Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Составляющие рыночной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В России мощное развитие получили экономические системы, появляются предпосылки для образования, развития, укрепления рыночных отношений. Создаются новые формы хозяйствования, предпринимательство расширяет свои границы. Отсюда ученые черпают новые идеи для экономических исследований, более трудные в изучении и обосновании. Так появилась молодая дисциплина – теория отраслевых рынков. И одну из обширных тем этой дисциплины, раскрою в курсовой работе.

Так же исследователей интересует такой аспект как взаимодействие фирм, равновесие на рынке и самое интересное – возможности менять равновесие.

Исследование же структуры рынка непосредственно начинается с анализа самой фирмы. Специфические черты и сфера деятельности станут решающими для определения отрасли на рынке. Фирма - центральное звено, именно поэтому следует не упускать даже мельчайшие подробности её индивидуальности, которая и будет в дальнейшем отличать фирму от остальной массы конкурентов.

Причины, по которым экономисты занимаются исследованиями рыночной власти: определение причин нестабильности конкурентного рынка; выявление дисбаланса совершенной конкуренции, складывающиеся на структурном рынке; толкование поведения фирм, стремящихся к концентрации власти, пытающиеся уничтожить конкуренцию. Кроме того конкуренты влияют друг на друга не только с помощью цен, установленных выше равновесных, но и иными способами.

Каждая фирма заинтересована сконцентрировать как можно больше власти в своих руках на законных условиях. А там где есть власть, соответственно имеют место предпосылки к получению прибыли, а это в свою очередь ведет к увеличению собственного капитала. Но есть и другие критерии, способные сосредоточить власть у одной фирмы.

Цели исследования данной курсовой: дать представление о рыночных структурах, выявить наиболее удобные коэффициенты определения концентрации рынка, понимать, чем руководствоваться при измерении рыночной власти, выделить случаи наиболее ярко выраженной рыночной власти.

Основной объект анализа – факторы, позволяющие определить доминирующее место фирмы на рынке.

В процессе изучения темы курсовой работы включены следующие этапы:

  • сбор, сортировка, анализ большого количество информации, взятой из книг, учебных пособий, сети интернета, научных статей по экономике;
  • на основе полученных методик, выбрать основные для построения темы; в соответствии с поставленной задачей подчеркнуть фундаментальные понятия;
  • использовать для аналитики и исследования задач современные механизмы рыночного функционирования и экономического поведения фирм.

Помогли в составлении курсовой работы труды следующих авторов: Нуреев Р. М., Максимова В.Ф., Ежова В.А., Федорова А.Ю., Стрелец И.А., Багаутдинов Р.А., Антосик Л.В. и многие, многие другие.

ГЛАВА I. СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ

    1. Рыночные структуры

Особенности формирования в России рыночной экономики обусловили не столько развитие конкурентной среды, сколько стремление хозяйственных субъектов использовать модель неконкурентного поведения предприятий. [8]

Как всем известно, рынок – особая единица, одна из главных составляющих изучения экономики. В самом рынке, вокруг него происходит множество процессов: взаимодействующие и противоположные друг другу.

Существует огромное множество разнообразных определений рынка, и связаны они, как правило, с целями исследования. Но их суть сводится к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. [7, с. 17]

Благодаря множеству характеристик рынка, возможно определить его (рынка) структуру и тип. А взаимодействие характеристик определяет широкий диапазон рыночных структур.

Рынок, на котором в течение определенного времени действует один и тот же состав продавцов и покупателей, может рассматриваться, как рынок товара с постоянной структурой. [6, c. 98 ]

Структура рынка определяется множеством условий, которыми располагает данное хозяйство, со стороны как спроса, так и предложения. Рынки рассматриваются с точки зрения экономической результативности функционирования, а следовательно, их вклада в достижение максимальной экономической эффективности в различных формах ее проявления. [7, с. 14]

Основная задача каждой фирмы – увеличение собственного капитала, т.е. получение прибыли. Но не всегда возможно это сделать на рынке, где спрос и предложение играют решающую роль. Прежде чем выйти на рынок, необходимо определить свою рыночную структуру, разработать стратегию и тактику деятельности на рынке. Но прежде, чем воплощать мечты в реальность, необходимо в качестве модели взять не отдельную фирму, а отрасль в целом, со всеми вытекающими (конкурентное взаимодействие, специфика реализации и т.д.)


Структура рынка не является внешним фактором экономики, она подвержена влиянию поведения фирм, действующих на рынке. Она имеет множество граней, что отражается в различных её показателях. Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти – способности влиять на цену. [10, c. 12]

Рыночную структуру характеризует ряд факторов: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее иных фирм, степень воздействия на цену товара. С учетом этих факторов выделяют четыре рыночные структуры:

  • совершенная (чистая) конкуренция;
  • чистая монополия;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия. [14, c. 81]

Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Если в конкуренции не соблюдается хотя бы один признак совершенной конкуренции, то она называется несовершенной. Крайний случай несовершенной конкуренции – чистая монополия. Когда ограничения есть в числе фирм – олигополия. Фирм много и каждая обладает частичкой монопольной власти – монополистическая конкуренция. [16, c. 223]

На рис. 1 показаны все четыре модели рынка предполагают пассивную роль покупателей на рынке и делают акцент на поведении производителей (продавцов) товара. [28, c. 12-13].

Рис. 1 Характеристика основных рыночных структур

Конечно, не существует четкой границы между монополистической конкуренцией и олигополией. Вместе с тем такое разграничение, как и разграничение других типов рыночной структуры, часто имеет большое значение как для выработки стратегии поведения фирмы, так и для осуществления эффективной экономической политики. Поэтому возникает необходимость выработки показателей, характеризующих принадлежность того или иного рынка к определенным структурам. [21]

Определение принадлежности рынка к определенным структурам вбирает в себя огромное количество показателей, которые нужно исследовать. Рыночная власть – отправная точка в моем исследовании.

В экономической теории концепция рыночной власти является ключевой для объяснения распределения выигрышей между участниками добровольного обмена на товарном рынке. Рыночной властью на рынке может обладать не только единственный субъект (на стороне спроса или предложения), но и практически любой покупатель (продавец). Действительно, эластичность спроса на продукцию отдельного покупателя по цене стремится к бесконечности только в моделях совершенной конкуренции (аналогично - с эластичностью предложения по цене для отдельного покупателя), которые практически ничего общего с множеством экономических обменов в повседневной жизни не имеют. [30]


    1. Показатели рыночной власти

Для фирм в условиях неопределенности стратегического взаимодействия выбор наиболее эффективной стратегии поведения определяется целью минимизации риска неопределенности. На степень неопределенности стратегического взаимодействия влияют различные факторы, среди которых наиболее значимыми являются: уровень рыночной власти, эластичность спроса по цене и количество фирм на рынке. Причем влияние первого фактора является обратно пропорциональным, в то время как двух последних – прямым. [4, с. 5]

Рыночная власть – способность производителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Рыночная власть производителя заключается в наличии или отсутствии у него возможности влиять на рыночную цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночная власть отдельного производителя будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры [19, с. 9]

«Рыночную» и «монопольную» власть во многих учебниках принято считать синонимами. Сопоставляют реально анализируемые рынки с рынками совершенной конкуренции. Рынок всё более несовершенен, когда фирма обладает большой рыночной властью. Чтобы взять власть в свои руки, фирме необходимо экспериментировать с размерами цены относительно предельных издержек. Если это отклонение увеличивается в сторону цены, в этом случае говорят о преобладании фирмы в отрасли. В основном величина доходности капитала есть показатель рыночного превосходства фирмы.

Считается, и не без оснований, что рыночная власть как возможность реально влиять на положение дел на рынке используется теми, кто обладает такой властью для достижения своих целей. Поскольку реально повлиять на рыночную цену путем изменения объема продаж имеет возможность только достаточно крупная фирма, фирма, обладающая значительной долей предложения, то степень превышения цены над издержками производства можно рассматривать как показатель рыночной власти. [21]

Очень важно не путать долю рыночной власти и размеры самой фирмы. Ведь даже малая по масштабу фирма может владеть всем рынком и устанавливать цены, которые пожелает. Тогда как фирма с колоссальными габаритами владеет ничтожно малым процентом рынка.

Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, чаще называют показателями монопольной власти.


К числу таких показателей относят:

  • норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна),
  • коэффициент Лернера,
  • коэффициент Тобина,
  • коэффициент Папандреу (коэффициент проникновения). [28, с. 27]

Вышеизложенные показатели основаны на оценке либо экономической прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.

Познакомимся с ними поближе:

  1. Коэффициент Бэйна показывает экономическую прибыль на рубль собственного инвестиционного капитала и исчисляется по формуле:

Коэффициент Бейна =

При расчете нормы экономической прибыли возникает ряд трудностей, связанных со следующими обстоятельствами:

  • с оценкой стоимости капитала и величины амортизации, поскольку для расчетов используют не экономические, а бухгалтерские величины. При бухгалтерских расчетах стоимость покупки капитала равна исторической стоимости минус амортизация. Однако действительная стоимость этой покупки могут быть существенно отличной; величина амортизации также может быть определена по принципу линейной, ускоренной или замедленной амортизации; следовательно, меняется величина бухгалтерской прибыли;
  • расходы на нематериальные активы – рекламу, разработки могут затрачиваться за один период (например, квартал, год), а доход могут принести в течение нескольких лет. Если в первоначальные издержки включаются эти расходы без учета амортизации, норма доходности искажается. Очевидно, целесообразно включать в ежегодные издержки только величину ежегодного обесценивания. Различные способы включения расходов на амортизацию, исследования и разработки приводят к различным значениям оценки внутренней нормы доходности фирмы.
  • необходимость учета риска проектов, зависящего от специфики отраслей, показателей ценных бумаг, масштабов фирм и т. д. [12, с. 68]

В условиях совершенной конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма прибыли будет одинаковой (нулевой) для всех видов активов. Если норма прибыли какого-либо актива фирмы выше конкурентной нормы, то этот вид инвестирования становится более предпочтительным, а рынок не конкурентным.

Нормальная прибыль представляет собой разницу между бухгалтерской и экономической прибылью. Для акционерных обществ нормальная прибыль равна максимальному доходу, который бы получили акционеры, инвестировав свои средства в другие проекты с тем же уровнем риска. Для определения уровня риска принято сравнивать возможные проекты инвестирования с вложением денег в государственные ценные бумаги, имеющие нулевой уровень риска. [25, c. 10]