Файл: Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К примеру, рецепторы глаза способны воспринимать световые элекромагнитные волны; рецепторы уха — звуковые колебания воздуха. Вместе с тем, существуют рецепторы, которые способны реагировать на стимулы различной природы. Каждый рецепторный орган или система реагирует на события внешнего мира в пределах ограниченной зоны, называемой рецептивным полем. Например, кожный рецептор воспринимает только то, что происходит в его рецептивном поле — в ограниченном участке, расположен поверхности кожи. Другие клетки берут на себя осуществление мышечной работы или секреции различных желез. Это эффекторы. Некоторые рецепторы дают более интенсивную реакцию в начале воздействия сигнала, а затем реакция ослабевает. Такое снижение интенсивности ответа называют адаптацией. Скорость и степень адаптации при воздействии длительного раздражителя различна для разных рецепторных органов. Рецепторы несут информацию (сообщают) о тех изменениях, которые происходят во внешнем мире: о времени появления или исчезновения стимула; о положении источника раздражения в пространстве; о качествах стимула — силе, интенсивности (например, цвет и яркость); о его количественных показателях. Все перечисленные характеристики стимулов существенно влияют на субъективную интерпретацию их значения для организма( хорошо или плохо, больно или приятно и т.п.).Каждый рецептор при своем возбуждении посылает нервный импульс по цепи синаптических переключений, специфичных для данной рецепторной системы. Сигналы передаются от более простых к более сложных структурам мозга, от одного уровня обработки информации к другому, вплоть до коры головного мозга. На каждом уровне информация подвергается дополнительной обработке. Напомним, что после того, как физические раздражители были преобразованы рецептором в нервные импульсы, они уже не имеют самостоятельного значения. С этого момента физическое событие существует только в виде кода нервных импульсов в специфических или неспецифических сенсорных каналах нервной системы.

Поведение человека при принятии решения представляет собой сочетание сложившейся последовательности реакций на основе сенсорной информации, поведенческих актов, поступков в виде динамического стереотипа и ломки этого стереотипа в нестандартных условиях, требующих творческого подхода.

На этой основе человек формирует индивидуальный стиль своего поведения, профессиональной, спортивной или учебной деятельности с учетом особенностей высшей нервной деятельности. Динамический стереотип — это устойчивый комплекс взаимосвязанных, обычно следующих друг за другом в одной и той же последовательности согласно соответствующей последовательности внешний воздействий. Этот комплекс реакций может быть достаточно точно воспроизведен при замене обычного стереотипа сигналов одним из них. Павлов И.П. проводя эксперименты по формированию динамического стереотипа впервые употребил термин «система».


Динамический стереотип характеризует работу мозга как целого.

Оказалось, что к каждому предстоящему раздражителю в случае укрепления динамического стереотипа мозг автоматически, т.е. только на основе прежней тренировки и независимо от реального внешнего раздражителя, готовит состояние, качественно отражающее именно тот раздражитель, который применялся на этом место много раз в прежних тренировках.

Другими словами, мозг может на основе приобретенного опыта создавать некоторые целостные состояния независимо от складывающейся актуальной обстановки.

В этой связи существенное значение для процесса переработки информации в нервной системе человека имеет учение о доминанте. А.А.Ухтомский, читая книгу Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта» (1888-1890), второй том, наткнулся на описание параллельно идущих инервационных нервных рядов, которые работают по принципу доминанты. Он и использовал термин введенный Авенариусом. Сущность механизма образования доминанты состоит в том, что дальняя одиночная волна возбуждения, пробегая по нервной сети, оплодотворяет имеющиеся здесь ничтожные местные возбуждения. И тогда местные ритмические возбуждения способны дать видимый эффект столько, сколько длиться дальняя волна. Чем в меньшем состоянии возбуждения находится местное ритмическое возбуждение, тем большее влияние дальние волны окажут. И чем выше состояние местного ритмического возбуждения, тем скорее дальние волны приведут к торможению. Состояние доминанты (симптомокомплекс по Ухтомскому) образуется именно в том центре, который удовлетворяет четырем признакам:

  1. повышенная возбудимость, т.е. порог возбудимости будущего доминантного центра должен быть по крайней мере равен по величине индеферентному импульсу (раздражителю), который по иррадиации идет к нему;
  2. стойкость возбуждения, т.е. отсутствие мимолетности возбуждения во времени;
  3. способность суммировать возбуждения при данной силе и частоте приходящих волн, не переходящая к угнетению (не сила, а способность усиливать (копить) свое возбуждение по поводу случайного импульса);
  4. инерция, т.е. способность удерживать и продолжать в себе раз начавшееся возбуждение, когда первоначальный импульс миновал.

Симптомокомплекс доминанты заключается в том, что определенная центральная группа, в данный момент особенно возбудима и в первую очередь принимает на себя текущие импульсы, но это связано с торможением в других центральных областях, т.е. угнетением специфических рефлексов.


Совокупность этих четырех признаков, по А.А. Ухтомскому, образуют специальный «орган» центральной нервной системы. При этом под «органом» понимается любое сочетание, которое приводит к результату, т.е. орган это механизм с определенным однозначным действием. Это своеобразное рабочее сочетание тормозов и возбуждений. Текущее раздражение только подкрепляет имеющийся тормоз и углубляет имеющееся возбуждение. Другими словами, это «подвижный физиологический орган нервной системы». Доминанта возникает как в головном мозге так и в спинном. Однако остается открытым вопрос о том, как может кора восстанавливать доминанту с самого начала без наличности прежних условий. Пережитая доминанта при затухании не аннулируется, а тормозится до поры до времени. Однажды возникшая кортикальная связь с доминантой сохраняется. Нарастание возбуждения в будущем доминантном центре, сопровождается торможением в других центрах. Объяснительные возможности поведения человека через доминантные процессы А.А. Ухтомский распространил даже на социальные, исторические и групповые процессы.

В результате получения разнородной по качеству и характеру распространения информации мозг реконструирует внешний мир, складывая вместе всю информацию, получаемую в данный момент от каждого из активированных анализаторов. Эта совокупная интегрированная информации интерпретируется мозгом для создания той мысленной конструкции, образа, который будет нашим восприятием внешнего мира в любой данный момент времени.

Выводы по главе 1

  1. В основе сознательного принятия решения лежит ориентировочно-исследовательская деятельность, которая вызывается самостоятельной потребностью в получении новой информации.
  2. Ориентировочные реакции отличают от исследовательской реакции, а последнее от ориентировочно-исследовательской деятельности.
  3. Оиентировочно-исследовательская деятельность - условие эффективного саморазвития человека, что сопровождается положительными эмоциями, снижением болевой чувствительности и торможением оборонительных рефлексов.
  4. Таким образом, нервная система человека обладает способностью обеспечить высокую приспособительную возможность для своего организма, именно: способность к активному и опережающему отражению последовательно повторяющихся рядов внешних явлений, т.е. способности строить планы на будущее.
  5. На основе этой формы отражения сформировался и специализировался и сам мозг как орган психической деятельности, т.е. орган всеобщего отражения мира в мыслительной деятельности человека.
  6. Поведение менеджера при принятии решения представляет собой сочетание сложившейся последовательности реакций на основе сенсорной информации, поведенческих актов, поступков в виде динамического стереотипа и ломки этого стереотипа в нестандартных условиях, требующих творческого подхода.

Глава 2 Экспериментальное исследование процесса принятия решений менеджерами среднего звена

2.1 Описание экспериментальной модели исследования

В основе изучения курсовой работы лежит научное исследование в котором раскрыта возрастная динамика изменения возрастных, социально и индивидуально личностных показателей мыслительной, умственной деятельности [Суннатовой Р.И., 2005].

В исследованиях Суннатовой Р.И. изучение психофизиологических процессов не стало предметом изучения в работе со взрослыми. Тогда как в детской группе был сделан акцент на анализе нейро - психологических показателей (тревожности).

Учитывая тот факт, что организационный психолог в большей степени работает со взрослыми, то в своем исследовании мы остановились лишь на зрелом возрасте. Возможно, что соотношение «ОИД» (ориентировочно-исследовательской деятельности) и «СД» (сознательной деятельности) в процессе принятия решений неоднозначное. Принято считать, что лучшие решения это решения принятые сознательно. Однако много факторов определяет ошибочность принятий решений при воздействии социальных и индивидуальных факторов.

В связи с этим интерес представляет изучение процесса принятия решений в процессе использования методик. На первом этапе испытуемым предъявлялась методики Равенна и КОТ. Цель изучение особенностей принятия решения по выбору одного из правильных вариантов. Испытуемый имеет возможность набора вариантов решений из которых надо выбрать и принять условия решения при ограниченности времени 30 мин. На все задания. Задачи строятся в порядке сложных, простых, средних, переходных, неординарных. Причем простые задачи чередуются сложными. Распределение времени и умение использовать резервы так же учитываются при анализе таких психофизиологических характеристик как «пластичность», гибкость, темп, эмоциональность, устойчивость, возбуждение, тарможение.

Методика универсальная и имеет потенциальные возможности в применении. В исследование мы включили в эксперимент модифицированный вариант методики (Суннатова Р.И., 1996). Цель: наблюдение за внешними проявлениями внутренней сознательной и ориентировочно-исследовательской деятельности при принятии решения в соответствии со степенью сложности задач. При решении легких задач срабатывает ОИД при сложных ОИД и СД. При переходе от простой задачи к сложной срабатывает механизм научения когда ОИД не приносит результата субъект вынужден использовать потенциал СД. Но при переходе от простой к сложной напротив СД вызывает сомнения и переживания, что усложняет процесс принятия решения.


На проведение методики отводится 30 минут. Работа велась индивидуально. Велось наблюдение за процессом принятия решения при выборе варианта ответа.

Описание методики КОТ. Методика «КОТ» - краткий ориентировочный тест является адаптацией теста Вандерлика. Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Тест показывает общий уровень интеллектуального развития индивида. В тестах на определение уровня интеллекта индивиду предъявляются серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в «критические точки интеллекта». Многие интеллектуальные тесты валидны по отношению к академической успеваемости и часто разрабатываются для тестирования способности к обучению. В тесты интеллекта закладывается модель способности к обучению П.Верона. Интеграционный показатель теста, таким образом связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые « выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний действий, сложных форм деятельности» (Зейгарник Б.В.) Обучаемость необходима для овладения любой специальностью. У лиц с высокой степенью обучаемости легко формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает психодиагностику следующих «критических точек» интеллекта (А.Анастази):

  1. Способность обобщения и анализа материала.
  2. Гибкость мышления Переключаемость.
  3. Эмоциональные компоненты мышления.
  4. Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания.
  5. Употребление языка. Грамотность.
  6. Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка.
  7. Пространственное воображение.

Инструкция: Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте её[1].

2.2 Диагностика процесса принятия решений испытуемых

10 испытуемых со сложившейся системой саморегуляции всех видов деятельности, в том числе сложившимися типом взаимодействия с окружающими и сформированными приемами решения задач. Однако, самооценочные суждения нельзя принимать как эталонные, поскольку линия самопознания и самосознания не может иметь определенной зрелости, зависимой от возраста. (Суннатова Р.И.,2005)