Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Составляющие рыночной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • на предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.
  • на 3 и менее предприятий – 50 % общего оборота.
  • на 5 и менее предприятий – свыше 2/3 оборота. [10, c. 15]

Однако информации, которую дает нам индекс концентрации, недостаточно для характеристики рынка. Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами между фирмами-аутсайдерами. [18, c. 21] Например, коэффициент концентрации будет одинаковым, если 97 % продаж будет принадлежать одной фирме, а еще трем по одному проценту, и если каждая из четырех фирм будет осуществлять по 25 % рыночных продаж. Но на этих рынках существовали бы совершенно разные условия конкуренции. [21] Поэтому необходимо использовать и другие показатели для наиболее точного результата. В странах ЕЭС для анализа рыночных структур широко используется индекс Линда, предложенный сотрудником комиссии ЕЭС в Брюсселе Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако, в отличие от индекса концентрации, он ориентирован на учет различий в «ядре» рынка. [24] Применим только для дополнительного анализа.

Наиболее широко известным и применяемым показателем концентрации является индекс Херфиндаля – Хиршмана. [19, с. 11]

Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

i = 1, 2, …, n.

Этот коэффициент показывает, какое место, долю на рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значению коэффициента концентрации (CR) и индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынка: высококонцентрированный (от 1800 до 10000), умеренноконцентрированный (от 1000 до1800), и низкоконцентрированный (от 100 до 1000). [31, c. 10]

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. [22]

Согласно исследованию компании InSales, индекс Херфиндаля-Хиршмана для сегмента одежды, обуви и аксессуаров равен 600, что характеризует рынок как низкоконцентрированный.


Сегмент продажи одежды в общем объеме интернет коммерции составляет 13%. При этом количество интернет-магазинов, ведущих реальную операционную деятельность (более двух заказов в месяц) составляет 32500. Не сложно рассчитать, что количество интернет-магазинов одежды и аксессуаров примерно равно 4225.

Основная часть рынка сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. На две столицы приходится 45% покупателей и 60% оборота всей российской онлайн торговли.

Около 35% приходится на города миллионники и 14,5% на остальные города. [31, с. 10]

Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:

где,

– показатель дисперсии долей фирмы на рынке.

Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними.

Для точного расчета индекса Херфиндаля - Хиршмана необходимо знать рыночные доли всех производителей данного товара, и если число производителей на рынке очень большое, рассчитать индекс становится практически невозможно. [10, c. 17]

Индекс энтропии показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

i – 1, …, n.

Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. [22] Получается энтропия растет, когда увеличивается неравновесие на рынке.

Для сравнения показателей энтропии на разных рынках часто используют относительный показатель энтропии.

i – 1, …, n. 0 < E – монополия, Е > 1 – совершенная конкуренция. [22]

Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей.

Данный индикатор рассчитывается как показатель выборочной дисперсии в математической статистике. При этом в качестве случайных величин рассматриваются рыночные доли фирм:

где,

N – общее число фирм на рынке

S – среднее значение рыночных долей фирм.

Чем больше дисперсия рыночных долей фирм, тем выше неравенство среди участников рынка и его концентрация. [23, с. 105]

Кроме приведенных выше, существует множество других показателей концентрации. Некоторые из них учитывают не только размеры фирмы, но и показывает степень их значимости на рынке. Перечислить все показатели рыночной концентрации не возможно в одной курсовой работе. Однако можно подчеркнуть, что показатели помогают в отражении действительной структуры рынка. Так как разные страны имеют свои экономические принципы, соответственно они применяют, опираясь на специфику своей проблемы, подходящие индексы.


    1. Поведение фирм на рынке

Структура рынка оказывает влияние на поведение фирм и может снизить (увеличить) эффективность фирмы в отрасли. Главный и опасный враг конкуренции, по мнению экспертов, – это сговор.

С экономической точки зрения под сговором понимается поведение нескольких фирм на олигополистическом рынке, имитирующее результат поведения единственной доминирующей фирмы. Одна из первых моделей сговора между фирмами на олигополистическом рынке была представлена в 1964 г. в работе Дж. Стиглера «Теория олигополии» [1] . В ней выделяются две главные составляющие экономического понятия сговора: общая стратегия конкурирующих фирм, имитирующая поведение одной лидирующей фирмы, и необходимость инструмента, отслеживающего и наказывающего отклонения фирм-участников от принятой общей стратегии. [3, с. 24]

Неопределенность фирмы снижается только тогда, когда она увеличивает свою рыночную власть. С этой задачей можно расправиться двумя способами: вступить в сговор с другими фирмами или увеличить собственную долю рынка за счет дополнительных инвестиций в расширение производственных мощностей, совершенствования форм организации производства, труда и управления. [4, с. 5] Так как инвестиционные ресурсы отечественных компаний не такие масштабные как иностранные. Можно считать антиконкурентное соглашение бюджетной альтернативой.

Предупреждение и пресечение нелегальных антиконкурентных соглашений входят в сферу ответственности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Основной документ, регулирующий конкурентное поведение участников рынка, – это Федеральный закон «О защите конкуренции» [17]

Антиконкурентные соглашения признаются самым существенным ограничением свободного действия рыночных сил и главным злом конкуренции. Во многих странах сговоры компаний приравниваются к мошенничеству. В современных российских условиях активными участниками подобных соглашений, ограничивающих конкуренцию, становятся не столько хозяйствующие субъекты, сколько органы власти, а сговорам подвержены как олигополистические рынки, так и рынки с монополистической конкуренцией. [3, с. 23]

При всей привлекательности в сговор фирмам вступить не так легко. На рынке редко возникает очевидная необходимость совместной кооперации поведенческих стратегий. Зачастую это возникает по внешним для данного рынка причинам, как произошло в случае с российскими операторами сотовой связи в ответ на принятие закона о бесплатных входящих звонках. [4, c. 9]


Процессы поглощения или слияния фирм относятся к традиционным возможностям рыночной экономики и выступают как потенциальная возможность наиболее рационального использования активов. [27, с. 159]

Горизонтальные слияния осуществляются среди предприятий работающих на одном товарном рынке. Как правило, они приводят к монополизации рынка и запрещены конкурентным законодательством. Другое положение дел складывается с вертикальными слияниями, которые осуществляются на смежных рынках, где участники концентрации находятся в отношениях продавец-покупатель. Такие слияния способствуют повышению эффективности производства и должны быть прогнозируемыми, экономически обоснованными с точки зрения требований антимонопольного законодательства. [6, c. 100]

Так называемая теория чистых слияний исходит из того, что руководство активной фирмы эффективно использует собственные ресурсы и планирует так же эффективно наладить их использование на приобретенном предприятии. [20, c. 51]

Что же касается поглощения, то это характеризуется как захват всех активов и власти одной фирмы во владение другой. В основном выделяют 4 классификации такого рода:

  • Согласованное слияние (одна фирма приобретает другую, в соответствии с рекомендациями держателя контрольного пакета акций.)
  • Оспариваемые поглощения (первая фирма делает предложение акционерам второй фирмы, минуя руководство.)
  • Отторжение (первая фирма может купить у второй фирмы часть принадлежащей ей структуры)
  • Выкуп управляющими (филиал продается не другой фирме, а её управляющим.) [27, c. 161]

Принципиальное отличие рыночной власти так, как она представлена в рамках экономических моделей, от концепции коллективного доминирования состоит в том, что если в первом случае оценка рыночной власти производна от предполагаемых действий компании, то в случае коллективного доминирования речь идет именно о квалификации положения нескольких хозяйствующих субъектов вместе и каждого из них в отдельности. [30, c. 59]

Можно сделать вывод: в Российской практике заключаются соглашения только между властными фирмами. Самый большой процент антиконкурентных соглашений приходится на рынок услуг (низкая эластичность спроса на товар, информационная асимметрия между внешними субъектами рынка).

В сговоре всегда есть победители и проигравшие. Только с разной степенью преимуществ и выгоды. Это своеобразная аксиома.

Фирма, которая для себя извлекла наибольшее количество результатов, считается в выигрыше.


Создание общей теории экономической власти позволит отказаться от использования в экономическом моделировании ситуации совершенной конкуренции как единственной точки отсчета. С помощью учета властных отношений в экономическом анализе появляется возможность объяснить внутреннюю нестабильность совершенной конкуренции: при любой возможности экономические субъекты стремятся не к избавлению от структурных дисбалансов и разного рода барьеров на рынке, а к их сохранению и усилению. [2, c. 27]

Проведенное исследовании свидетельствует о том, что структура рынка имеет много факторов, которые частично находят отражение в системе показателей, отражающих концентрацию продавцов на рынке, уровень монопольной власти, барьеры входа и выхода с рынка, имеющих нестратегический характер, и зависящий от сознательных действий фирм. [12, с. 67]

Разобрав вопросы о поведении фирмы, извлекаем, что крайняя тема относится к сфере антимонопольного регулирования. Контроль и результативность этого аспекта во многом показывает поведение доминирующей фирмы, контроль над её действиями со стороны государственного сектора. Что является решающей темой в организации отраслевых рынков. Рыночная экономика находится в постоянном развитии, благодаря исследованиям рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе описала три основных фактора, которые определяют рыночную власть фирмы:

  • Спрос
  • Концентрация продавцов и (покупателей) на рынке
  • Поведение фирм на рынке

Основываясь на этих факторах, если правильно их использовать, можно добиться неограниченной рыночной власти в пределах закона.

Исследование рыночной власти обязательно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Если не понимать роль власти в экономических отношениях, то понятия рыночных отношений будет неполным.

При правильном толковании властных отношений фирм появляется возможность проанализировать нестабильность совершенной конкуренции. Объяснить то, что субъекты рынка стремятся к сохранению и уплотнению барьеров входа в отрасль.

Без правильного распределения долей рыночной власти, экономическая система станет нестабильной, хуже того появится угроза предпосылок кризиса.

Элементы структуры рынка образуют между собой иерархию, противодействуют и взаимодействуют друг с другом. Поэтому идеальной модели для определения рыночной власти не существует. Взаимосвязь элементов порождают разные причины, а они наталкивают на определенные выводы. Каждый из элементов структуры может стать важным в определенный промежуток времени, в определенной отрасли. Но наверняка никто не сможет сказать, когда тот или иной элемент окажется фатальным. У множества фирм возникают определенные цели для существования. Но одна фундаментальная предпосылка связывает всех. Любая фирма стремится к рентабельности. Данная предпосылка неоднократно доказывалась.