Файл: Метод многокритериальной теории полезности MAUT для задачи принятия решений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление, прежде, чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь. Оно признано самостоятельной областью только в ХХ веке.

Каждое предприятие имеет определенные текущие и перспективные направления деятельности. Стратегические мероприятия организации осуществляются по определенному сценарию, которым является логическая последовательность шагов.

При этом большое внимание уделяется процессу управления деятельностью данного предприятия.

Управление организацией – это целенаправленная деятельность ее руководителя и команды управления, направленная на обеспечение максимально эффективной организации всех основных процессов жизнедеятельности трудового коллектива. Эффективный менеджмент находится в центре решения всех вопросов, которые касаются процессов жизнедеятельности предприятия.

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Сам термин «предприятие» после принятия Гражданского кодекса РФ перетерпел существенные изменения. Он сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организации, которые подразделяются на две группы: коммерческие и не коммерческие.

В рыночной экономике организация сама принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Она самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материала. Решает множество структурных вопросов.

Общество пережило значительные экономические и политические преобразования. Их цель – достижение реальной экономической свободы людей, выживание и развитие предприятия.

Не существует никаких универсально применимых примеров или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют, однако, подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Менеджмент не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия.


Имеются также примеры, когда одинаковые предприятия, построенные государством приблизительно в одно и то же время и по единой технологии, после приватизации стали развиваться по-разному. Одни предприятия теряли заказы, сокращали объемы производства, другие - расширяли рынки сбыта, наращивали производство, приобретали новые технологии и интенсивно развивались.

Таким образом, перед руководителями встал вопрос о создании такой модели управления, которая учитывала бы новые условия работы и способствовала конкурентоспособности. К важнейшим направлениям совершенствования управления можно отнести следующие.
Определение потребностей и ожиданий потребителей.

Предприятия и организации могут жить и развиваться только при условии, что покупатель заинтересован в этой продукции и покупает ее. В условиях, когда предложения превышают спрос, недостаточно производить только то, к чему привыкли и научились делать. В настоящее время не производители диктуют покупателям, а наоборот, покупатели (как корпоративные, так и индивидуальные) диктуют, какую продукцию они хотят иметь и сколько готовы платить за нее.

Ошибочно думать, что существуют покупатели только с одинаковыми желаниями и требованиями. Когда у покупателей есть выбор, они предъявляют конкретные требования. Не учитывать это - означает терять потребителей, что грозит банкротством.

Сбор информации о требованиях и запросах потребителей для их последующего учета при производстве продукции и совершенствовании является важнейшим элементом в деле повышения конкурентоспособности.

Опыт лучших предприятий показывает, что между степенью удовлетворенности потребителей и объемом продаж, а значит, и соответствующей прибылью, существует пропорциональная зависимость

Конкуренция на рынке строительно-ремонтных услуг усиливается с ростом числа участников рынка. Клиент становится более компетентен и разборчив, что, в свою очередь, требует от компаний увеличения качества и количества сервисных услуг.

В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности строительных организаций, работающих в сфере жилищного строительства, становится все более актуальной и требует совершенствования и адаптации к принципиально меняющейся ситуации на рынке жилья. Актуальность проблемы повышения конкурентоспособности строительных организаций обосновывается несколькими причинами. Во-первых, усилением конкурентной борьбы на данных рынках. Во-вторых, изменением государственной политики, направленной на повышение доступности жилья для большего количества граждан. И, в-третьих, ростом потребностей и платежеспособности потенциальных покупателей жилья, которые все в большей степени не приемлют прежний уровень его качества.


На повышение конкурентоспособности могут повлиять многие факторы, часть из которых относятся к управляемым и могут быть изменены организациями.

Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются уровнем управления.

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло. В этих условиях все компании должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Управление коммерческой деятельностью предприятия – это составляющая часть менеджмента, которая своей сердцевиной имеет творческую деятельность высшего руководства, направленную на поиск таких решений, которые помогут организации выжить в динамично меняющейся среде в условиях жесткой конкуренции.

При эффективном управлении коммерческой деятельностью предприятия и правильно организованном маркетинге учитываются все основные аспекты ценовой и неценовой конкуренции между товаропроизводителями или компаниями (предприятиями), которые реализуют через розничную или оптовую сеть готовую продукцию (товары, услуги).

Для решения подобных многокритериальных задач выбора наилучшего проекта разработано большое число различных методик и алгоритмов. Но из практики становится очевидным факт того, что среди всех этих методов нельзя выбрать идеальный или хотя бы наилучший. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы, которые в каждом конкретном случае выражаются по разному. Каждая ситуация имеет свою специфику и требует индивидуальный подход к своему решению. Именно по этому появляется необходимость создания новой информационной системы многомерного анализа, основанной на более универсальном методе многокритериального экономического анализа.

Для разработки подобного метода, который позволит выработать наиболее эффективную систему анализа и оценки инвестиционного проекта, проще всего взять наиболее подходящий существующий метод многомерного анализа и усовершенствовать его, исправив его минусы на плюсы.

Таким образом, в данной работе был произведен выбор такого направления исследования, как оценка эффективности инвестиционного проекта с помощью вновь созданной информационной системы многомерного анализа на основе модернизированного подхода к решению задачи многокритериального выбора.


За основу для проведения анализа была выбрана многокритериальная теория полезности (MAUT), основные минусы которой были исправлены с помощью корреляционного анализа данных. Для демонстрации работы программы был выбран пример анализа деятельности самих коммерческих банков по основным критериям их работы. Кстати, в дальнейшем разработанная информационная система может использоваться как обычными людьми для выявления наиболее устойчивого и надежного банка, так и самими банками для определения наиболее привлекательного инвестиционного проекта. Наряду с этим, разработанная программа сможет использоваться в любой организации для решения различных многокритериальных задач.

Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Не смотря на это различие, для анализ деятельности банка можно использовать схожие финансовые показатели, соответствующие показателям деятельности обычного производственного предприятия.

Принятие управленческого решения в настоящее время становится предметом и результатом труда руководителя организации и его управленческой деятельности. Решение представляет собой определенную альтернативу осуществляемого выбора между двумя или несколькими, исключающими друг друга возможными вариантами.[1]

Принятие управленческого решения со стороны руководителя организации состоит из трех фаз:

1. Определение основной цели и программы действия в каждый конкретный момент управления – процесс принятия решения;

2. Целенаправленное, достаточно обдуманное и сбалансированное воздействие на предмет труда –выполнение принятого решения;

3. Постоянное наблюдение за совершаемым процессом управленческого труда – сбор информации для последующего принятия или корректировки решения.[2]

Кроме того под управленческим решением необходимо также понимать нахождение определенного варианта действий, и сам процесс осуществляемой деятельности, а также ее конечный результата, который включает в себя :

1. Найденный, но еще не осуществленный вариант осуществляемых действий;

2. Сам процесс разрешения поставленной проблемы, т.е. устранение определенных препятствий и трудностей на пути ее реализации;

3. Итог деятельности при решении возникающей проблемы в деятельности организации.


В практике менеджмента необходимо выделить три взаимосвязанных аспекта:

1. Управленческое решение как осуществляемый вид деятельности, который протекает в управляющей системе и непосредственно может быть связан с подготовкой, нахождением, с определенным выбором и принятием необходимых и достаточных вариантов действий.

2. Управленческое решение как определенный вариант воздействия имеющейся управляющей системы на управляемую систему в деятельности конкретной организации.

3. Управленческое решение как определенная организационно- практическая деятельность руководителя организации в управляемой им системе, которая может быть осуществлена по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту при возможном ее решении.

Таким образом, принятие управленческого решения представляет собой определенный процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы.

Принятие управленческих решений для целей организации представляет собой определенную часть ежедневной работы руководителя, которая при этом будет отражаться на всех основных направлениях управленческой деятельности.[3] При этом те решения, которые принимает непосредственный руководитель в рамках осуществления своих должностных обязанностей, является организационным решением. Их целью при этом может становиться комплексная реализация выполнения задач деятельности организации.[4]

В настоящее время в процессе принятия управленческого решения большое внимание уделяется вопросам использования различных методов.

Цель данной работы — определить особенности использования различных методов при принятии управленческих решений, в том числе и метода MAUT.

Задачи исследования:

  • определить теоретические основы принятия управленческих решений;
  • выявить основные методы принятия управленческих решений;
  • провести анализ деятельности конкретной организации (коммерческого банка).

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Теоретические основы принятия управленческого решения

1.1 Управленческое решение. Основные особенности принятия управленческого решения