Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде (Методологические и теоретические основы воспитания взаимоотношений дошкольников в труде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая индивидуальные особенности детей, я разделила их условно на три подгруппы. В первую вошли дети умеющие сговариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельности, выполнении задач быстро и точно – "руководители". С ними намечается дальнейшая работа по развитию желания помогать друзьям и улучшать качество их работы.

Вторая подгруппа – это неуверенные робкие дети, которые трудятся охотно, но только под руководством репетитора или вместе с более активными товарищами, не распределяйте самостоятельно обязанности – «ведомые».

Третья подгруппа детей – это владеющие навыками, но не проявляя инициативы, не доводя дело до конца – «подопечные».

Я старалась объединить детей из первой и второй подгрупп на дежурстве в уголке природы, учитывая не только умение, темп их работы, инициативность, но и умение помочь другу.

Во время дежурств по столовой объявлялся конкурс, например, на лучшую сервировку стола. В то же время, перед началом работы, беседа с дежурным о том, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить. С интересом и желанием они стали выполнять свои обязанности, относились к ним очень ответственно. Некоторые дети были уверены в своих силах, вторая – интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.

Коллективный труд

Формы организации труда детей в детском саду

Поручения (индивидуальные и совместные)

Дежурства (индивидуальные и совместные)

Эпизодические (краткосрочные)

Длительные

Отсроченные по времени

Младший возраст:

По столовой и занятиям

Старший возраст:

По столовой, занятиям, уголку природы

Младший возраст:

4-6 детей

Старший возраст:

4-25 детей

Рисунок 1.2 – Формы организации трудовой деятельности детей

Малоактивным детям предлагала работу, что их интересует, то просят выполнить работу, которая может быть не совсем интересной, но важной для всей команды. Нашел их для совместной работы с другими детьми, попытался объединить детей из разных подгрупп. Постепенно включала этих детей в совместный, коллективный труд.

Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте


Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям.

Альтруистическое поведение связано не с полнотой понимания и принятия моральной нормы как правила поведения, а с особым отношением к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в различных ситуациях межличностного взаимодействия. Такое отношение предполагает эмпатию: переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через принятие чужого опыта. Суть отношения к другому сводится, прежде всего к эмоциональной отзывчивости, и именно чувства являются первичными по отношению к пониманию и действию. Основой нравственного отношения к другому является способность увидеть и услышать именно другого человека, а не только себя в нем.

Мощным фактором развитие гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5 летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, особенно по отношению к тем, кому симпатизирую и сочувствую. Взрослый организует совместную деятельность с дошкольником и в игре идет накопление первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо». Ребенок соотносит их со своими действиями и поступками.[3]

Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация – как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. Р. С. Буре подчеркивает роль этического стандарта в нравственном и трудовом развитии личности ребенка. "Источником нравственных правил, это особые отношения со взрослыми, который формирует у ребенка образ себя как соответствующего положительному стандарт и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном".[4] В.С. Мухина указывает, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка».[5]


В. С. Мухина подчеркивает, что стремление ребенка дошкольного возраста следовать нравственному стандарту опосредуется требованием признания со стороны других людей. Таким образом, уже в дошкольном мире социальных отношений «требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка».[6] В.С.Мухина указывает на то, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка».

Динамика и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте:

  • 3-4 года. Есть базовые представления о том, что такое"хорошо, а что плохо". Формируется негативное отношение к хамству и жадности. На основе примеров из опыта ребенка развиваются его конкретные действия, идеи доброты, взаимопомощи, дружбы, правдивости.
  • 4-5 лет. Представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
  • 5-6 лет. Разработка обобщенных представлений об истине, справедливости, мужестве, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботе на конкретных примерах.
  • 6-7 лет. Обобщенные идеи доброты, честности, справедливости и дружбы продолжают развиваться. Существует негативное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, обман, жестокость, любовь к себе, трусость и т. д.

Чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приемы:[7]

  1. Создание ситуаций, когда дочерние элементы нуждаются в недоступных элементах.
  2. Создайте нужный объект в присутствии детей (в этом случае пришейте шапку, которой нет и необходимость в которой идентифицируется).

Ожидание появления нужного объекта вызывает у детей активное внимание к результату родов, ожидание этого результата, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом – получением нужного предмета.

  1. Используйте созданную вещь перед детьми в соответствии с ее предназначением и потребностями детей.

Эти знания важны для формирования интереса к работе, уважения к результатам.

Накопленные представления объединяются по разным направлениям:

  1. Обобщаются трудовые процессы в определенный вид труда, кто выполняет человек одной профессии (няня, повар, водитель и т. д.), и на этой основе формируется более общее представление о работе этого человека.
  2. Обобщаются представления о результатах труда, получаемые в работе различные процессы по их смыслу и на этой основе формируются более общие представления о ценности человеческой деятельности в профессии.

Здесь эффективны следующие методы и примеры: изучение различных трудовых процессов одного вида труда с акцентом на результат; повторение наблюдений, что позволяет сформировать четкие знания о процессе достижения результатов труда и их важности; игры-занятия, повторяющие ту или иную работу и обобщающие беседы, проводимые с широким использованием ясности.

Детям необходимо помогать в построении прочных и осознанных знаний, во-первых, об индивидуальных производственных процессах и их результатах, во-вторых, о процессах, связанных с конкретным видом труда. Это требует не только систематических и неоднократных наблюдений, но и последовательности в сложности содержания работы и других ее форм.[8]

Выводы по главе 1

Таким образом, можно выделить задачи трудового воспитания, направленные на формирование положительного отношения к труду взрослых; задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование; задачи, направленные на воспитание у детей некоторых личностных качеств; задачи воспитания навыков организации своей и общей работы; задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда.

Все задачи взаимосвязаны. Главная задача трудового воспитания дошкольников-формирование правильного отношения к работе. Важны мотивы, которые приводят к трудовой деятельности детей.

В дошкольных учреждениях дети развиваются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание нравственной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Некоторые дети, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Однако большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.

ГЛАВА 2 Взаимоотношения детей в совместной деятельности

2.1 Понятия отношения, взаимоотношения

Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». В то же время, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то связь постоянно осуществляется "Обратная связь". Отношения между контактирующими сторонами не всегда имеют одинаковый характер. Один может быть добрым и добрым к другому, а другой противоположным ему.


Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей.

Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными.

Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. При этом отношения накладывают печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деятельность, создаваемая при исполнении служебных обязанностей, регулируется руководством, законом, Постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов. Например. Открывается школа-интернат. В штатном расписании предусмотрены директор, старший преподаватель, преподаватели, преподаватели и др.В документе также определяются обязанности каждого из них. Лицо, занимающее должность, обязано выполнять определенную работу, а также устанавливать деловые контакты, вытекающие из служебных обязанностей.

Психологическими исследованиями установлены виды деловой зависимости

Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые функции.

Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающие его намечать для другого объект приложения усилий, способы осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что относятся друг к другу люди, наделенные индивидуальными качествами.  

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов:

  • симпатии,
  • общности,
  • взглядов,
  • интересов,
  • комплиментарности и другие.

В личных взаимоотношениях не имеют силы. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижением друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть , отчужденность.

Рисунок 2.1 – Виды деловой зависимости

В процессе общения намечаются несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.