Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Понятие копинг-поведения и копинг-стратегий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высшие руководители, в наибольшей степени ответственные за выработку кредо организации, ее философию, при возникновении трудностей вынуждены формировать цели, создавать планы. Данная особенность управленческой деятельности высшего руководства отражается и на их типичных копинг-стратегиях, предусматривающих выработку обдуманных и обоснованных планов действий.

Руководители высшего уровня часто несут личную ответственность за решение сложных проблем, судьбу всей организации. Кроме того, они выступают ролевой моделью в процессе формирования и поддержания организационной культуры. Этим можно объяснить более высокие показатели копингов, характеризующих активное, уверенное поведение в преодолении стрессовых ситуаций (активное совладание, ассертивные действия).

Полагаем, данный факт можно трактовать как подтверждающий влияние особенностей управленческой деятельности на специфику копинг-стратегий руководителей.

Если обратиться к анализу копингов руководителей среднего уровня, то можно обнаружить следующее. В деятельности руководителей среднего уровня по сравнению с другими руководителями чаще актуализируются такие стратега и, как «поиск социальной поддержки» и «использование инструментальной социальной поддержки» (вариация от 5,123 до 2,244).

Для руководителей среднего звена особое значение приобретает получение информации, советов и обратной связи от непосредственного социального окружения, поскольку успешная реализация управленческих функций на этом уровне во многом зависит от эффективности информационных потоков и согласованности действий между подразделениями и отделами организации. Обращение к стратегиям социальной поддержки может быть также обусловлено недостаточной степенью самостоятельности в принятии решений и
постановке задач.

Стратегии преодолевающего поведения руководителей низшего звена также обнаруживают определенные особенности. По сравнению с вышестоящими руководители низового уровня чаще применяют пассивные копинги, в частности, «поведенческий уход от проблемы», «осторожные действия», «избегание». Кроме того, руководители более низкого статуса активнее используют эмоционально-ориентированные копинги, в том числе «концентрацию на эмоциях и их активное выражение». Различия по этим показателям статистически значимы (показатель варьировался от 7,122 до 2,190).

Данный факт можно объяснить меньшей свободой действий, которой обладают руководители, находящиеся на низших ступенях организационной иерархии. Их задача - обеспечение оперативного управления и принятие краткосрочных решений, реализующих стратегические и тактические цели, формируемые в высших эшелонах власти. В то же время в исследованиях указывается, что контролируемость - важнейший параметр ситуации, влияющий на эффективность стратегий совладающего поведения. Причем если проблемно-ориентированные копинги более эффективны в контролируемых ситуациях, то эмоционально-ориентированные - в неконтролируемых[24]. Хотя в нашей работе мы изучали не эффективность в строгом смысле, а предпочтение тех или иных копинг-стратегий, полученные результаты в известной мере подтверждают данный тезис.


В целом проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы.

1. Рядовые сотрудники полиции предпочитают использовать адаптивные копинг-стратегии поведения.

2. Осуществление управленческой деятельности актуализирует активные, проблемно-ориентированные стратегии совладающего поведения.

3. По мере роста должностного статуса и повышения уровня контроля над ситуацией руководители все чаще реализуют копинги, направленные на преобразование стрессовой ситуации.

4. Пассивные и эмоционально-ориентированные копинги более выражены у руководителей низшего уровня.

5. Стратегии поиска социальной поддержки чаще применяются менеджерами среднего звена.

Результаты исследования могут быть использованы в организационном консультировании, в процессе отбора, развития и аттестации персонала, разработке тренинговых программ, подготовке психологов и специалистов в области управления персоналом.

Глава 3. Рекомендации по применению копинг-стратегий

При преодолении стресса в некоторых случаях человек может самостоятельно преодолеть трудности, в других - ему нужна поддержка окружающих, а возможно, он просто избегает столкновения с проблемой, заранее оценив негативные последствия такого столкновения.

Развитие учения о стрессе продолжается уже более полувека, проведено большое количество исследований, разработано немало концепций. И эти знания востребованы, особенно производственной сферой; на сегодняшний день стрессоустойчивость является одной из самых важных компетенций руководителя, специалиста, рядового сотрудника. Весьма эффективной формой освоения знаний в этой области является тренинг[25].

Семинар-практикум «Экология стресса» предполагает разговор с опорой на жизненный опыт о том, какова роль стресса в нашей жизни, какова природа стрессогенных факторов и наша реакция на них, и самое главное, разговор, позволяющий каждому для себя понять, какие модели реагирования наиболее приемлемы и полезны.

Семинар-практикум «Экология стресса» включает следующие аспекты.

I. Кто виноват: общемировые факторы, вызывающие стресс; бюрократизм; экономическая ситуация; конкуренция; необходимость повышения прибыли; рост потребительских ожиданий.


Причины стресса на работе: слишком большая (малая) рабочая нагрузка; конфликт ролей, неопределенность ролей; неинтересная работа; переизбыток информации; неблагоприятные физические факторы; высокая ответственность.

Ответственность за свое состояние, или как мы боремся с эмоциональным выгоранием: телевизор; музыка; алкоголь; еда; лекарства; спорт

Освоение трех уровней стресс-менеджмента.

1) Работать с иррациональными установками. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М. Монтень

2) Развивать эмоциональный интеллект.

3) Медитация.

II. Что делать?

1. Ориентироваться на мнение специалистов о природе стресса. «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни» Г. Селье.

2. Внедрять антистрессовые программы в организации. Прежде, чем отправлять сотрудников на антистрессовые тренинги, подумайте вот о чем: понятные перспективы, четкие должностные инструкции, лишенные самодурства требования, оптимальный план и реальные сроки - хороший повод для корпоративного спокойствия.

3. Осваивать телесно-ориентированные практики. «Что такое мое тело, которому я одновременно и хозяин, и раб?» Г. Марсель.

Среди факторов эффективности совладающего поведения можно назвать снижение чувства уязвимости к трудностям, повышение адаптивных возможностей человека, адекватное и гибкое реагирование на изменяющиеся условия. По мнению некоторых исследователей, совладающее поведение не обязательно должно быть всегда активным и конструктивным, иногда оно приобретает пассивные формы ухода от ситуации. Тем не менее, ряд авторов придерживаются точки зрения, что неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность[26].

Многими исследователями стратегия избегания проблем рассматривается как неэффективная. Тем не менее, нужно отметить, что желание уйти от разрешения возникших трудностей в некоторых случаях может быть адаптивной реакцией. Это касается, например, конфликтных ситуаций, когда активное поведение в возникших обстоятельствах может только усугубить ситуацию и привести к еще большим негативным последствиям. Поэтому стратегия избегания также может являться адаптивной. Тем не менее, в случае длительных конфликтов она будет непродуктивной. По мнению К. Накано, применение неадаптивных вариантов копинг-стратегий приводит к избеганию проблем, и они направлены не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения[27].


Более того, очень часто не сами трудные ситуации являются факторами, оказывающими негативное воздействие на психологическое и физическое здоровье человека, а применение неадаптивных, неэффективных стратегий совладания.

Существуют исследования, подтверждающие эффективность использования когнитивных, поведенческих и эмоциональных копинг-стратегий. Например, использование когнитивных стратегий повышает у человека ощущение степени контроля над ситуацией и, как следствие, снижает уровень отрицательных эмоций. Частое использование эмоциональных стратегий связано с увеличением симптомов тревожных и депрессивных состояний. Индивиды, прибегающие к адаптивным поведенческим стратегиям, которые выражаются в активном разрешении проблем, легче адаптируются к меняющимся условиям[28].

Е. И. Рассказова и Т. О. Гордеева отмечают, что к наиболее адаптивным копингам относятся стратегии, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации[29].

Тем не менее, на наш взгляд, использование эмоциональных стратегий для совладания с трудной ситуацией также может являться эффективной тактикой поведения. В некоторых случаях более правильным оказывается первоначальный эмоциональный ответ на возникшие обстоятельства, позволяющий избавиться от накопившихся негативных эмоций, а уже затем совершение конкретных действий по разрешению трудностей.

Необходимо подчеркнуть, что, хотя выделенные типы копинг-стратегий рассматриваются в основном раздельно, в реальной ситуации они могут переходить друг в друга в зависимости от их актуальности в каждый конкретный момент времени. В самом начале совладания с трудностями, когда человек только сталкивается с проблемой, он мобилизует все свои ресурсы и стремится применять проблемно-ориентированные стратегии. Если же это не приносит ему успеха, может повыситься уровень тревожности, фрустрации, и человек перейдет к эмоционально-ориентированным стратегиям[30].

Нужно отметить, что однозначного решения проблема эффективности совладающего поведения пока не получила. Согласно одной из точек зрения, она обеспечивается одновременным наличием у человека множества стратегий совладания при условии их гибкого применения к различным ситуациям. Вторая точка зрения акцентирует наличие устойчивого совладающего репертуара, отражающего прошлый опыт столкновения человека с трудностями и практически не меняющегося от ситуации к ситуации[31].


Кроме того, важно отметить, что совладающее поведение не может быть оторвано от социального контекста и условий, в котором оно протекает. Мобилизация социальных ресурсов увеличивает эффективность копинг-стратегий[32].

Выводы. На наш взгляд, наиболее эффективным является использование всех стратегий в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими конфликтами, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих обстоятельствах он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях. Это означает, что нет стратегий, которые были бы конструктивны в любых ситуациях, и то, что одна и та же стратегия может быть реализована как эффективно, так и неэффективно.

Тем не менее, в некоторых исследованиях установлено, что применение сразу нескольких разных стратегий совладания более эффективно, чем выбор только одной конкретной копинг-стратегии.

Заключение

Копинг-стратегии – это способы преодоления различных ситуаций. Они проявляются на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях и зависят от ряда условий: самой личности, реальной ситуации и поддержки. Копинг-стратегиям необходимо использовать в различных видах деятельности, особенно в тех, где стрессовые ситуации наиболее часты.

Проведенное исследование в Госавтоинспекции г. Орла показало, что:

1. Рядовые сотрудники полиции предпочитают использовать адаптивные копинг-стратегии поведения.

2. Осуществление управленческой деятельности актуализирует активные, проблемно-ориентированные стратегии совладающего поведения.

3. По мере роста должностного статуса и повышения уровня контроля над ситуацией руководители все чаще реализуют копинги, направленные на преобразование стрессовой ситуации.

4. Пассивные и эмоционально-ориентированные копинги более выражены у руководителей низшего уровня.

5. Стратегии поиска социальной поддержки чаще применяются менеджерами среднего звена.

Результаты исследования могут быть использованы в организационном консультировании, в процессе отбора, развития и аттестации персонала, разработке тренинговых программ, подготовке психологов и специалистов в области управления персоналом.

На наш взгляд, наиболее эффективным является использование всех стратегий в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими конфликтами, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих обстоятельствах он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях. Это означает, что нет стратегий, которые были бы конструктивны в любых ситуациях, и то, что одна и та же стратегия может быть реализована как эффективно, так и неэффективно.