Файл: Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеризуя отношение испытуемых к эксперименту следует отметить большую заинтересованность и положительное отношение, несмотря на то, что испытуемыми являлись сотрудники различных организаций, в которых нам приходилось решать производственные задачи, связанные с работой организационного психолога.

После анализа полученных данных, с каждым испытуемым проводилась консультационная беседа. В ходе беседы велось разъяснение индивидуального стиля принятия решения при выполнении тестовых задач.

Для реализации интеллектуального потенциала большинство испытуемых руководствовалось идеей выполнить задание быстро, даже в ущерб качества. Так большинство испытуемых на выполнение тестового задания по методике РАВЕННА затратило от 10 ти до 20 минут из 30 ти выделенных. 40% испытуемых составили средний уровень и 20% - низкий.

В независимости от типа темперамента скорость исполнения задания вызывало чувство удовлетворения независимо от качества и результата деятельности. Так, один из показателей ОИД состоит в ощущении снятия напряжения связанного с ситуацией поиска. Испытуемые отмечали, что при СД (сознательного осмысления и подключении логики) испытуемые испытывали негативные эмоции (страх, стыд, неуверенность) дискомфортное состояние (высокий уровень тревожности). Это свидетельствует о том, что преодоление информационного стресса достигается путем быстрого выхода из зоны дискомфорта.

Результаты количественного анализа представлены в таблице №1. «показатель верного принятия решения по методики Равенна».

Таблица №1

Группа испытуемых

Уровни сформированости логичности балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

П=30

2

2

6

18

13

29

23

4

3

График 1. Показатель решения тестовых заданий Равенна.

Низкий уровень развития логичности выявлен у 20% испытуемых. У них отмечен низкий показатель концентрации внимания. Они решали задачи быстро не задумываясь. Особенно много ошибок при решении перехода от простой к сложной задачи. В большей степени развита ОИД. В основном развито наглядно-действенное мышление. Фактор времени не учитывается при обдумывании вариантов решения. Задача решается с целью выхода из напряженной ситуации оценки со стороны экспериментатора. Испытуемые чувствовали негативное отношение и психоэмоциональное напряжение. Удары пульса превышают норму. По данным КОТ, выявлена низкая способность обобщения и анализа материала, преобладание эмоциональных компонентов мышления, не сформирована стратегия выбора. Выбор основан на пространственном воображении.


Средний уровень развития логичности выявлен у 40% испытуемых. Легко решались задачи простой и средней сложности, тогда как переход от простой к сложной давался с трудом. При принятии верного решения не хватало распределения времени на обдумывание. Сознательная деятельность включалась периодически при решении средних задач, тогда как при решении задач сложных переключение от ОИД к СД происходило с трудом и в большинстве случаев в сторону ОИД. Выявлено развитие наглядно-образного и в некоторых случаях словесно логичного мышления. По методике КОТ выявлена способность обобщения и анализа материала, средне развита гибкость мышления при решении средних задач. Выбор оптимальной стратегии зависит от самооценочных суждений. Эмоциональные компоненты мышления в норме.

Высокий уровень логичности выражен у 40% испытуемых. Они тщательно обдумывали задания делали вывод и только потом принимали решение. Здесь у одного испытуемого выявлено преобладание логичного, творческого, критического, абстрактного мышления с выраженным сознательным процессом. У остальных 37% испытуемых имеется трудности в переходе от решения сложных задач к абстрактным, творческим, нестандартным. Так последняя 30 задача рассчитана на не стандартное принятие решения. В целом они тщательно обдумывают варианты, оставляют один или два варианта, но колеблются в принятии решения. Им не хватает уверенности, при этом ОИД срабатывает на снятие напряжения и приводит к ошибочности принятия решения нестандартной задачи. Так фактор времени так же имеет негативное воздействие при принятии решения. При ОИД используемой в принятии решения испытуемые склонны делать прогноз не учитывая реальные отношения условий задач.

Только один испытуемый сумел верно организовать время и принять верные решения во всех задачах. По методике КОТ выражена наличная оптимальная стратегии, верная ориентировка в задачи. Гибкость мышления Переключаемость. Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания. Пространственное воображение. Способность обобщения и анализа материала. Эмоциональные компоненты мышления направлены на эффективную реализацию стратегии принятия решения. Взвешенные решения.

Фактор времени его учет и организация хорошо выражена в реализации принятия сознательного решения. Тогда как при ориентировочно исследовательской деятельности в принятии решения фактор времени не учитывается, что затрудняет вероятность верного решения.


По результатам тестирования были проведены консультационные беседы с указанием сильных и слабых сторон личности, индивидуального стиля мыслительной деятельности. Испытуемым разъяснены специфические особенности сознательной деятельности и ориентационно исследовательской деятельности в принятии решения. Испытуемому с высокими показателями по решению тестовых задач после проведения собеседования было предложено повышение по службе.

Так эффективное принятие решения в деятельности менеджеров имеет огромное значение, связанное с возможностью распределения времени и выбор реализация стратегии. При условии подключения саморегулятивных процессов и самооценочных суждений. Креативный творческий потенциал имеет значение в решении сложных задач.

Вывод по главе 2:

  1. В принятии решения учитывался фактор времени, который усиливает психоэмоциональное напряжение и повышение тревожности.
  2. Ориентировочно-исследовательская деятельность (ОИД) направлена на поиск выхода испытуемого из сложившейся ситуации, путем усиления напряжения, тревожности и страхов. Цель ОИД в принятии решения преодоление психоэмоционального напряжения связанного с невозможностью удовлетворения потребности в достижении. Цель сознательной деятельности решить задачу принять решение. Удовольствие достигается за счет решения сложной задачи.
  3. В ходе реализации потенциала ОИД испытуемый осуществляет выбор вариантов решения путем наименее сложного и приводящего к снятию тревожных тенденций в одних случаях ( у испытуемых с низкими показателями по тестам) и перевода деятельности в сознательную деятельность у испытуемых со средними и высокими показателями.
  4. Выбор может быть верным при решении легкой задачи, что вызывает потенциальное удовлетворение ОИД, за счет завершенности цикла рефлекторной дуги (Бернштейн). При неверном выборе принятия решения сложной задачи, удовлетворение достигается снятием напряжения и удовлетворенности от оправдания ошибки степенью её сложности.
  5. Решение задач путем подключения сознательности решения (логическое мышление, сосредоточенность внимания) напряжение усиливается и ощущение информационного стресса возрастает. Цель деятельности осознанной состоит в выборе решения независимо от состояния. Верное решение требует размышлений, что связано с затратой времени. Удовольствие от решения простых задач минимальное, тогда как сложность задачи решенной верно вызывает максимум высших интеллектуальных эмоций.
  6. При ОИД используемой в принятии решения, испытуемые склонны делать прогноз, не учитывая реальные отношения условий задач.
  7. Только 3% испытуемых (то есть один) сумел верно распределить, организовать время и верно решить все задачи. Его поведение при принятии решения представляет собой сочетание сложившейся последовательности реакций на основе сенсорной информации, поведенческих актов, поступков в виде динамического стереотипа и ломки этого стереотипа в нестандартных условиях, требующих творческого подхода. Ему предложено повышение по службе.

Заключение

Проблема изучения психофизиологии ориентировочно-исследовательской и сознательной деятельности при принятии решений менеджеров является актуальной и своевременной для реализации практических задач организационного психолога.

Принятие решения сложной производственной задачи процесс ответственный. Однако в большинстве случаев этот процесс превращается в легкомысленный и необоснованный. В результате совершенные производственные ошибки, может сказаться не только на производительности труда и результативности производства, но и на межличностных отношениях, жизнях каждого конкретного человека.

Принятие решения легкой задачи дается без усилий и учета времени при ориентировочно-исследовательской деятельности. Это выглядит как экономящее время решение, но сознательная деятельность требует учет временных факторов.

Психофизиология ОИД заключается в основном в необходимости рефлекторной дуги поиска оптимально коротких вариантов удовлетворения потребности, с учетом снятия психоэмоционального напряжения, тогда как сознательная деятельность направляет психоэмоциональное напряжение на поиск вариантов решения и принятия решения на основе обдуманных стратегий и тактик.

Проведенное курсовое изучение проблемы психофизиологии ориентировочно-исследовательской деятельности при принятии решений открывает новые перспективы в применении методик Равенна и КОТ, как надежных средств диагностики ведущей стратегии деятельности руководителей, менеджеров и персонала.

В дальнейшем проблему можно изучать с учетом специфики производства.

Литература

  1. Александров В.И. Основы психофизиологии. М.МГУ, 2014.
  2. Бернштейн Н. Современные искания в физиологии нервного процесса. М., 2003
  3. Берн Э. Психика в действии. М.2007
  4. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
  5. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  6. Гримак Л.П., Понамаренко В.А. Психические состояния и надежность деятельности оператора.- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  7. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982, с. 84 – 96
  8. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Саакян Э.Д. исследование изменений структуры деятельности оператора в состоянии монотонии. С.93 - 109// Психические состояния и эффективность деятельности. ., 1982,
  9. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.1981.
  10. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.1966.
  11. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  12. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления.// Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  13. Опросник САН. Большая энциклопедия психологических тестов. М.2009 С.36-40
  14. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  15. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1981.
  16. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  17. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  18. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  19. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1982,
  20. Суннатова Р.И. и др. Самосознание субъекта жизнедеятельности. Т.Фан.,с. 246
  21. Справочник по инженерной психологии/ под ред. Б.Ф. Ломова. М.1982.
  22. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта. М., 1978
  23. Психология bookap
  24. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  25. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl59.shtm
  26. http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl60.shtm