Файл: Изучение особенностей современного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количественный подход имеет следующие недостатки:

1. Количественный подход не учитывает вес человеческого фактора, который играет доминирующую роль во всех организациях;

2. На практике руководитель должен принимать решения оперативно, не дожидаясь полной информации для разработки моделей;

3. Различные математические инструменты помогают в принятии управленческих решений, однако принятие решений является лишь частью управленческой деятельности. Управление имеет также множество других функций;

4. Этот подход предполагает, что все переменные в процессе принятия решений измеримы и взаимозависимы. Это предположение не является реалистичным;

5. Иногда имеющаяся для принятия управленческих решений информация может быть неактуальной или устарелой, что может привести к принятию неправильных решений. Как отмечают многие экономисты, нецелесообразно принимать математику в качестве отдельного подхода к теории управления. Математика является инструментом, а не школой.[5]

Системный подход был разработан в конце 1960-ых годов. Отцом системной теории считается Герберт Саймон. Система определяется как набор регулярно взаимодействующих или зависимых друг от друга компонентов, которые выступают как единое целое. Системный подход позволяет нам увидеть важные ограничения и взаимосвязь связанных и зависимых элементов. Системный подход рассматривает организацию как органическую и открытую систему, которая состоит из взаимодействующих и взаимозависимых частей, называемых подсистемами.

Системный подход основан на факте, что все подсистемы взаимосвязаны и взаимозависимы и образуют единое целое. Одной из наиболее важных характеристик системного подхода является то, что система состоит из иерархии подсистем. Например, мировая экономика может считаться системой, в которой различные национальные экономики являются подсистемами. В свою очередь, каждая национальная экономика состоит из различных отраслей, каждая отрасль состоит из организаций, и, конечно, организация может считаться системой, состоящей из подсистем, таких как производство, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет и так далее.

Основные особенности системного подхода:

1. Система состоит из взаимодействующих элементов. Это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых смежных частей, расположенных таким образом, что образуют единое целое;

2. Различные подсистемы должны быть изучены в связи с другими, а не в изоляции друг от друга;


3. Система имеет границу, которая определяет, какие части находятся внутри, а какие являются внешними;

4. Система не существует в изоляции. Он получает информацию, материалы и энергию из других систем в качестве входных данных;

5. Система является целенаправленной. Все системы вместе с их подсистемами должны иметь общие цели;

6. Организация представляет собой динамическую систему, которая реагирует к изменениям окружающей среды.

В системном подходе уделяется внимание к общей эффективности системы, а не к эффективности подсистем. Различают общие и специализированные системы. Общие системы относятся к организациям и используют методы социологии, психологии и философии. Специализированные системы управления включают в себя анализ организационной структуры, информации, планирования и контроля.

Системный подход имеет огромные возможности. Он объединяет различные теории управления, такие как количественный и поведенческий подходы. Теория систем способствует управлению, поскольку он направлен на достижение целей и рассматривает организацию как открытую систему. Согласно ей, руководство организации должно учитывать равновесие между конфликтующими силами и событиями. Системный подход помогает в изучении функций сложных организаций и был использован в качестве основы для появления новых видов компаний, таких как управляющие организации. Этот подход имеет преимущество над другими подходами, поскольку он ближе к реальности. С другой стороны, системный подход называется абстрактным и неопределенным. Он не может быть легко применен в крупных и сложных организациях. Кроме того, он не предлагает какие-либо инструменты и технику для менеджеров.

Ситуационный подход или подход непредвиденных обстоятельств Подход непредвиденных обстоятельств является наиболее новым. Он был разработан в 1970-х. В 1980-х годах ситуационный подход позиционировал в качестве ключа к эффективному корпоративному управлению. Этот подход учитывает динамику и сложности структуры организации. Организация зависит от его окружающей среды, а окружающая среда состоит из физических ресурсов, климатических условий, людей, культур, экономических и рыночных условий. Ситуационный подход утверждает, что нет ни одного универсального набора правил, по которым можно управлять организацией. Согласно ему, проблемы управления отличаются в различных ситуациях и требуют решения в соответствии с требованием ситуации. Общий подход к управлению может применяться в случае повторяющихся проблем, но не для управления организацией. Теория непредвиденных обстоятельств нацелена на интеграцию теории с практикой в рамках системы. [6]


Согласно ситуационному подходу, поведение организации зависит от сил окружающей среды. Следовательно, ситуационный подход считает, что поведение одного подразделения зависит от его окружающей среды и взаимоотношений с другими подразделениями, которые имеют влияние на него. Таким образом, поведение частей организации зависит от их окружающей среды, и если менеджер хочет изменить поведение любой части организации, он должен попытаться изменить ситуацию, влияющую на нее. А организация как система зависит от его внешней среды и в основном не может повлиять на ее изменения. Подход непредвиденных обстоятельств является развитием системного подхода. Он тоже признает, что система организации является продуктом взаимодействия подсистем и окружающей среды. Кроме того, подход непредвиденных обстоятельств стремится определять точную природу взаимоотношений. Он призывает к идентификации внутренних и внешних переменных, которые влияют на управленческие решения и организационную эффективность. Таким образом, подход непредвиденных обстоятельств предлагает прагматичный метод анализа организационных подсистем во взаимосвязи с окружающей средой. Он дает возможность найти ответы на вопросы, требующие решения.

Ситуационный подход стремится понять взаимосвязи между подсистемами, а также между организацией и ее окружающей средой и определить закономерности отношений между переменными, с целью предложения наиболее подходящих решений для конкретных ситуаций. Особенности ситуационного подхода.

Во-первых, ситуационный подход не принимает универсальность теории управления. Он подчеркивает, что нет ни одного универсального способа управления. Менеджеры должны определять цели, стратегию, политику и планы в соответствии с преобладающими обстоятельствами.

Во-вторых, политика управления должна приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, чтобы быть эффективной.

В- третьих, руководство должно развивать свои аналитические навыки для того, чтобы предвидеть и подготовиться к изменениям окружающей среды.

В-четвертых, менеджеры должны обладать необходимой общительностью, справедливостью, знанием «человеческих отношений». И наконец, следует развивать систему информационных потоков в соответствии со стратегией, политикой и планом. Можно сказать, ситуационный подход дает возможность для будущего развития теории и практики управления

Таким образом, подход непредвиденных обстоятельств имеет реалистичный взгляд к корпоративному управлению. Он не принимает универсальную ценность принципов управления. Согласно ему руководители должны ориентироваться в конкретной ситуации и применять инновационные и творческие методы. С другой стороны, этот подход не имеет теоретической базы. Руководитель должен знать все альтернативные варианты действий, прежде чем принимать решения и меры в конкретной ситуации


3.Основные функции в системе менеджмента и их роль

На сегодняшний день, многие ученые под менеджментом понимают совокупный механизм управленческой деятельности. При этом все действия в этом управлении систематизированы и направлены на достижение определенных конкретных целей. [7]

Переходя к изучению вопроса, связанного непосредственно с функциями управления стоит сказать о том, что основоположником управленческих функций принято считать А.Файоля, который предложил в своих научных трудах основные принципы управления организацией, которые схематично отображены на рисунке 3.1.

Рис 3.1. Принципы управления по А.Файолю

В последствии, данные принципы управления были переработаны и из них были выделены ключевые моменты управления, которые были названы как «функции управления» [8]17

К основным функциям управления принято относить:

1.Прогнозирование

2Мотивация

3.Координация

4.Контроль

5Организация.

Схематично структура функций управления отображена на рисунке 3.2.

Рис 3.2. Функции управления организацией

Рассмотрим подробнее каждую из этих функций и выясним, что она в себя включает.

Прогнозирование представляет собой совокупный процесс выработки сценариев возможных ситуаций в будущем, описание грядущего с требуемой степенью вероятности на основе различных методов. Направления прогнозирования и прогнозы как результат этого процесса должны превышать достигнутый уровень производственно-коммерческой и управленческой деятельности предприятия (конкурентоспособность, расширение существующих и освоение новых рынков сбыта продукции, социально-экономическое развитие и устойчивость экономического роста, импортозамещение товаров и продукции и др.). [9]

Планирование в управлении организации как социально-экономической системы и коллектива (человеческих ресурсов), действия которого сознательно координируются для достижения общей для всех цели или целей по определению программы и способов её выполнения. Схематично, основное значение планирования, как функции управления можно отобразить на рисунке 3.3.


Рис 3.3. Характеристика функции планирования

Организация в качестве функции в процессе управления предполагает создание конкретной структуры по обеспечению выполнения планов и достижения цели. Важным аспектом этой функции является формирование коллектива (эффективных групп работников) и определение им конкретных заданий в соответствии со спецификой подразделений. Для этого целенаправленно подбирается персонал, делегируются полномочия и право использовать ресурсы организации — делегирование полномочий выступает средством осуществления управленческих функций.

Практическая значимость исследования мотивации, как функции управления трудовой деятельности, связана с предопределением системой мотивации предпосылок уменьшения конкурентоспособности компании, что в частности, вполне вероятно может повлечь за собой снижение заработной платы и ухудшить обстановку в коллективе. Представляется целесообразным посвящение особого внимания нематериальным средствам стимулирования. А именно, для персонала организации должна существовать гибкая система льгот. Не стоит пренебрегать потенциалом своих сотрудников, так как всецелое его использование способно обеспечить успешное функционирование предприятия[10]

В свете сказанного представляется возможным определить мотивацию труда как систематизированную совокупность мотивов трудовой деятельности в динамической плоскости, а также процесс изменения состава мотивов и их значения с точки зрения рабочего персонала. Процесс мотивации труда протекает циклически.

Рис 3.4. Мотивация как функция управления

Контроль в управлении часто подменяют понятием контроллинг, т. е. систематическое отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной коррекцией процесса. Он осуществляется на основе соблюдения установленных стандартов и нормативов, постоянного регулирования и мониторинга (наблюдений) как важнейшая задача экономического и организационного управления. Однако, контроль — это процесс, обеспечивающий организации реальное достижение своих целей.

Заключение

В заключение работы подведем общий итог и сделаем выводы:

Положение организации на рынке в значительной степени зависит от качества человеческих ресурсов в организации. Способность достичь и удержать конкурентные преимущества имеет решающее значение для развития бизнеса. Высокая производительность труда, гибкость и способность обслуживать покупателей на самом высоком уровне – это те факторы, которые сегодня составляют основу для конкурентных преимуществ организации на рынке, что не может достигаться без эффективного управления человеческим капиталом. Говоря о человеческом капитале и его значительной роли в любой организации, чаще используется концепция управления человеческими ресурсами, чем управление персоналом.