Файл: Актуальные проблемы финансов предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Случается также, что актив ликвиден до того момента, когда вы захотите его продать. В лучшие времена рынка мусорных облигаций компании имели возможность торговать этими облигациями в количествах, которые практически не оказывали влияния на цены. Но когда Майкл Милкен, основатель рынка мусорных облигаций, был обвинен в махинациях с ценными бумагами, его наниматель - банк Drexel Burnham Lambert обанкротился, а многие эмитенты мусорных облигаций оказались неплатежеспособными. Результат: многие инвесторы, включая Drexel, оказались связанными мусорными облигациями, которые невозможно было продать практически ни по какой цене.

В 1968 г., в пик послевоенных слияний, Джоел Сигал отметил:Нет ни одной гипотезы, одновременно достойной и всеобъемлющей, которая сулила бы надежду на объяснение происходящих слияний. А раз так, то вернее всего сказать, что о слияниях ничего не известно; нет никаких полезных обобщений. Конечно, есть очень много достойных причин, по которым две фирмы могут слиться воедино. Если рассматривать определенное слияние, то всегда можно найти причину, по которой слияние имеет смысл. Но это дает нам объяснение лишь каждого отдельного слияния. А нам нужна общая теория, объясняющая волны слияний. Например, казалось, что все сливались в 1968 г. и никто пятью годами позже. Почему так?

Мы можем вспомнить и другие примеры финансовой моды. Время от времени случаются жаркие периоды новых выпусков, когда возникает нескончаемое предложение спекулятивных новых выпусков и ненасытный спрос на них. В последние годы экономисты занимаются разработкой новых теорий спекулятивных пузырей. Возможно, им удастся объяснить эти мистические финансовые увлечения.

2.2 Мировой финансовый кризис

Как основная проблема финансов предприятий

Глобальная система управления финансовыми рисками в пику собственной, изначально заложенной в ней функции на поверку оказалась весьма «действенным» генератором финансовых пузырей. Причиной тому стала философия невнятного госконтроля кредитных и фондовых рынков развитых стран, которая привела в масштабах планеты к получению, выражаясь языком фондового рынка, «дивидендов», крайне неприятных для всей экономики. Причём из-за масштаба кризиса их «получение» гарантировано ещё для ряда последующих лет. Понятно, что ситуацию необходимо исправлять, и здесь важную роль приобретают те государственные структуры, которые дают профессиональные оценки происходящему в экономике и предлагают реальные рецепты её оздоровления.


Об идеологии и правоприменительной практике. В конце прошлого года Правительством РФ была одобрена Стратегия развития финансового рынка на период до 2020 года, и понятно, что этот год для ФСФР будет очень ответственным. Для нас период действия стратегии разбит на два этапа. Первый этап - более краткосрочный, и связан он с 2009 годом, когда предстоит разработать и внести в Правительство и в Государственную Думу порядка 22 проектов федеральных законов, касающихся финансовых рынков. Ведь сейчас главная проблема регулирования финансовых рынков заключается в элементарной нехватке правовой базы. И в этом смысле роль Государственной Думы и Совета Федерации и взаимное сотрудничество чрезвычайно важны и актуальны. Тем более что утверждение стратегии сопровождалось разработкой концепции формирования в России одного из мировых финансовых центров. Несмотря на кризис, мы от своих долгосрочных планов развития не отказываемся.

Ключевым в работе является вопрос эффективности правоприменительной работы. Здесь, в первую очередь, необходимо упомянуть внесённый в Государственную Думу закон о противодействии инсайду и манипулированию, который обозначен как один из приоритетных и о необходимости принятия которого говорил Председатель Правительства РФ Владимир Путин на недавней встрече с руководством партии «Единая Россия». При этом очевидно, что те полномочия, которые этот закон даёт ФСФР, - очень большие, вплоть до того, что мы можем запрашивать записи телефонных переговоров и другую информацию. Тем более что и инсайд, и манипулирование связаны с распространением информации.

Кроме того, в начале этого года был принят очень важный закон о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, который даёт нам дополнительные полномочия в части наказаний за нарушения законодательства. И теперь срок давности по административным делам с двух месяцев увеличен до года, что даёт нам возможность реально проанализировать нарушения законодательства. Этот закон вступит в силу в апреле. Также у нас появился такой вид наказания, как дисквалификация.

Кроме названного закона о противодействии манипулированию ценами своего принятия ожидает закон об уголовной ответственности за нарушения на рынке ценных бумаг, кроме того, совсем недавно Правительством РФ внесён в Государственную Думу законопроект по внесению изменений в Налоговый кодекс в части налогообложения производных финансовых инструментов и клиринговых организаций.


Причины кризиса в мире и в России. Это принципиальный вопрос. Очевидно, что финансовый кризис разразился именно там, где за последнее время было либо очень слабое, либо вообще отсутствовало регулирование, и он ударил по очень сложным структурированным финансовым продуктам. Те проблемы, которые мы имеем на глобальном финансовом рынке, - это фактически кризис новой финансовой инженерии, которая появилась в последние 10-15 лет. В определённом смысле это не российский кризис, потому что мы просто не успели в своё время создать эти продукты. Но он пришёл к нам из-за того, что очень многие международные финансовые институты, и прежде всего банки, были вовлечены в операции с ними. В результате они столкнулись с проблемой ликвидности, с очень серьёзной перегрузкой своих балансов рисковыми инструментами. Кульминацией стало банкротство банка «Леман Бразерс», которое потрясло все устои финансовой системы. После этого рискованные капиталы стали уходить из развивающихся рынков, возвращаясь на более стабильные, по мнению международных инвесторов, площадки и прежде всего на рынок американских государственных долговых обязательств.

В течение последнего времени российская экономика достаточно динамично развивалась, в том числе за счёт очень большого объёма привлечения кредитных ресурсов на Западе. И когда западные банки столкнулись с проблемой ликвидности, когда иссякло предложение финансовых ресурсов, в том числе по приемлемым для нас ценам, возникли проблемы ликвидности внутри страны, возникли проблемы финансирования промышленного производства. На это наложился и мировой кризис перепроизводства.

Есть один очень важный момент, который проявился в этом кризисе, - процикличность финансовой системы. Проблема состоит в том, что у каждого экономического цикла есть своя амплитуда колебаний вверх и вниз. При этом финансовый рынок теоретически может быть амортизатором этих колебаний, а может быть и усилителем. И нынешний кризис показал, что финансовая система сработала на усиление. То есть в условиях подъёма провоцировались ещё большие темпы роста тех или иных отраслей за счёт расширения различных финансовых инструментов, а при падении финансовая система усилила кризис за счёт моментального сжатия избыточной финансовой надстройки.

И здесь довольно простое объяснение. Допустим, даётся кредит какому-то юридическому или физическому лицу. Данный кредит тут же превращается в финансовый инструмент и перепродаётся. На основе этого финансового инструмента формируется новый финансовый инструмент, который снижает риски уже этого финансового инструмента. То есть кредитный риск заёмщика снижается появлением вторичного финансового инструмента, риск этого инструмента снижается другим финансовым инструментом, и так одно за другим идёт надстраивание способов минимизации рисков первоначального инструмента. Но на каком-то этапе эта надстроечная вещь над реальными обязательствами, над реальными активами превращается в пузырь, который лопается и накрывает собой всю мировую финансовую систему.


О финансовых посредниках. Суть финансового посредничества в том, чтобы оценивать риски, учитывать их в ходе распределения инвестиционных ресурсов в экономике, где-то их амортизировать. В последние годы финансовые посредники, говоря очень упрощённо, стали торговать этими рисками друг с другом. Суть посредничества исказилась. Произошёл кризис.

Сегодня международные регуляторы и финансовые ведомства стран ведут дискуссию относительно формирования новой глобальной архитектуры финансового рынка, при этом они заявляют о том, что процикличность финансовой системы должна как минимум мониториться и по возможности регулироваться с целью усиления позитивных тенденций и ослабления негативных.

При этом страна столкнется с необходимостью очень системной, концептуальной перестройки и вообще изменения всей логики финансовой системы. В итоге мы пришли к точке, с которой, вероятно, начинал Рузвельт, когда принимал решение по выходу из кризиса 1929-1933 годов. Тогда для стабилизации финансов был принят закон Гласса - Стигала (официально закон о банках 1933 года), который разделил участников финансового рынка по видам деятельности на коммерческие банки, которые занимались только кредитованием и не работали на финансовом рынке, и на инвестиционные банки, которые работали с ценными бумагами и специфическими финансовыми инструментами.

Сейчас начинают говорить о национализации банков, то есть идёт поиск наиболее оптимальной модели. Но в основе поисков лежит ответ на вопрос о роли и месте финансовой системы в экономике, которая должна способствовать эффективному распределению финансовых ресурсов в экономике. То есть помогать владельцу денежных средств в правильном ориентировании с точки зрения доходности и рисков финансовых вложений. Кризис показал, что ни в 1929-м, ни теперь финансовые посредники сами, без жесткого регулирования со стороны государства, не могут удерживать линию на выполнение своей посреднической макроэкономической функции. То есть речь идёт о том, как восстановить функции финансового посредничества.

Почему так сильно провалился фондовый рынок. Если сопоставлять индекс РТС в мае 2008 года, когда он достиг своей пиковой отметки, и сопоставлять его с нынешним уровнем, то, наверное, мы являемся одним из лидеров падения. Но один важный момент - российский финансовый рынок шёл в определённое время в противофазе к мировому рынку. Американский и азиатский рынки прошли свои пики в 2007 году, и после этого началось падение. Если мы посмотрим уровень индекса на середину 2007 года и на ту отметку, от которой начали падать иностранные индексы, то наше падение не выглядит столь уж многократным. Проблема состоит в том, что, когда другие рынки уже начали падать, мы ещё продолжали расти. Кстати, у нас на волне оптимизма нефтяных цен самый стремительный рост был с января до мая 2008 года. Но сегодня мы видим, когда индекс Доу-Джонса упал фактически до мая 1997 года, мы тоже упали к пику 1997 года. Почему упали больше всех? Во-первых, потому что российский рынок относится к развивающимся рынкам и сильнее подвержен амплитуде колебания. Во-вторых, мы росли так, как не рос ни один финансовый рынок. И третья причина - потому что после разорения «Леман Бразерс» все международные финансовые инвесторы постарались уйти из всех развивающихся рынков.


Как защитить владельцев дефолтных облигаций. Определённые структуры назанимали под свои проекты кредитов, а теперь не хотят или не могут по ним платить. И данная проблема дефолтных облигаций на фондовом рынке являет собой новый очаг неблагополучия. Ситуация требует скорейшего разрешения, и в ближайшее время будут приняты два законопроекта, касающиеся выпуска облигаций. Первый из них предусматривает введение механизма собрания владельцев облигаций, на котором они могут коллегиально решать вопросы реструктуризации задолженности.

Второй закон - это снятие ограничений на выпуски ценных бумаг, которые сегодня могут выпускаться в объёме, не превышающем уставный капитал или же того обеспечения, которое они имеют. Однако в условиях кризиса очень важно дать возможность акционерным обществам не только более свободно выпускать все соответствующие долговые обязательства для реструктуризации своей деятельности, но и, что самое главное, они получают возможность ещё и выпускать акции, которые также могут конвертироваться в задолженность.

Сейчас мы рассматриваем возможность создания правового механизма, который бы позволил Федеральной службе по финансовым рынкам занимать активную позицию в судах в части защиты прав и законных интересов инвесторов, в том числе по вопросам облигаций.

Кроме того, есть и другие полномочия. Можно осуществлять проверки эмитентов, которые выпускают ценные бумаги, и контролировать, как они соблюдали законодательство, в том числе порядок эмиссии. Есть объективные дефолты, но недавно я встречался с управляющими компаниями, и там была высказана одна рискованная фраза, что «…на сегодняшнем рынке по долгам платят только трусы». Это очень нехорошее высказывание, и мы вместе с правоохранительными органами будем предпринимать все усилия, чтобы не допустить у должников подобного «понимания» своих обязательств.

О фонде «плохих активов». В настоящий момент среди управляющих компаний, а также негосударственных пенсионных фондов рассматриваются разные варианты расчистки балансов. Один из вариантов - это провести переоценку резко упавших в цене активов. Все должны понимать, сколько реально они сегодня стоят. В дальнейшем предполагается, что их можно будет передать в специализированные фонды, которые могли бы заниматься реструктуризацией. Понятно, что речь здесь идёт только о тех активах, которые имеют шанс на восстановление. Часть управляющих компаний могли бы взять на себя миссию, соответствующую роли финансового посредника, они оценили бы риски и создали для них смешанный фонд.