Файл: «Методы научного познания и их роль в развитии науки».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 842

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики[15].

На основе общенаучных понятий и концепций, разрабатывать соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Важная роль общенаучных методов состоит в том, что из-за своего промежуточного характера они опосредствуют переход от философских и специально-научных знаний (и соответствующие методы)14.

  1. Частнонаучные методы – совокупность методов, принципов, знаний, методов исследования и процедур, применяемых в конкретной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии, социальных наук и гуманитарных наук.
  2. Дисциплинарные методы – появилась система методов, применяемых в определенной научной дисциплине членом какой-либо отрасли науки или на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.
  3. Методы междисциплинарного исследования – как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

В современном естествознании обычно выделяют эмпирический и теоретический уровни познания[16].

1.2 Уровни научного познания

Научное знание, как и любое философское понятие, имеет весьма сложную структуру. Это целостный, но находящаяся в постоянном развитии, система. Между ее элементами существует тесная взаимосвязь, но есть существенные отличия.

Основные методы и уровни научного познания зависит от двух факторов: эмпирические и теоретические и осуществляются с помощью наблюдений и экспериментов, гипотез, законов и теорий. Существуют также Мета теоретические уровни научного познания в философии, которые представлены философскими установками научных исследований и зависят от ученый[17].


Рассматривать уровни научного познания в философии начнем с эмпирического. В первую очередь это уровень познания-это фактический материал, который тщательно изучается и анализируется, и на этой основе производятся непосредственно на систематизацию и обобщение полученных результатов.

Этот уровень работает чувствительных методов и объекта исследования проявляется, прежде всего, во внешних проявлениях, которые доступны для созерцания. Характеристики эмпирического уровня является сбор фактов, их описание, классификация и обобщение данных в виде классификации[18]

Уровни научного познания, которые являются в основном эмпирическими методами, которые непосредственно помогут освоить исследуемый объект путем сравнения, измерения, наблюдения, создание условия для эксперимента и анализ результатов. Однако мы знаем, что опыт без теории не возможно. Отсутствие рациональных точек иногда приводит сторонники эмпирического уровня научного познания необъяснимого абсурда. 

Поэтому методы и уровни научного познания не могут существовать друг без друга и теоретический метод всегда господствует над экспериментальным, так как он основан на рационализме. 

Теоретические знания, делает выводы на основании отражения явлений со всех сторон, включая внутренние связи и закономерности, а также внешние переменные, полученные экспериментально. Научное познание в этом случае осуществляется с помощью понятий, умозаключений, законов, принципов и т. д. и в результате объективных и конкретных, более детальных и информативных.

Методы абстракции, создавая идеальные условия и ментальные структуры, анализа и синтеза, дедукции и индукции в сочетании, сделать знания, чтобы достичь объективной истины, которая существует вне зависимости от деятельности познающего субъекта. 

Таким образом, можно сделать вывод, что эмпирический и теоретический уровни научного познания разделяются в философии очень условно, потому что одно без другого не имеет смысла. Граница между ними очень активный[19].

Эмпирический метод открывает дорогу более сложные теоретические знания, постановка задач и стимулируя более сложные действия. И часто научное познание выглядит так, что один уровень незаметно перетекает в другой, в результате чего положительный эффект от новых научных открытий. 

Рассматривать уровни научного познания, не говоря уже о Мета теоретические знания. Это не отделено от двух предыдущих уровнях знания, как он выражает ценности научных исследований.


Метатеоретического уровня знаний требует, чтобы знания, полученные эмпирические или теоретические доказательства были признаны обоснованными и пояснил, описаны и построены так, чтобы способствовать правильной организации знаний, чтобы не создавать хаос и не противоречат друг другу. Главное в науке-обеспечить научно обоснованную систему реальную картину мира[20].

Итак, теперь мы ясно видим, что любые уровни научного познания не могут существовать в изоляции. Они целенаправленно ставят задачи и решают их в научном познании вместе.

1.3 Формы научного познания

Под формой научного познания понимают способ организации содержания и результатов познавательной деятельности. Для эмпирического исследования такой форме теоретических гипотез и теорий[21].

Научный факт – в результате наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в наблюдениях за интересующим объектом с целью создания устойчивых, повторяющихся признаков.

Когда исследователь убедится в том, что при наличии соответствующих условий, объект всегда выглядит определенным образом, она усиливает этот результат экспериментально и, если подтвердится, сформулировать научный факт. Например: тело, если оно тяжелее воздуха, будучи брошенным вверх упадет вниз. 

Таким образом, научный факт-это то, что набор опыта и фиксирующие эмпирическое знание. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для гипотез и создания теорий. Знаний не может быть сведена к записи фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. И это проблема теории.

Научная проблема – это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Его можно определить как "знание о знании"[22].

Факт, как явление действительности, это является научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты-это наиболее надежные аргументы как для доказательства, и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И. П. Павлов называл факты "воздухом ученого. Однако нужно брать не отдельные факты, но все, без исключения, совокупности фактов, имеющих отношение к вопросу. В противном случае есть подозрение, что факты выбраны произвольно[23].


К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы, рисунок 3.

Формы научного знания

Научные факты

Научная гипотеза

Научные законы

Научные концепции

Научные картины мира

Научные проблемы

Категории науки

Научные принципы

Научная теория

Рисунок 3 – Формы научного познания

В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как гипотетическое знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не противоречат фундаментальным научным теориям. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям. Среди этих требований: релевантность, проверяемость, Совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота[24].

Теоретический уровень научного исследования начинается с гипотезы. С греческого гипотеза означает предположение.

В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как гипотетическое знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не противоречат фундаментальным научным теориям. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям. Среди этих требований: релевантность, проверяемость, Совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота[25].

Релевантность (от англ. relevant – уместный, относящийся к делу) гипотеза характеризует ее отношение к фактам, для объяснения которых она создается. Если факты подтвердить или опровергнуть гипотезу, считается соответствующей. 

Проверяемость гипотезы предполагает сопоставление его результатов с данными наблюдений и экспериментов. Это указывает на возможность такого подтверждения не требуется для осуществления. Многие из гипотез современной науки работать на ненаблюдаемых объектов, что требует совершенствования экспериментальной техники для их проверки[26]. Те гипотезы, которые нельзя проверить в настоящее время могут быть проверены позже, с появлением более совершенных экспериментальных средств и методов.

Совместимость гипотез с существующим научным знанием означает, что она не должна противоречить установленным фактам и теории. Это требование относится к нормальному периоду в развитии науки и не распространяется на периоды кризисов и научных революций[27]


Объяснительная сила гипотезы-количество дедуктивных следствий из нее могут быть выведены. Если два конкурирующих гипотез для объяснения же того, он отображает разное количество эффектов, соответственно, они обладают различными объяснительную силу.

Например, гипотеза всемирного тяготения Ньютона не только объяснила, факты, аргументированные, перед Галилеем и Кеплером, но и дополнительное количество новых фактов. В свою очередь, те факты, которые были за пределами объяснительных возможностей Ньютоновской теории гравитации, были позже объяснены в относительности А. Эйнштейна[28]

Предсказательная сила гипотезы заключается в количестве событий, вероятность которых она в состоянии предсказать.

Критерий простоты гипотезы относятся к ситуациям, когда конкурирующие научные гипотезы удовлетворить всем требованиям, однако вы должны сделать выбор в пользу одного из них. Серьезным аргументом может легко служить. Она предполагает, что одна гипотеза содержит меньше число посылок для ликвидации последствий чем другие[29].

Выдвижение новых гипотез и их проверки, представляют очень сложный творческий процесс, в котором решающую роль играют интуиция и научная квалификация ученого. Любой конкретный алгоритм в данном случае не существует. Известно, что большая часть исследований, в виде гипотез. 

Закон – следующая форма существования научного знания, что гипотеза, в результате всестороннего исследования и подтверждения. Научные законы отражают постоянные, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами реального мира. В соответствии с принятой двухступенчатой структурой научного познания различают эмпирические и теоретические законы[30]

На эмпирической стадии развития науки устанавливаются законы, в которых соединение между разумным свойства объектов. Такие законы называются феноменологическими (от греч. phainomenon – являющийся).

Примерами таких законов могут служить законы Архимеда, Бойля-мариотта, гей-Люссака и другие, в которых выражаются функциональные связи между различными свойствами жидкостей и газов. Но такие законы не объясняют. Тот же закон Бойля-мариотта, утверждающий, что для данной массы газа при постоянной температуре, давление на объем является постоянной, не объясняет, почему это так.

Такое объяснение достигается с помощью теоретических законов, которые раскрывают глубокие внутренние связи процессов, механизм их возникновения[31]