Файл: Юридические факты в гражданском праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях рыночной экономики, когда степень непосредственного вмешательства государства в экономические процессы существенно снижается, административные акты приобретают характер средств публичного контроля за гражданским оборотом и средств защиты публичных интересов. Так, одним из основных средств упорядочения рыночных отношений является лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. Выдача государственным органом или органом местного самоуправления лицензии может означать предоставление субъекту права:

- на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности (например, оказание страховых, банковских услуг, выполнение строительных работ и т.д.);

- на совершение определенных сделок (например, внешнеэкономических по вывозу стратегически важного сырья, валютных операций, связанных с движением капитала, и т.д.).

Средством защиты интересов общества являются акты органов государственной власти или местного самоуправления об изъятии земельных участков, не используемых в соответствии с их назначением, а также акты о реквизиции имущества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, и т.п.

В том случае, если акты государственных органов и органов местного самоуправления носят нормативный характер, то есть содержат в себе общие правила поведения граждан и организаций, они юридическими фактами не являются, ибо издание такого акта "не приводит к возникновению конкретных правоотношений, а ограничивается лишь формулированием условий, при наступлении которых правоотношения могут возникнуть" . Всякий нормативный акт, содержащий общее предписание, не может "помимо юридических фактов ни наделить субъектов правами и обязанностями, ни освободить их от существующей правовой связи... Поэтому норма права выступает в качестве одной из общих юридических предпосылок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений" .

В то же время акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые адресованы конкретным лицам и направлены на установление, изменение или прекращение конкретных гражданских правоотношений, имеют силу юридических фактов. Именно эти - ненормативные - акты государственных органов и органов местного самоуправления названы в настоящей работе публичными актами.

Ненормативные акты государственных органов и органов местного самоуправления здесь специально именуются публичными, а не административными актами, поскольку административные акты - понятие более широкое. Административные акты, как известно, могут устанавливать не только гражданские правоотношения: иногда они ограничиваются установлением отношений административных. И в этом случае они, бесспорно, не представляют интереса с точки зрения цивилистики.


В литературе признается, что посредством вынесения публичных актов.

Гражданский кодекс РФ прямо закрепляет возможность признания публичного акта недействительным по мотиву несоответствия закону или иным правовым актам при нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст. 13). То есть, как уже неоднократно указывалось, публичный акт относится к категории дозволенных действий до момента признания его недействительным судом (после признания его недействительным он как юридический факт "уничтожается").

К числу ничтожных публичных актов он относит, в частности, акты, изданные лицами, некомпетентными на их издание; акты, являющиеся результатом нарушения компетенции (например, присвоение судебных полномочий иными органами); акты, не относящиеся к кругу ведения органа, их издавшего. Публичный акт ничтожен и в том случае, если он требует невозможного: например, совершения противозаконных, наказуемых или запрещенных деяний, деяний безнравственных и т.п.

Чрезвычайно важную роль в процессе возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношений играют также административные акты в форме государственной регистрации юридических действий, событий и прав. Такая регистрация требуется в случаях, установленных законом. В соответствии с действующим законодательством подлежат государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделки с ним. Также подлежат обязательной государственной регистрации акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Государственная регистрация необходима при изменении учредительных документов юридического лица. Государственная регистрация предусмотрена законом и в ряде других случаев.

Вывод суда о том, что имело место улучшение чужого имущества в рамках договора аренды от 31.12.1998 N 29, не может быть признан кассационной инстанцией соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства.

Из представленных в дело документов (технический паспорт, акт обследования филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Кабардино-Балкарской Республике от 31.05.2005) следует, что объектом аренды являлось одноэтажное административное здание (общей площадью 318,6 кв. м). Однако указанное здание было реконструировано в 2002 - 2004 годах за счет денежных средств управления (бюджетных средств) на основании оформленной в установленном порядке разрешительной документации и с согласия собственника (ОАО "Нальчикская межрайсельхозтехника"). В результате реконструкции существующего здания возведен объект незавершенного строительства (готовностью 91%) - двухэтажное административное здание (с подвалом) общей площадью 913,2 кв. м (первый этаж - 634,5 кв. м, второй этаж - 213,8 кв. м). В связи с произведенной реконструкцией арендуемое недвижимое имущество существенно изменило свои параметры и качество инженерно-технического обеспечения (пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).


Изложенные обстоятельства могут свидетельствовать о том, что арендованное недвижимое имущество (одноэтажное здание общей площадью 318,6 кв. м) в первоначальном виде не сохранилось, а в результате реконструкции управлением создан иной (качественно новый) объект. В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на технические паспорта (поэтажные планы) административного здания от 20.01.2000 (в первоначальных границах) и от 31.05.2005 (реконструированного) также признает, что указанное здание (в прежних границах) не существует; произведена кардинальная перепланировка со слиянием старых и новых помещений, надстройкой над существовавшими и вновь построенными помещениями мансард. Площадь 594,6 кв. м полинейно (в границах существующих стен) невозможно идентифицировать, что в равной степени касается и первоначальной площади (границ) в 318,6 кв. м. Площадь достройки определена арифметическим способом, за счет вычитания прежних площадей из общей площади незавершенного строительством объекта (913,2 - 318,6 = 594,6 кв. м).

В обоснование своих возражений на иск заявитель кассационной жалобы указывает на то, что является инвестором реконструкции старого административного здания на основании обязательственных правоотношений с собственником этого объекта и с его согласия вложил в нее значительные денежные средства. В подтверждение наличия между сторонами правоотношений по реконструкции объекта управление ссылается на согласие прежнего собственника здания в осуществлении реконструкции, документы (протокол от 10.12.2004 и договор от 17.12.2004), подписанные с участием общества (с его согласия), в результате чего была осуществлена реконструкция старого здания и создан новый (незавершенный строительством) объект. Управление полагает, что имеет право на долю в новом объекте недвижимости, созданном в основном за счет бюджетных средств. Суду апелляционной инстанции при разрешении спора следовало учесть данные доводы.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают вследствие иных действий граждан и юридических лиц (подпункт 8 пункта 1 статьи 8 Кодекса). В соответствии с главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого права. При этом для приобретения права собственности необходимо существование вещи, которая может быть собственностью, выражение воли лица приобрести в собственность эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (основания).


Из статьи 1 Закона РСФСР от 26.06.91 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" вытекает, что инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Пунктом 3 статьи 7 вышеназванного Закона предусмотрено, что незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Возникшие между сторонами отношения по реконструкции объекта недвижимости относятся к договорным правоотношениям в силу положений статьи 153, пункта 3 статьи 154, статей 420, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие правоотношения должны порождать у их участников право общей долевой собственности на созданный ими в результате реконструкции новый объект (статьи 244, 245 Кодекса).

Представленные участвующими в деле лицами документы и совершенные ими действия могут свидетельствовать о следующем: воля собственника старого здания была направлена на совместное проведение с арендатором реконструкции этого объекта с использованием денежных средств последнего (бюджетных средств); реконструкция проводилась с согласия как прежнего, так и нового собственника здания; она повлекла создание иного (качественно нового) объекта, при этом старое здание в первоначальном виде не сохранилось. Результаты инвестиционной деятельности распределены сторонами в договоре от 17.12.2004 (в нем за обществом и управлением закреплены конкретные помещения в реконструируемом здании). Поэтому неприменение апелляционным судом к отношениям, возникшим между сторонами, указанных правовых норм и непризнание между ними наличия обязательственных правоотношений по созданию с использованием бюджетных средств нового (незавершенного строительством) объекта, не может быть признано обоснованным.

Кроме того, делая вывод о том, что произведенные регистрационной службой изменения в арендуемом административном здании должны квалифицироваться как улучшения чужого (арендуемого) имущества с применением последствий, предусмотренных статьей 623 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не учел следующее.


По общему правилу, содержащемуся в пункте 2 статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор, который за счет собственных средств и с согласия арендодателя произвел улучшения, не отделимые без вреда для арендованного имущества, имеет право на возмещение стоимости таких улучшений. Однако указанная норма носит диспозитивный характер, поскольку иное может быть предусмотрено договором.

17 декабря 2004 года общество и управление заключили договор, предметом которого является распределение площадей (помещений) в реконструируемом административном здании. В нем стороны пришли к соглашению о том, что после ввода объекта в эксплуатацию (приемки его государственной комиссией) общая площадь здания составит 916,69 кв. м. Эти площади будут распределены следующим образом: регистрационной службе - 433,31 кв. м, обществу - 318,6 кв. м (прежняя площадь здания) и 164,78 кв. м (часть достроенных площадей). Части возводимого объекта распределены в соответствии с "Рабочим проектом реконструкции и расширения здания"; в пункте 1.3 договора стороны определили конкретные помещения (с указанием их функционального назначения), подлежащие передаче после завершения реконструкции (т. 1, л. д. 47).

Суду надлежало, руководствуясь правилами статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, дать толкование условиям договора от 17.12.2004 (установить, на что была направлена действительная воля сторон при его заключении); на основании такого толкования решить вопрос о применимости к спорным отношениям правовых последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 623 названного Кодекса.

При разрешении спора апелляционный суд признал договор от 17.12.2004 недействительной (ничтожной) сделкой, сославшись на наличие в нем условия о переходе к регистрационной службе (государственному учреждению) права собственности на построенные помещения. Однако суду следовало исходить из того, что названное соглашение заключено управлением на основании пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации; при его подписании ответчик действовал не только в своих интересах, но и в интересах собственника имущества (Российской Федерации). Это подтверждается также правовой позицией, изложенной представителем собственника (территориальным управлением Росимущества России) в отзыве на иск (т. 1, л. д. 80, 81). Кроме того, из материалов дела следует, что за управлением зарегистрировано право оперативного управления на часть спорных нежилых помещений (т. 1, л. д. 146). Такое закрепление имущества за государственным учреждением соответствует положениям статей 120, 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.