Файл: Изучение особенностей современного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что вопросы исследования менеджмента и основных его функций являются предметом множества различных споров и дискуссий среди ученых, а также тем, что по данной тематике написано множество научно-практических работ.

Менеджмент существовал еще на заре цивилизации, но современный менеджмент родился с появлением социальной экономики. Социальная экономическая наука анализирует возникновение потребностей, состав и структуру потребительских запросов и потребления, исследует рациональные потребности людей и их групп, регионов и общества в целом. Один из принципов современного корпоративного управления заключается в том, что человек работает не только ради удовлетворения своих финансовых потребностей, но и с целью личностного развития, всестороннего проявления своих способностей.

Начиная с 1960-х годов теория управления стала сосредоточиться на человеческих отношениях, особенно на существующие взаимосвязи между моральным духом и производительностью труда. Теории управления фокусируются на всех факторах, влияющих на мотивацию работников и реализацию личностных и общественных интересов.

Объектом  исследования в работе выступает менеджмент. Предмет исследования – изучение особенностей современного менеджмента. Целью данной работы является исследование функций менеджмента.

Задачами данной работы являются:

  1. Исследовать сущность менеджмента и основные подходы в управлении;
  2. Выяснить основные функции менеджмента и их роль;
  3. Рассмотреть эволюцию взглядов на развитие менеджмента.

В работе были применены следующие методы исследования: теоретические методы, а также методы, основанные на системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.

Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов.

Работа состоит из введения, в котором отражается актуальность работы, предмет, объект, цели и задачи работы, трех глав, раскрывающих сущность работы, а также заключения и списка использованной литературы..

1.Эволюция взглядов на развитие менеджмента.


Эволюцию взглядов на развитие зарубежного менеджмента можно проследить через призму основных школ менеджмента и учений ее представителей

Рис 1.4. Основные школы управления

Школа научного управления.

Ведущими теоретиками научного менеджмента в США являются ученые Ф.У. Тейлор и Г. Эмерсон, предложившие в начале XX в. свои оригинальные концепции., где было обозначено начало новых теорий. Позже вышли еще две их пространные работы, ставшие основополагающими для теоретиков менеджмента: «Принципы и методы научного менеджмента» Тейлора (1911) и «Двенадцать принципов производительности» Эмерсона (1912). По методологии подхода к управлению Эмерсон отличался от Тейлора. [1]

Супруги Фрэнк (1868–1924) и Лилиан (1878–1972) Гилбрет опубликовали две книги – «Изучение движения тела» (1911) и «Психология управления» (1916), где подчеркивалась важность связи между научным менеджментом и результатами социологических исследований. Данная теория впервые была опробована в ходе строительства одного из крупнейших конвейерных заводов Г. Форда в Детройте. Благодаря внедрению данного метода время строительства сократилось в четыре раза: вместо предполагаемых двух лет завод был готов уже через шесть месяцев.

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:

  1. использование научного анализа для изучения трудового процесса и определения лучших способов выполнения задачи;
  2. отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения;
  3. обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;
  4. важность справедливого материального стимулирования работников для повышения производительности;
  5. отделение планирования и организационной деятельности от самой работы.

К недостаткам данной теории можно отнести следующее:

  1. учение базировалось на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности;
  2. в работнике Тейлор и его последователи видели только исполнителя простых операций и средство достижения цели;
  3. не признавали разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;
  4. в учении рассматривались и учитывались только материальные потребности рабочих;

Школа административного управления.

Крупный вклад в теорию управления Анри Файоль внес, разработав «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы адмиʜᴎϲтративной теории. Им определены функции, принципы и элементы управления. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Помимо Файоля, несомненный вклад в развитие школы внес М.Вебер, разработавший теорию бюрократии.


Вклад классической школы управления в теорию менеджмента.

  1. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
  2. Профессиональные требования к менеджеру.
  3. Развитие принципов управления организацией.
  4. Описание функций управления.

Однако приверженцы классической школы, как и научного управления, не уделяли должного внимания социальным аспектам управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. Они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить их общие характеристики и закономерности развития.

Количественная школа управления[2]

Появление данной школы — следствие применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. [3]

Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов, Д. Форестер, А. Раппопорт, Р. Калман, Л. Клейн и др. Авторы обращали внимание на важность: временного планирования, создания графиков движения ресурсов и хода технологических процессов, решения задач оптимизации. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени. Суть количественных методов заключается в том, что для решения задачи управления предприятием разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое, упрощенное отображение реальной ситуации. Одной из форм модели является математическая модель - описание систем и процессов взаимосвязанными математическими выражениями (формулами, уравнениями и т. п.). Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший. И, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации.

Школа человеческих отношений

В основу школы человеческих отношений положены достижения психологии и социологии. Большой вклад в развитие теории и практики человеческих отношений внес Э. Мэйо (1880 — 1949), утверждавший, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные отношения контроля.


Изучая влияние различных факторов (условия и организацию труда, заработную плату, межличностные отношения и стиль руководства) на производительность труда, Э.Мэйо сделал вывод об особой роли человеческого фактора. Ему удалось создать социальную философию менеджмента (систему человеческих отношений).

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.

Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это - не простая задача, а «социальное искусство».

К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.

Основные принципы школы человеческих отношений:

1) затраты физических и умственных усилий на работе столь же естественны, как в игре или на отдыхе;

2) внешний контроль и угроза наказания не является единственным средством принудить к деятельности, необходимой для достижения целей организации;

3) приверженность целям достигается главным образом при помощи поощрения, связанным с их достижением.

2.Сущность менеджмента и основные подходы в управлении

За современный этап развития теории принципы управления были доработаны и достигли стадии совершенствования. Современные бизнес-идеологи признают социальную ответственность предпринимательской деятельности в целом. Формирование крупных компаний привело к разделению собственности и управления. Изменение формы собственности неизбежно привело к развитию рынка наемных менеджеров вместо менеджеров-владельцев. Такое разделение функций управления привело к более широкому использованию научных методов управления. Но в то же время профессиональное управление стало социально ответственным перед различными слоями общества, такими как покупатели, акционеры, поставщики, работники, профессиональные союзы и разные правительственные учреждения. [4]


Современные теории управления особо подчеркивают необходимость использования математических методов в системе с пониманием взаимосвязей между управлением и работниками во всех аспектах. По сути такие теории можно разделить на три течения:

Количественный подход

Количественный (или математический) подход можно также назвать анализом операций. Количественный подход является научным методом, который подчеркивает необходимость использования статистических моделей и математических методов в решении сложных проблем управления. Он помогает руководству принимать оперативные решения. Он может лишь предложить альтернативы, основанные на статистических данных, но не может принять окончательное решение. Количественная школа дает математическую основу для принятия решений и рассматривает управление как систему математических моделей и процессов.

Главной особенностью этой школы является использование смешанных групп ученых по нескольким дисциплинам. Математическая школа применяет научные методы для обеспечения количественной базы с целью принятия управленческих решений. Эта школа рассматривает корпоративное управление как систему логических процессов. Различные математические и количественные методы или инструменты, такие как линейное программирование и моделирование, все чаще используются практически во всех областях управления для изучения широкого круга проблем. Представители этой школы считают, что все фазы управления могут быть выражены в количественных показателях для анализа. Тем не менее, следует отметить, что математические модели действительно помогают в систематическом анализе проблем, но модели не могут заменить здравое суждение.

Математические количественные методы обеспечивают средствами для анализа, но не могут рассматриваться независимо от системы управленческой мысли. Вклад математиков в области управления является существенным и вряд ли может быть переоценен. Математика придала точность теории управления. Тем не менее, ее можно рассматривать только в качестве инструмента в практике управления. Количественный подход к управлению помогает руководству повысить качество принятых решений за счет увеличения числа альтернатив и дает быстрые решения по любому вопросу. С его помощью руководство может оценить риски и пользу от различных мероприятий. Ограничения. Нет никаких сомнений, что количественный подход помогает в определении и решении сложных управленческих проблем. Но критики этого подхода считают его слишком узким, поскольку он занимается лишь развитием математических моделей и решений для определенных управленческих проблем.