Файл: Метод многокритериальной теории полезности MAUT для задачи принятия решений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проведении организацией обширной рекламной кампании она бы с легкостью смогла бы стать более конкурентоспособной на омском рынке по оказанию строительно-монтажных, ремонтных и других работ.

е). Потребителями услуг нашей организации являются юридические или физические лица, для которых создается объект, то есть заказчики. В роли заказчиков могут выступать юридические или физические лица РФ, иностранные юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и объединения.

3.3. Анализ внутренних факторов конкурентоспособности ООО «Джумар»

Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие ее потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. По существу, изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала фирмы с существующими и перспективными рыночными потребностями.

Для анализ внутренней среды предприятия проведем следующие виды анализа:

- анализ финансово-экономического потенциала предприятия;

- анализ эффективности производственной деятельности предприятия;

- SWOT – анализ.

Анализ финансово-экономического потенциала

Анализ ликвидности баланса предприятия

Гр. А1 – наиболее ликвидные активы;

А1 = 0 + 0 = 0 (руб.) – на начало отчётного периода;

А1 = 0 + 0 = 0 (руб.) – на конец отчётного периода;

Гр. А2 – быстрореализуемые активы;

А2 = 35319203 (руб.) – на начало периода;

А2 = 69546271 (руб.) – на конец периода;

Гр. А3 – медленно реализуемые активы;

А3 = 8200318+512402 = 8712720 (руб.) – на начало периода;

А3 = 6953710+539651 = 7493361 (руб.) – на конец периода;

Гр. А4 – труднореализуемы активы;

А4 = 2363749 (руб.) – на начало периода;

А4 = 575683 (руб.) – на конец периода.

Гр. П1 – наиболее срочные обязательства;

П1 = 30927018 (руб.) – на начало периода;

П1 = 52773392 (руб.) – на конец периода;

Гр. П2 – краткосрочные пассивы

П2 = 0 (руб.) – на начало периода;

П2 = 0 (руб.) – на конец периода;

Гр. П3 – долгосрочные пассивы;

П3 =2185557 + 4746 + 0 = 2190333 (руб.) – на начало периода;

П3 = 2185557 + 1165 + 991275 = 3177997 (руб.) – на конец периода;

Гр. П4 – постоянные или устойчивые пассивы

П4 = 13278321 (руб.) – на начало периода;

П4 = 21663926 (руб.) – на конец периода.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие неравенства:

А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4.

Данные о ликвидности бухгалтерского баланса сведены в таблицу 6 и представлены на рисунках 3 и 4

Таблица 3 - Ликвидность бухгалтерского баланса

АКТИВ

На начало периода

На конец периода

ПАССИВ

На начало периода

На конец периода

Платежный излишек или недостаток

на начало периода

на конец периода

1

2

3

4

5

6

7

8

А1

0

0

П1

30927018

52773392

-30927018

-52773392

А2

35319203

69546271

П2

0

0

+35319203

+69546271

А3

8712720

7493361

П3

2190333

3177997

+6522387

+4315364

А4

2363749

575683

П4

13278321

21663926

-10914572

-21088243

БАЛАНС

46395672

77615315

БАЛАНС

46395672

77615315

0

0


Рисунок 3 - Динамика показателей ликвидности активов предприятия

Рисунок 4 - Динамика показателей ликвидности пассивов предприятия

На начало периода

На конец периода

А1 < П1

А1 < П1

А2 > П2

А2 > П2

А3 > П3

А3 > П3

А4 < П4

А4 < П4

Вывод: на начало и конец отчётного периода баланс является ликвидный по значениям большинства показателей, т.е. можно сказать, что предприятие ООО «Джумар» способно рассчитаться по своим обязательствам, но с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.

Дополнительно сопоставление ликвидных средств с обязательствами позволяет определить следующие показатели:

1). Текущая ликвидность

ТЛ = (А1 + А2) – (П1 + П2)

ТЛ = 35319203 - 30927018 = 4392185 (руб.) – на начало периода;

ТЛ = 69546271 - 52773392 = 16772879 (руб.) – на конец отчётного периода;

Вывод: на ближайший промежуток времени предприятие является платёжеспособным.

2). Перспективная ликвидность

ПЛ = А3 – П3

ПЛ = 8712720 - 2190333 = 6522387 (руб.) – на начало периода;

ПЛ = 7493361 - 3177997 = 4315364 (руб.) – на конец периода;

Вывод: в перспективе предприятие ООО «Джумар» также является платёжеспособным.

Анализ платежеспособности предприятия

1. Общий показатель платежеспособности:

– на начало отчётного периода;

– на конец отчётного периода.

Вывод: платежеспособность предприятия по сравнению с началом периода увеличилась на 0,05 и не достигает оптимального ограничения.

2. Коэффициент абсолютной ликвидности:

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений предприятие в ближайшее время не сможет погасить часть краткосрочной задолженности.

3. Коэффициент “критической оценки” (быстрой ликвидности):


– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: предприятие ООО «Джумар» может немедленно погасить часть краткосрочных обязательств, равную 1,14 и 1,32 на начало и конец отчётного периода соответственно, за счет денежных средств, средств в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчётам.

4. Коэффициент текущей ликвидности:

– на начало периода;

– на конец периода.

Вывод: предприятие ООО «Джумар» может погасить часть текущих обязательств по кредитам и расчётам, используя все оборотные средства, равную 1,42 и 1,46 на начало и на конец отчётного периода соответственно, а разумный рост этого показателя является благоприятной тенденцией.

5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала:

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: На начало отчётного периода обездвижена часть функционирующего капитала, равная 0,66; на конец – 0,31 (обездвижены в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности). Уменьшение этого показателя является положительным фактором, а так как текущие обязательства не превышают оборотные средства, следовательно коэффициент положительный.

6. Доля оборотных средств в активах:

– на начало периода;

– на конец периода;

Вывод: доля оборотных средств в активах на начало и конец отчетного периода близка для нормального функционирования предприятия.


7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:

– на начало периода;

– на конец период;

Вывод: для текущей деятельности предприятия ООО «Джумар» необходимо наличие собственных средств в размере 0,23 на начало отчётного периода и 0,27 на конец.

Заключение

Профессиональная деятельность работника организации требует более систематизированного процесса принятия решения, особенно, если она связана с управленческой структурой, функционирующей под влиянием целого ряда производственных и непроизводственных факторов.

Постоянно изменяющиеся условия производственной деятельности вызывают необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, т.е. своевременного и логического перераспределения функций управления по уровням ответственности и в соответствии с их взаимодействием.

Процесс принятия решения неразрывно связан с самим процессом управления. Практически во всех случаях руководителю сложно принять решение, не имеющее никаких отрицательных последствий.

Профессиональный руководитель понимает и принимает тот факт, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно значительные. Ему почти постоянно приходиться идти на компромисс.

Решение считают хорошим если оно эффективно, т.е. «плюсы» от достижения конечного результата превзойдут последующие «минусы».

Технология принятия решения есть особая форма ментальной деятельности, базирующаяся на необходимости выбора лишь одного варианта из всех имеющихся альтернатив путем соотнесения такой альтернативы с собственными возможностями и целевыми устремлениями.

Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов:

- иерархию руководства действующих в большинстве организаций с целью координации деятельности и усиления централизации управления;

- участие целевых межфункциональных групп в принятии сложных реше6ний, цель создания таких групп – использование специальных знаний и опыта членов группы;

- использование формальных правил и процедур в принятии решений – это эффективный путь в координации действий;

- ориентация на планы, входе составления которых достигается сочетание интересов и целей различных уровней иерархии;


    • действие прямых горизонтальных связей, без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышает ответственность за их реализацию.[18]

Методы, основанные на MAUT, а также упрощенные эвристические методы применялись для решения большого количества практических задач. Примером одной из таких задач является выбор способа внедрения новых банковских продуктов. После работы группы экспертов было принято решение включить в список 13 альтернатив, разбитых на три группы: обслуживание по офисной системе (две альтернативы); внедрение линейки банковских продуктов с повышенной процентной ставкой (шесть альтернатив); внедрение новых сопутствующих услуг (пять альтернатив).

Для оценки альтернатив использовались четыре критерия: стоимость (капиталовложения); стоимость жизненного цикла; время начала утилизации и количество лет для выполнения утилизации.

Для каждого из критериев эксперты построили однокритериальные функции полезности и нашли полезности для каждой из альтернатив. Эксперты определили также веса критериев.

Для агрегации оценок использовалась формула взвешенной суммы оценок критериев. Для проверки чувствительности результатов анализа к возможным неточностям в весах критериев было проведено статистическое моделирование, позволившее получить окончательное ранжирование альтернатив.

Список литературы

1.Аунапу Ф.Ф. Научные методы принятия решений в управлении производством. М., 2013.

2.Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М., 2010.

3.Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

4.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2006.

5.Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 2012.

6.Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2010.

7.Глухов В.В. Основы менеджмента. М., 2010.

8.Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М., 2013.

9.Денисов А.А., Колесников Д.Н. Теория больших систем управления. Л., 2012.

10.Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М., 2011.

11.Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 2012.

12.Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 2013.

13.Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении. М., 2010.

14.Жизнин С.З. Азбука маркетинга. М., 2010.

15.Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. М., 2010.