемы, оценки и суждения о данной деятельности предполагают решение различного рода вопросов, которые связаны с разными отраслями права и законодательства, что направляет на необходимость комплексной проработки проблем оперативно-розыскной деятельности. С учетом этого родилась острая потребность в научном осмыслении положений Закона, что диктуется правоприменительной практикой, которая руководствуется ими как основным инструментом для решения точечных задач, вытекающих как из этого Закона, так и из деятельности органов, чьи оперативные подразделения уполномочены на осуществление оперативно-розыскной деятельности.


Специализация теории оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной науки в области юриспруденции обеспечила выгодные условия для ее развития. Однако узкоспециализированное и закрытое изучение вопросов оперативно-розыскной деятельности делает его функциональным и прикладным, в некоторых случаях односторонним, а потому и разрешение определенных проблем лишь частичным, иногда ограниченным интересами некоторых ведомств.

Если обратить внимание на то, что в оперативно-розыскную деятельность входят проблемы правовые, психологические, морально-этические, финансовые. И уже, поэтому узконормативная, специализированная трактовка положений Закона, ограничение в рассмотрении проблем оперативно-розыскной деятельности широкого круга специалистов других научных дисциплин истощает развитие теории оперативно-розыскного права и практики его применения. Поэтому наблюдается узкий, не всегда объективный подход к толкованию и применению как отдельных норм, так и Закона в целом.

Успешная разработка проблем оперативно-розыскной деятельности, смежных с другими отраслями права, имеющих сходство с теми, которые вынуждены разрешать различные органы - субъекты оперативно-розыскной деятельности, и их путей решения, скорее, невозможна без привлечения соответствующих специалистов различных ведомственных принадлежностей.

2.2. Некоторые принципы оперативно-розыскной деятельности

Статья 3 Закона об ОРД определяет лишь четыре принципа ОРД. Два из них названы конституционными:

- принцип законности;

- принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Два принципа Закон называет специальными:

- принцип конспирации;

- принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Под принципом законности ОРД понимается обязанность точного и неуклонного соблюдения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и лицами, содействующими ее проведению, требований Конституции Российской Федерации[31] и законов России. Действием данного принципа объясняется и то, что законом четко определены цели, задачи и принципы ОРД, круг органов, уполномоченных на ее осуществление, правовое положение ее субъектов, основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). Принцип подчеркивает верховенство закона, взаимосвязь законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов, правовой статус ОРО.


Принципу законности принадлежит важная роль в регулировании субъектно-объектных отношений в ОРД. В Законе об ОРД (гл. III и IV) определяется круг участников ОРД, среди которых выделяются руководители и сотрудники ОРО, а также различные категории граждан, содействующих этим органам.

Принцип законности предполагает обязательное соблюдение субъектами ОРД предписаний и требований, действующих законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов при осуществлении, например, ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав человека и гражданина. Поэтому важным элементом гарантии соблюдения законности в ОРД является определенная государством в Законе об ОРД (ст. 20 - 22) система контроля и надзора.

Гарантом соблюдения принципа законности при осуществлении ОРД также являются судебные органы, на которые Законом об ОРД (ст. 9) возложен контроль за проведением ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан[32].

В отличие от судебного надзора прокурорский надзор за ОРД является текущим (т.е. осуществляется на всем ее протяжении), а надзорные полномочия реализуются прокурором в силу требований закона вне зависимости от обращения заинтересованных лиц. Так, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД, именуемой «Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью», прокурор может проверять установленный порядок проведения ОРМ и законность принимаемых при этом решений.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим конституционным принципом, который закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации. В частности, в ней провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность властей (ст. 18). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21).