Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Составляющие рыночной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое использование индекса Бейна затруднено по причине сложности расчета экономической прибыли.

  1. Коэффициент Лернера показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства. [26, c. 10].

Этот показатель отражает, насколько рыночная цена отклоняется от предельных издержек. Позволяет определить степень конкурентоспособности рынка и избежать трудностей, связанных с вычислением нормы доходности. Определяется по формуле:

где

Р – цена;

МС – предельные издержки ;

Еd – ценовая эластичность спроса [12, c. 68]

Если эластичность спроса не зависит от цены, то индекс Лернера постоянен.

Использование данного показателя ограничено сложностями определения величины предельных издержек. В эмпирических исследованиях часто используется следующая оценка предельных издержек:

где,

AVC- средние переменные издержки;

r – норма нормальной прибыли;

d – норма амортизации;

К – величина капитальных активов;

Q – объем выпуска.

  1. Коэффициент Тобина, известный также как q-ratio, показатель рыночной власти фирмы на основе сравнения доходности данной фирмы со средней доходностью рынка в целом [26, c. 11]

где,

Р - рыночная стоимость активов фирмы (рыночная капитализация);

С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения всех активов фирмы по текущим ценам.

Преимущество этого индекса в том, что он прост в расчетах, т.к. не использует параметры норм доходности и предельных издержек. [25, c. 11]

Значения 1 > q свидетельствует о полученной или ожидаемой экономической прибыли. Стабильность этого индекса, его высокие значения свидетельствуют либо об уникальных факторах производства, либо уникальных товарах и свидетельствует о наличии монопольной ренты. Фирмы с невысокими значениями q действует в конкурентных или регулируемых отраслях. [12, c. 69]

Для многих компаний коэффициент Тобина может быть и меньше единицы. Этот факт эксперты объясняют недостаточным учетом обесценивания реальных активов фирмы. [23, c. 106]

Несмотря на то, что коэффициент Тобина косвенно оценивает монопольную власть фирмы, он достаточно широко используется, так как позволяет избежать проблемы, связанные с оценкой нормы доходности или предельных издержек.

Вместе с тем, нужно помнить, что это многофункциональный индикатор. Он используется не только для оценки рыночных позиций фирмы, но и её финансового положения, перспектив на фондовом рынке. [23, c. 106]


  1. Коэффициент монопольной власти Папандреу (коэффициент проникновения = ограниченность мощности конкурентов) показывает в процентном отношении изменение объема продаж данной фирмы при изменении цен конкурентов на аналогичную продукцию на один процент: [25, c. 11]

где

Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;

Pj - цена конкурента (конкурентов);

λi- коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от 0 до 1). [26, c. 11]

Коэффициент Папандреу характеризует наличие товаров-заменителей на рынке и ограничения по мощности конкурентов и основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. При наличии монопольной власти влияние на объем продаж фирмы изменений цены других конкурентов весьма низкое. В то же время показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не является показателем монопольной власти, т.к. его величина зависит от двух факторов, противоположно влияющих на монопольную власть: от числа фирм, действующих на рынке и от уровня заменяемости товара. [25, c. 12]. Чем больше фирм в отрасли, тем меньше их взаимозависимость и меньше показатель перекрестной эластичности. Перекрестная эластичность = 0 в случае, если на рынке действует либо совершенная конкуренция, либо монополия. В то же время влияние ценовой политики других фирм зависит от ограничения по производственной мощности, т.е. от возможности увеличить объем своих продаж.

Надо отметить, то коэффициент Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях. Вместе с тем этот показатель интересен тем, что он затрагивает два аспекта монопольной власти: наличие товаров-заменителей и ограниченность производственных мощностей конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль).

Вероятно, при использовании вышеперечисленных индексов, если применять их на одном рынке, показатели равными не будут. Наибольшее значение при исследовании имеют индексы Бейна и Тобина.

В целом современной монополией можно считать доминирующую по объему продаж на рынке компанию или даже несколько компаний, реализующих примерно одинаковую продукцию, работы, услуги, между которыми имеется конкуренция (монополистическая конкуренция), но которые могут воздействовать и на ценообразование (что отличает эту конкуренцию от совершенной). Современные монопольные структуры отличаются от классической модели монополии, которая была сформирована еще в XIX в. и обеспечивала сверхприбыли только за счет повышения цен до нужного ей уровня. Современные монополии при наличии конкурентов стараются не столько повысить цены, сколько сэкономить на издержках, а также обеспечить благодаря более высокому качеству товаров, работ, услуг неценовые конкурентные преимущества. [11, c. 197]


Известно, что в современной экономике для получения сверхприбыли используют в больших объемах информацию и инновации. Ведут в основном скрытую борьбу за власть. Снижают цены путем мощности производства, экономии на масштабе, поиска новых решений переработки материалов. И чем больше рычагов снижения издержек у фирмы, тем больше возможности стать лидером в отрасли и задавать цены своим конкурентам в долгосрочной перспективе.

ГЛАВА II. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЫНОЧНУЮ ВЛАСТЬ

2.1 Эластичность спроса

Фирма обладает рыночной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Последнее означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией. Как только цена становится функцией от количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше цены при любом положительном объёме выпуска. Поэтому условие максимизации прибыли для любой фирмы, будет точно таким же, как и у чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам. [15, с. 226]

Для того чтобы получить больше информации об изменении какой-либо величины, в экономике используют показатели эластичности. Показатель эластичности необходим для измерения чувствительности изменения спроса или предложения, или любой другой функции к изменению аргумента. Понятие эластичности было введено в экономический анализ Альфредом Маршаллом. [9, с. 52-53]

Эластичность характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.

Определить эластичность спроса для фирмы сложнее, чем для рынка, потому что фирма должна принять в расчёт реакцию своих конкурентов на изменение цены. В основном руководитель должен рассчитывать процентное изменение в сбыте продукции фирмы на 1%. Этот расчёт может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте руководителя.

Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью). [15, с. 228]


Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на них упадет на 15% или при снижении цены на 25% величина спроса повысится на 40%, говорят, что спрос на этот товар окажется эластичным по цене.

Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 49%, а объем спроса снизится только на 19%, можно будет сделать вывод, что спрос на растительное масло неэластичен по цене. [29, с. 69]

Факторы, влияющие на эластичность:

  • Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Обязательно необходимо определять границы экономического блага.
  • Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.
  • Размер дохода.
  • Качество товара. Спрос на предметы роскоши эластичен, тогда как спрос на предметы первой необходимости неэластичен.
  • Размеры запаса. Чем больше запас, тем больше эластичность спроса.
  • Ожидания потребителя. [16, c. 101]

Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для предпринимателей, целью которых является увеличение дохода, или выручки от продажи товара, которую можно подсчитать, умножив цену одной единицы товара на количество реализованных товаров: [29, с. 69]

где ТR – выручка, валовой доход продавца; Р – цена единицы товара;

Q – величина спроса – количество проданных единиц товара.

Если продифференцировать выражение, получим:

отсюда следует,

- коэффициент прямой эластичности спроса по цене, то представим выражение в следующем виде:

где,

Е – коэффициент точечной прямой эластичности спроса по цене.

Характеристика зависимости выражена на рис. № 2 и таблица к графику [5, с. 22]

Рис. 2 График кривой спроса

Из таблицы видно, что при движении вдоль кривой спроса от высших цен к низшим ценам будет наблюдаться уменьшение коэффициента эластичности от ∞ до 0. Отсюда следует, сначала общая выручка при снижении цены будет возрастать. Но ситуация не вечная. Когда Е снизится до отметки единичного значения, выручка достигнет своего максимума. Затем же при дальнейшем снижении цены, выручка начнет свое снижение.


Манипуляции над уровнем цены и объемом выпуска нужны для того, чтобы максимизировать прибыль. Для этого необходимо чтобы фирма, планирующая занять доминирующую позицию на рынке, точно представляла себе кривую спроса на свою продукцию, умела найти как можно больше соотношений между ценами и величиной спроса.

2.2 Показатели отраслевой концентрации

Концентрация – слово латинского происхождения и означает «центр», «средоточие». В современном понимании концентрация – это «сосредоточение», «скопление», «насыщенность». [19, с. 9]

Источник рыночной власти, как правило, заключен в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка. Рыночная концентрация продавцов товара отражает удельный вес крупных фирм, доминирующих на данном рынке, или удельный вес крупных фирм в отрасли, доминирующих по объему выпуска продукции и соответственно по объему продаж на рынке. [7, c. 65]

Оценка концентрации – это стремление выразить силу рыночной власти той или иной фирмы посредством показателей концентраций.

Существуют два основных параметра для оценки уровня рыночной концентрации: численность продавцов на рынке и распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на данном рынке. Уровень концентрации считается выше, если на рынке функционирует меньшее число фирм. При одинаковом числе фирм на рынке уровень концентрации выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей. [7, c. 65] Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга, тем менее конкурентным будет рынок. [19, с.10]

Обычно высокая концентрация фирм на рынке ведет к повышению цен, что способствует увеличению прибыли. Так как фирмы обладают неограниченной властью и способностью влиять на цены.

Разберем расчет индекса концентрации. Он определяется по формуле:

где,

– доля рынка предприятия;

n – число лидеров рынка. [13, c. 72]

Значение индекса говорит о том, что рынок достаточно конкурентный, если увеличение индекса в течение периода незначительно, то это означает стабильность в распределении рыночной власти. [18, c. 20]

Индекс концентрации давно применялся экономистами для исследования структуры рынка. Исследуют несколько предприятий, которые являются наиболее значимыми и крупными участниками рынка. Индекс концентрации позволяет определять различия между олигополией и доминирующей фирмой. [13, c. 72] Самый распространенный показатель, используемый в мире. Например, в Германии монопольное положение компаний на рынке возникает, если: