Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде (Методологические и теоретические основы воспитания взаимоотношений дошкольников в труде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Сoвпaдение пoлoжительной нaпрaвленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между участниками, хорошие личные контакты способствуют успешной реализации поставленной задачи. Под влиянием позитивных личных отношений бизнес становится менее формальным. Но различия между ними сохраняются.  
  2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтной ситуации. Она может возникнуть в отношениях равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликта не должно быть за счет нарушения деловой активности членов группы, коллектива, снижения качества и сокращения группы товаров.  
  3. Нейтральные деловые и такие же личные. Нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее приделы. Это так называемые сугубо официальные отношения. Личное при этом выравнивается. Они не появляются, потому что нет почвы.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Их развитие зависит от эмоционального благополучия, удовлетворенности или неудовлетворенности человека в данной общине. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.

2.2 Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников

Почти в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональное напряжение и конфликт в сфере детских отношений намного выше, чем в сфере взрослой коммуникации.

Однако, прежде чем говорить о проблемных формах межличностных отношений детей, необходимо ориентироваться на возрастную динамику их нормального развития.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа.

I этaп. Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние равнодушны к действиям сверстников и его оценке взрослым. В то же время, они, как правило, легко решают проблемы в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы родителям или опекунам, чем сверстники). Все это может свидетельствовать о том, что сверстники еще не играют существенной роли в жизни ребенка. Малыш не заметит действия и отношения сверстников. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстников. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются богохульными эмоциональными состояниями со своими сверстниками, может свидетельствовать об особой общности с ним, выражающейся в обнаружении одних и тех же свойств, вещей или действий. Ребенок, "смотрясь в сверстника", как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер.


II этaп. Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит в середине дошкольного возраста. В 4-5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется. В средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. Во время игры дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать у детей расстройство, а неудачи-нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обиды на современном.

Все это говорит о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику, суть которой в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на поиск общности (как в трех-летних), а противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Я "предматчевая", она находится в отдельном мастерстве и качестве. Но выделиться и быть признанными они сами по себе не могут сравнением с кем-то другим, носителем, который может быть равным, но другим существом, т. е. равным. Только через сравнение со сверстником можно оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, но в глазах других. Этим другим опять же за 4-5-летнего ребенка становится ровесник. Все это порождает многочисленные конфликты и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и т. д. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту по отношению к сверстникам вновь значительно меняется.

III этaп. К 6 годам значительно увеличилось количество просоциальных действий, а также эмоциональное вовлечение в деятельность и опыт сверстников. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально вовлечены в них. Даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если 4-5-летние дети охотно после взрослых осуждают действия своих сверстников,то 6-летние, наоборот, могут объединиться с другом в противостоянии со взрослым. Все это может свидетельствовать о том, что просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.


К 6 годaм у многих дeтeй возникaeт нeпосрeдствeнноe и бeскорыстноe жeлaниe помочь свeрстнику, подaрить или уступить eму. Злорадство, зависть, конкуренция появляются реже и не так резко, как в пять лет. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам сверстника. Неоценимую эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, но и ценный человек, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих предметов. Это дает основание говорить о том, что к концу дошкольного возраста происходит личностное начало по отношению детей к себе и к другим.

Это в общем возрасте логика отношений со сверстниками в дошкольном возрасте. Однако, это не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности.

Выводы по главе 2

Можно сделать вывод:

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

В отношении детей также проявляются отношения и отношения. Они рождаются между детьми во время игры, совместной работы, в классе и т. д.

Существует широкий спектр взаимоотношений между детьми дошкольного возраста. Практика в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда хорошо развиваться. Наряду с положительным характером контактов возникают осложнения, которые иногда приводят к "потере" ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полного формирования личности ребенка.

Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверие к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи необходимо выработать конкретные меры для предотвращения или преодоления конфликтных ситуаций, которые приводят к нарушению правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя заметить какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.


Заключение

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей дошкольного возраста в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

Помимо воспитательной функции, труд имеет и развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоциональное и волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда заключается в том, что педагогически грамотно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и т. д. Для создания концепции трудового воспитания много сделал А. Макаренко, он описал педагогические условия как средства воспитания: производительный, коллективный и соревновательный характер труда, разнообразие и усложнение трудовых операций, эстетика и научная организация труда, рациональный режим труда и отдыха, положительный эмоциональный фон.

Распределение работы в самостоятельной, ответственной деятельности меняет ее характер и содержание. Работа дошкольника связана с общими задачами семьи и школы. Ребенок школьного возраста сталкивается со сложными задачами. Работа приобретает характер развиваемой деятельности, состоящей из ряда действий. Опыт показывает, что те дети, которые несут в семье конкретные трудовые обязанности, как правило, учатся лучше, и у них формируется позитивное отношение к учебной работе. Организовывать и направлять трудовую деятельность взрослых, а их задача-добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в трудовом процессе.

Список используемой литературы

  1. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 2013, №10
  2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987г.
  3. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 2013г.
  4. Блакитная, Е. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е. Блакитная // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С.31-35.
  5. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2015. – 317с.: ил.
  6. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Света, 2016. – 239с.
  7. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998
  9. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.
  10. Нечаева В.Г. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: изд. Просвещение, 2002.
  11. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 2015.
  12. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. М., 2016.
  13. Психология формирования и развития личности. М., 1991.
  14. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А Репина. – М.: Педагогика, 1978.
  15. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]; под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2013. – 211с.
  16. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 342 с.
  17. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа. – 2013.
  18. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И. Буянова. – М., 2014г.
  19. Ушамирская Г.Ф. Педагогика как теория воспитания и обучения. Часть 2. / Отв. Редактор, доктор социол. наук, проф. Ушамирская Г.Ф. – М.: Студенческая наука, 2012. – с.
  20. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.