Файл: Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования: Проблема изучения психофизиологических процессов, лежащих в основе сознательной деятельности является актуальной начиная с ХХ го столетия. Проводимые исследования сознания раскрывали возможности мозга человека и делали их доступными для широкой массы людей. Иначе говоря, мозг перестал быть прерогативой лишь элиты, либо людей «избранных». Наука физиология объединила людей, перестала разделять их на расы, религиозные, этнические либо гендерные составные. Человек стал человеком в глазах общественности благодаря психофизиологическим исследованиям. Актуальность проблемы процесса принятия решений, является проблемой, постановкой которой занимались ещё Л.С. Выготский, А.В. Бернштейн, С.Л. Рубинштейн. А именно это проблема изучения сознания, сознательной деятельности. В современной организационной психологии проводится много исследований посвященных раскрытию механизмов управления персоналом, однако недостаточно исследований в области изучения того, кто и как проводит это управление. Иначе говоря в менеджменте хорошо прописано, как и кем управлять, но то, как принимать объективные решения в управление, как повысить их осознанность и как сделать эти решения не просто гуманными, а объективными, то есть полезными для всех сторон, сказано меньше всего. Менеджеры среднего звена, управленцы всех подразделений это не только власть, но прежде всего ответственность. Ответственность за принятые решения, сделанные указания, предписания, распоряжения и т.д. Как правило показывает практика, что большинство управленцев среднего звена не хотят брать на себя ответственность и всеми правдами и неправдами распределяют её на подчиненных. И если в военном деле за все проигрыши солдат, отвечают офицеры, то в обычной частной, бизнес жизни зачастую ответственность возлагают на подчиненных. Последствие такой ответственности могут быть разные материальные (лишения премий, лишения отпусков, выговоры), моральные (потеря профессионального авторитета, потеря статуса, рабочего места, престижа), социальные (потеря работы, пенсии, места в коллективе, интриги), юридические, личностные(потеря самоуважения, уважения к окружающим, потеря интереса к работе, потеря возможности для самореализации). Одно не верно принятое решение менеджера становится причиной многих трагедий и сломанных жизней. Личность рассматривается как главный субъект системы отношений и отсюда вытекает актуальность проблемы изучения механизмов принятия решений, не наносящих вреда каждой конкретной личности. Для психолого-педагогических наук и практики становится наиболее актуальной проблема формирования и совершенствования нового мышления личности, способной к самостоятельному принятию решений на основе интеллектуального и духовного опыта.


Перед психолого - педагогическими науками стоят задачи дальнейшего изучения проблем самостоятельности и ответственности процесса принятия решений. Вопросы формирования такого самосознания, когда субъект, обладая реальными психическими или духовными ресурсами, в состоянии самореализоваться.

Особую роль в реализации проблемы принятия решения, отводится учету психофизиологических процессов. Как бы психологи, педагоги не утверждали роль и значение социума, обучения, нельзя снимать со счетов истинно человеческое физиологическое направление развития субъекта деятельности. Часто мы учитываем все, но никак не ориентируемся на человеческий фактор. Особенно необходимо учитывать возрастные особенности процессуальных, индивидуально-личностных и социально-личностных характеристик в процессе принятия решений (Суннатова Р.И.,2005). Поведение человека представляет собой сочетание сложившейся последовательности реакций на основе сенсорной информации, поведенческих актов, поступков в виде динамического стереотипа и ломки этого стереотипа в нестандартных условиях, требующих творческого подхода. На этой основе человек формирует индивидуальный стиль своего поведения, профессиональной деятельности с учетом особенностей высшей нервной деятельности.

Динамический стереотип — это устойчивый комплекс взаимосвязанных, обычно следующих друг за другом в одной и той же последовательности согласно соответствующей последовательности внешний воздействий. Этот комплекс реакций может быть достаточно точно воспроизведен при замене обычного стереотипа сигналов одним из них. Менеджер в своей деятельности должен учитывать этот процесс, для того, чтобы снизить степень ошибок при принятии решений. Цель исследований заключается в поиске путей подключения сознательного процесса принятия решений с учетом психофизиологических особенностей человека. Изучение ориентировочного исследования представляет интерес для практики организационной психологии в работе с персоналом.

Цель исследования: выявить и изучить особенности процесса принятия решений менеджеров с учетом психофизиологических особенностей их личности.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что на процесс принятия решений оказывают влияние индивидуально-личностные и особенности, что определяется наличием ориентировочного исследовательской деятельности. ОИД используется при решении легких задач, тогда как сложные задачи требуют подключение осознанности.


Предмет исследования: процесс ориентировочного исследовательская деятельность менеджеров при принятии решения.

Объект исследования: личностная сфера лиц зрелого возраста (25-35 лет).

Задачи исследования:

  1. Теоретическое раскрытие аспектов проблемы и определение основных понятий исследования.
  2. Разработка экспериментальной модели процесса принятия решения менеджеров.
  3. Разработка рекомендаций по учету психофизиологических особенностей ориентировочно-исследовательской деятельности при принятии решений.

Методы и методики исследования:

  1. Наблюдение за личностью в процессе выполнения тестовых заданий и в естественных условиях.
  2. Беседа с испытуемыми в процессе выполнения тестовых заданий.
  3. Эксперимент с применением методики Равенна, КОТ.

Практическая значимость.

Изучение психофизиологии ориентировочно-исследовательской деятельности при принятии решений менеджеров является актуальной проблемой в связи с решение прикладных задач организационной психологии. Процесс принятия решений важный процесс, так как он связан с развитием сознательной деятельности. Основу её составляет психофизиология ориентировочно исследовательской деятельности. Принятие решения это не только интеллектуальная мыслительная задача, но и задача личностного, духовного созревания человека. Это важно учитывать менеджеру по работе с персоналом и руководителю при управлении персоналом.

База экспериментального исследования

Исследование проводилось на предприятиях частного сектора. Всего 30 менеджеров в возрасте 35 лет. Стаж работы от 5 до 10 лет.

Глава 1 Теоретический анализ психофизиологических особенностей в процессе принятия решений

1.1 Особенности протекания деятельности в процессе принятия решений

Процесс принятия решений связан с сознательной деятельностью. С другой стороны, исследовательская деятельность побуждается неопределённостью ранее полученной информации. Это стимулирует особую форму активности в виде целенаправленной любознательности. Её цель – получить недостающие уточняющие сведения и тем самым снизить неопределённость ситуации сделать её более сознательной. Сознание представляет собой одно из самых сложных и в то же время загадочных проявлений деятельности мозга. Хотя слово «сознание» достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе, не существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, которые различны по смыслу. В более элементарном значении – это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, т.е. то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях. В этом же значении слово «сознание» иногда применяется и к животным. Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, слово «сознание» имеет иной смысл. Под ним понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми. В этом значении термин «сознание» применяется обычно только к человеку. Более важны, однако, не различия, а то, что объединяет оба эти значения слова «сознание». В обоих случаях речь идёт о мире субъективных, т.е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, которые образуют духовный мир человека, его внутреннюю жизнь.


Два упомянутых значения слова «сознание» объединены на следующей основе: опыт научного познания показывает, что сложное, как правило, не возникает из ничего, а происходит в результате эволюции от своего более простого предшественника. Можно поэтому предполагать, что сознание человека имеет своих предшественников в виде более простых психических проявлений, таких, например, как ощущения и эмоции, свойственные, скорее всего, и животным.

Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо сказать, что эти наиболее сложные проявления работы мозга не могут быть объяснены работой какой-то отдельной, изолированной группы нервных клеток, представляющих собой «центр сознания». Как общетеоретические соображения, так и данные эксперимента свидетельствуют о том, что психические функции возникают на основе объединения в единую систему разных, функционально неоднородных нервных структур и специальной организации процессов мозга, обеспечивающей высокую степень мозговой интеграции. Изучение этой организации и лежит в основе поиска мозговых основ сознания. Сознательная деятельность подразумевает отражение действительности в сознании с целью повышения восприятия её объективности. Иначе говоря сознание позволяет видеть проблему, видеть варианты её решения и видеть ответственность за принятое решение. Для принятия верного решения ( именно к этому процессу стремится личность) психики необходимо наличие объективной, достоверной, логически выстроенной информации. Доступ к такой информации открывается при задействовании ориентировочно исследовательской деятельности. Ориентировочную реакцию (как настройку анализаторов на лучшее восприятие нового стимула) следует отличать от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения. Последние могут следовать за ориентировочной реакцией – они направлены на более детальное ознакомление с вызвавшим их объектом. Сегодня можно считать доказанным, что ориентировочно-исследовательская деятельность животного и человека побуждается самостоятельной потребностью в получении новой информации. П.В. Симонов [1993] относит её к группе идеальных потребностей, создающих основу для саморазвития индивида. На основе ориентировочно-исследовательского подкрепления (получения новой информации) возможна выработка самых различных условных инструментальных рефлексов у животных. Крысы обучаются различать цвета слайдов, чтобы попасть в более сложную часть лабиринта. Обезьяны выучивают сложные действия, чтобы иметь возможность выглядывать через окошко камеры в помещение лаборатории [Дьюсбери, 1981]. Подкрепляющая функция ориентировочно-исследовательской активности обусловлена активацией эндогенных опиатов [Katz, Gelbart, 1978; Kavaliers, 1988]. Подтверждена связь ОР с положительными эмоциями и активацией бета-эндорфинов, снижающих болевую чувствительность и тормозящих оборонительные реакции [Kanfer, Goldfoot, 1966; Izquierdo et al., 1985]. Во время исследовательского поведения активируются нейроны удовольствия центров самораздражения [Kanki et al., 1983]. Согласно Д. Берлайну, существуют две группы детерминант ориентировочно-исследовательского поведения. С одной стороны, это дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, удовлетворяющих эту потребность. Он называет этот тип поведения, который направлен на поиск стимуляции, разнонаправленным исследованием.


Примером может служить поведение крысы, которая начинает нажимать на педаль, чтобы получить кратковременное освещение в лабиринте. Обезьяна, содержащаяся в клетке и часами открывающая окно, чтобы увидеть, что происходит за её пределами, также стремится поднять свой уровень активации.

Рассмотрим три основных подходов изучения сознательной деятельности. Это концепции «светлого пятна», информационного синтеза и связи сознания с речью. Хотя они различны, не нужно думать, что они противоречат друг другу. Скорее, наоборот, они дополняют одна другую: каждая гипотеза опирается на свой экспериментальный материал и привлекает внимание к определённому аспекту проблемы. Кроме того, первая концепция апеллирует к понятию сознания в его более простом понимании, вторая занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как более простых, так и (частично) сложных феноменов, а третья ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического. В соответствии с этим последние две гипотезы более сложны и поэтому требуют более подробного изложения.

Для исследования ОИД используется чаще используется метод КГР, осциллографическая регистрация, а также метод ЭЭГ. Сущность ориентировочного рефлекса изначально понималась по-разному: как комплекс двигательных реакций на неожиданный стимул или как рефлекс прицеливания. Причем, поскольку ориентировочный рефлекс в ходе исследований прекращал действие условного рефлекса его воспринимали в Павловской школе как внешний тормоз. Однако многочисленные наблюдения показывали, что функции ориентировочного рефлекса выходят далеко за рамки просто функции торможения при выработке условного рефлекса. В последующем ориентировочный рефлекс наделяется следующими функциями: растормаживания, т.е. ранее выработанные и затем угашенные условные рефлексы возобновляются под действием ориентировочного рефлекса; усиления влияния на процесс формирования условного рефлекса; оценивания, которая использовалась для выяснения сформированости временных связей. В дальнейшем исследователи сконцентрировались на поиске форм взаимодействия условного и ориентировочного рефлексов, а также механизмах и структуре самого ориентировочного рефлекса. Выделены три формы взаимоотношений ориентировочного и условного рефлекса:

  • конфликтная форма, когда активность ориентировочного рефлекса тормозит выработку условного рефлекса;
  • ассимиляция ориентировочного рефлекса, которая выражается в усилении текущей деятельности;
  • трансформация ориентировочного рефлекса в поведенческую благодаря действию прежнего опыта и доминант (П.К. Анохин).