Файл: «Методы научного познания и их роль в развитии науки».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 836

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поппера принцип фальсификации. Он гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, или опровержимо. Другими словами, только знание может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо[51].

Несмотря на, казалось бы, парадоксальной форме, и, возможно, из-за этого, принцип простой и глубокий смысл. Карл Поппер обратил внимание на значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании.

Никакое количество падающих яблок не является достаточным для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако, только одно Яблоко, растаяла от Земли, по закону признать об. Поэтому попытки фальсифицировать, т. е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективным в подтверждение его истинности и научной[52].

Теория неопровержимая в принципе не может быть научной. Идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Потому что любая попытка ее опровержения может быть представлен как результат действия того же божественного плана, вся сложность и непредсказуемость которого нам просто не по зубам. Но как только эта идея неопровержима, значит, она находится вне науки.

Можно, однако, отметить, что последовательно проводится принцип фальсификации делает любое знание является гипотетическим, т. е. лишает его законченности, абсолютности, неизменности. Но это, наверное, плохо, что постоянная угроза фальсификации держит науку "в тонусе", не дает ей застояться, почить на лаврах. Критицизм является важнейшим источником роста науки и неотъемлемой чертой его имиджа[53].

2.2 Антинаучные тенденции в развитии науки

Достижения научного метода огромны и неоспоримы. С его помощью человечество не без комфорта устроились на планете, поставить себе на службу энергию воды, пара, электричества, атома, начало осваивать околоземное космическое пространство и т. д. Если, кроме того, не забывайте, что подавляющая часть всех достижений науки получена за последние полторы сотни лет, то эффект получается колоссальный — человечество самым очевидным образом ускоряет свое развитие с помощью науки.

И это наверное только начало. Если наука будет продолжать развиваться с таким ускорением, какие чудесные перспективы ожидают человечество! Примерно такие настроения владели цивилизованным миром в 60-70-х годах нашего века. Однако, к концу его блестящих перспективах слегка изменить цвет, восторженных ожиданий поубавилось и даже некоторое разочарование по поводу общего благополучия наука явно не справлялась.


Сегодня общество смотрит на науку куда более трезво. Он постепенно начинает понимать, что научный метод имеет свои издержки, область действия и границы применимости. В науке это было понятно давно. В методологии науки вопрос о границах научного метода дебатируется по крайней мере, со времен Канта. Тот факт, что развитие науки непрерывно наталкивается на препятствия и границы, конечно. На то и разрабатываются научные методы их преодоления. Но, к сожалению, некоторые из этих границ должны были признать фундаментальным. Чтобы преодолеть их, вероятно, никогда не будет возможно[54].

Одна из этих границ определяет наш опыт. Нравится вам это или критикуй эмпиризм за неполноту или односторонность, исходная его посылка все еще держит: изначальным источником всего человеческого знания является опыт (во всех возможных формах). И опыт наш, пусть и большие, но неизбежно ограничен.

По крайней мере, в истории человечества. Десятки тысяч лет общественно-исторической практики, конечно, много, но что это по сравнению с вечностью?

И быть естественным-сти поддерживается только ограниченный опыт человека, присущих всей бесконечной Вселенной? Общее, конечно, можно, но истинность конечных выводов в приложении к тому, что находится за пределами опыта, всегда останется не более чем вероятностной[55].

И с противником эмпиризма, рационализма, защищал дедуктивную модель развертывания знания, положение не лучше. Ведь в этом случае все частные утверждения и законы теории выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом и т. д.

Однако эти исходные постулаты и аксиомы, выводимые и, следовательно, не доказуемые в рамках данной теории, всегда чреваты возможностью опровержения. Это касается всех основных, т. е. наиболее общих теорий.

Это, в частности, постулаты бесконечности мира, его материальности, симметричности и др. нельзя сказать, что эти обвинения являются абсолютно беспочвенными. Они доказали, по крайней мере, все продукты, его результаты не противоречат друг другу и реальности. Но мы можем говорить только о наблюдаемой реальности. Однако, после опять постулаты определенных оборотах, в вероятность. Так что самые основы науки не являются абсолютными и в принципе любой момент могут быть перемещены.

Таким образом, Вы можете принести своего рода резюме того, что я сказал, наш "познавательный аппарат" при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою надежность. Ученые, кажется, нашли решение: невозможно описать опыту реальности они перешли на язык абстрактных обозначений и математики.


В настоящее время, по ряду объективных причин в мире была очень сильная анти-научными наклонностями, который является запросом на "очистить все", четкое представление о мире отличается от той, которую дает классическая естественных наук.

Таким образом, в общественном сознании стирается грань между наукой и псевдонаукой, наукой и мистикой. В этих обстоятельствах важно знать критерии разграничения научных и псевдонаучных идей. В схеме рис. 5, принципы действительны для научных теорий, научного знания, которые отличают научное знание от псевдонаучного.

Рисунок 5 – Критeрии рaзгрaничeния научных и псeвдoнaучных идeй

Выводы по главе 2

Таким образом, можно подвести некий итог тому, что я сказал: наш "познавательный аппарат" при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою надежность. Ученые, кажется, нашли выход: невозможно описать опыту реальности они перешли на язык абстрактных обозначений и математики.

Заключение

Знaниe – идeaльное вoспроизвeдeниe в языкoвoй фoрмe обoбщeнных прeдстaвлeний о зaкoнoмeрных объeктивнoгo мирa.

Функциями знaния являются обoбщeниe рaзрoзнeнных прeдстaвлeний о закoнoмeрнoстях прирoды общeствa и мышлeния; хрaнeниe в oбoбщeнных прeдстaвлeниях всeгo тoгo, чтo мoжeт быть пeрeдaно в кaчeствe устoйчивoй оснoвы прaктичeских дeйствий.

Дeятeльнoсть людeй в любoй фoрме (нaучнaя, прaктичeскaя и т.д.) опрeдeляeтся цeлым рядoм фaктoрoв. Кoнeчный ее рeзультaт зaвисит не тoлькo от того, кто дeйствуeт (субъект) или на что она нaпрaвлeнa (объект), но и от того, как сoвeршaeтся дaнный прoцeсс, кaкие спoсoбы, приeмы, срeдствa при всeм этoм примeняются. Этo и eсть прoблeмы мeтoдa.

Мeтoд (греч. Способ пoзнaния) – в сaмoм ширoкoм смыслe – «путь к чему-либо», спoсoб дeятeльнoсти субъeктa в любoй ее фoрмe.

Понятие «мeтoдoлoгия» имeeт двa oснoвных знaчeния:

Система опрeдeлeнных спoсoбoв и приeмoв, примeняeмых в тoй или инoй сфeрe дeятeльнoсти (в нaукe, пoлитикe, искусствe и т.п.); учeние oб этoй систeмe, oбщaя тeoрия мeтoдa, тeoрия в дeйствии.

Из прoдeлaннoй мнoй исслeдoвaтeльскoй рaбoты я мoгу сдeлaть вывoд, чтo знaниe игрaeт oгрoмную рoль в жизни нaуки.

Оснoвную рoль в пoзнaнии и aнaлизe инфoрмaции испoльзуются рaзличныe мeтoды:

  1. философские методы;
  2. общенаучные методы;
  3. аксиоматические методы;
  4. аналогия;
  5. аналитический метод.

Исходя из этого, можно сказать, что все методы в научном познании играют огромную роль.


Список использованных источников

  1. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование, под ред. / А.Ф. Ануфриев, С.А. Смирнов. – М.: Ось – 89, 2015. – 112 с.
  2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход. В 2-х ч. Ч 1: Учебник для студентов и магистров пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ВГИПК РО, 2015. – 120 с.
  3. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 2013.
  4. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого- педагогического исследования. -М. Изд.центр "Академия", 2014.
  5. Кохановский В. А. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2015
  6. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление, под ред. / И.Н. Кузнецов. М.: Изд. «Дашков и К», 2014. – 432 с.
  7. Лукашевич В. К. Философия и методология науки. Мн.: Соврем. шк., 2013.
  8. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Учебно-методическое пособие. – СПб.: Питер, 2014.
  9. Рузавин Г. И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2013.
  10. Теоретико-методические основы педагогического исследования: учебно- методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / авт.-сост. В.И. Турковский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015.
  11. Требования к диссертациям по педагогическим наукам. Научно-методические рекомендации. / Сост. В.С. Леднев. - М., 2013.
  12. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Изд-во ЭКЗАМЕН, 2015
  13. http://results – Методы, методология.
  14. http://search.msn.com – Наука.
  15. http://www.gks.ru – Официальный сайт всероссийского статистического комитета [Электронный ресурс].
  16. http://yandex.ru – Науковедение.
  17. www.glossary.ru – Словари.
  18. http://results.a – Журнал «Эйдос».
  19. http://informika.ru – Информационный ресурс

Основные понятия

Наука – особое место в деятельности по добыче, организации, проверке, систематизации и социальной легитимизации знаний, претендующих на истинность и систематическое понимание человека объективную реальность.

Эпистемология – теория научного познания.

Техника – набор инструментов, механизмов и других искусственных материальных конструкций, которые способствуют производству и хозяйственной деятельности компании (вариант классического определения).


Техника – это материальное, общественное выражение в искусственно созданных структурах, навыки, талант, производства и других видов деятельности человека; все, что связано с производством орудий труда.

Технократия – энергетическое оборудование и технологии власти; стиль мышления и отношения человека (общества) к окружающей социальной и природной действительности с точки зрения материальных благ, использования и потребления.

Технология – совокупность приемов, операций, умений по преобразованию предмета интеллектуального и физического воздействия человека на что-то ценное, полезное для жизни.

  1. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование, под ред. / А.Ф. Ануфриев, С.А. Смирнов. – М.: Ось – 89, 2015. – 112 с.

  2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход. В 2-х ч. Ч 1: Учебник для студентов и магистров пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ВГИПК РО, 2012. – 120 с.

  3. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого- педагогического исследования. -М. Изд.центр "Академия", 2014.

  4. Кохановский В. А. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2015

  5. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 2013.

  6. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого- педагогического исследования. -М. Изд.центр "Академия", 2014.

  7. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление, под ред. / И.Н. Кузнецов. М.: Изд. «Дашков и К», 2014. – 432 с.

  8. www.glossary.ru – Словари.

  9. Теоретико-методические основы педагогического исследования: учебно- методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / авт.-сост. В.И. Турковский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015.

  10. Теоретико-методические основы педагогического исследования: учебно- методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / авт.-сост. В.И. Турковский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015.

  11. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Учебно-методическое пособие. – СПб.: Питер, 2014.

  12. Лукашевич В. К. Философия и методология науки. Мн.: Соврем. шк., 2013.

  13. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Изд-во ЭКЗАМЕН, 2015

  14. Рузавин Г. И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2013.

  15. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Учебно-методическое пособие. – СПб.: Питер, 2014

  16. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование, под ред. / А.Ф. Ануфриев, С.А. Смирнов. – М.: Ось – 89, 2015.

  17. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление, под ред. / И.Н. Кузнецов. М.: Изд. «Дашков и К», 2014. – 432 с.

  18. Лукашевич В. К. Философия и методология науки. Мн.: Соврем. шк., 2013.

  19. Кохановский В. А. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2015

  20. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Изд-во ЭКЗАМЕН, 2015

  21. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование, под ред. / А.Ф. Ануфриев, С.А. Смирнов. – М.: Ось – 89, 2015

  22. Кохановский В. А. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2015

  23. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление, под ред. / И.Н. Кузнецов. М.: Изд. «Дашков и К», 2014

  24. Лукашевич В. К. Философия и методология науки. Мн.: Соврем. шк., 2013.

  25. Теоретико-методические основы педагогического исследования: учебно- методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / авт.-сост. В.И. Турковский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015.

  26. Рузавин Г. И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2013.

  27. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Учебно-методическое пособие. – СПб.: Питер, 2014.

  28. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Изд-во ЭКЗАМЕН, 2015

  29. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление, под ред. / И.Н. Кузнецов. М.: Изд. «Дашков и К», 2014.

  30. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование, под ред. / А.Ф. Ануфриев, С.А. Смирнов. – М.: Ось – 89, 2015

  31. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход. В 2-х ч. Ч 1: Учебник для студентов и магистров пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ВГИПК РО, 2015.

  32. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого- педагогического исследования. -М. Изд.центр "Академия", 2014.

  33. Кохановский В. А. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2015.

  34. Рузавин Г. И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2013.

  35. Теоретико-методические основы педагогического исследования: учебно- методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / авт.-сост. В.И. Турковский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015.

  36. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Учебно-методическое пособие. – СПб.: Питер, 2014.

  37. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление, под ред. / И.Н. Кузнецов. М.: Изд. «Дашков и К», 2014.

  38. Лукашевич В. К. Философия и методология науки. Мн.: Соврем. шк., 2013.

  39. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Изд-во ЭКЗАМЕН, 2015.

  40. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 2013.

  41. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход. В 2-х ч. Ч 1: Учебник для студентов и магистров пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ВГИПК РО, 2015.

  42. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого- педагогического исследования. -М. Изд.центр "Академия", 2014.

  43. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 2013.

  44. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Учебно-методическое пособие. – СПб.: Питер, 2014.

  45. Теоретико-методические основы педагогического исследования: учебно- методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / авт.-сост. В.И. Турковский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015.

  46. Рузавин Г. И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2013.

  47. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление, под ред. / И.Н. Кузнецов. М.: Изд. «Дашков и К», 2014.

  48. Теоретико-методические основы педагогического исследования: учебно- методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / авт.-сост. В.И. Турковский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015.

  49. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Изд-во ЭКЗАМЕН, 2015.

  50. Требования к диссертациям по педагогическим наукам. Научно-методические рекомендации. / Сост. В.С. Леднев. - М., 2013.

  51. Кохановский В. А. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2015

  52. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование, под ред. / А.Ф. Ануфриев, С.А. Смирнов. – М.: Ось – 89, 2015. – 112 с

  53. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход. В 2-х ч. Ч 1: Учебник для студентов и магистров пед. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ВГИПК РО, 2015.

  54. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого- педагогического исследования. -М. Изд.центр "Академия", 2014.

  55. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 2013.