Файл: Характеристика механизма коммерческой концессии, выявление плюсов и минусов ведения бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. Получило оно отражение и в гражданском законодательстве России. В частности франчайзинг закреплен в новом Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК), хотя не совсем точно назван в нем коммерческой концессией.

В настоящее время франчайзинг как эффективная форма ведения бизнеса применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Привлекательность франчайзинга прежде всего заключается в наличии неоспоримых преимуществ для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей — это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний — расширить и упрочить свои позиции на рынке; а для государства — приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства. Норма банкротств франчайзи заметно меньше, и одна из причин подобной устойчивости заключается в высокой степени кооперации между участниками франчайзинговых соглашений. Именно этим следует объяснить широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Совершенно очевидно, что механическое перенесение западных схем и их внедрение в российскую экономическую почву не дает нужных результатов. Поэтому необходимо учитывать специфику российских реалий, состоящую в том, что в России, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг успешно развивается и к использованию этой формы ведения бизнеса обращается все больше предпринимателей.

Данный вид договора не имеет исторических корней в российской системе права, система таких отношений перенесена в Россию из США и Великобритании и юридически закреплена в гл. 54 ГК, именуемой «Коммерческая концессия». Договор франчайзинга вошел в научный и деловой оборот России, по существу, в последнее десятилетие.

Целью данной курсовой работы является охарактеризовать механизм коммерческой концессии, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды коммерческой концессии.

С учетом сформулированной цели нам предстоит решить следующие задачи:

1. показать природу и содержание коммерческой концессии;

2. показать историю возникновения коммерческой концессии (франчайзинга) в России и других странах;


3. проанализировать практику применения коммерческой концессии в России, опираясь на опыт дифференцированных компаний Российской Федерации, выбравших франчайзинговую систему ведения бизнеса.

Основные аспекты коммерческой концессии (франчайзинга) рассмотрены в работах Брагинского М.И. и Витрянского В.В., О.Новосельцева, С.А. Сосны и Е.Н. Васильевой.

Степень разработанности темы и актуальность тесно взаимосвязаны. Развитие коммерческой концессии - признак перехода хозяйственных отношений на более высокий уровень, а также следствие усиления конкуренции на рынке товаров и услуг. При низком уровне собственных капиталовложений правообладатель получает расширение сети своего предприятия, и новые рынки сбыта, а также распространение и признание продукции, работ и услуг, выпускаемых под его товарным знаком или знаком обслуживания. В свою очередь, пользователь франшизы получает возможность использовать известный широкому кругу потребителей товарный знак, имя и репутацию правообладателя, его специализированные знания и опыт. Пользователь получает экономию на "стартовых" затратах и поддержку правообладателя, что значительно повышает выживаемость пользователя в конкурентной борьбе.

1. Общая характеристика договора коммерческой концессии

1.1. История развития договора коммерческой концессии

История развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка (1933 г., с. 1630) указано, что «franchising» — это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 г., а «franchises» — это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии. Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в 1800-х годах для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.


Франчайзинг как особый вид отношений возник в США еще в XIX веке, однако получил широкое распространение в развитых странах Европы и Америки лишь после 1950 г. Популярность данного договора объясняется тем, что его использование, с одной стороны, позволяет расширить сферу влияния франчайзера на рынках ранее не охваченных им территорий, а с другой стороны, дает возможность для франчайзи начать новый вид предпринимательской деятельности под «именем» уже известного в данном секторе рынка лица. При этом часто франчайзеру гораздо выгоднее осваивать новые рынки (особенно иностранных государств) через франчайзи, чем использовать формы торгового представительства, поскольку обычно франчайзи, действуя под личную ответственность, проявляет гораздо большую активность, чем работник или агент.

В частности, Толковый экономический и финансовый словарь Ив Бернара и Жан-Клода Колли, переиздаваемый во Франции на протяжении 20 лет, определяет франчайзинг как «контракт, по которому предприятие за вознаграждение предоставляет другим самостоятельным предприятиям право на использование его фирменного имени и его торговой марки для продажи товаров и услуг». По сложившейся в России практике термин «франчайзинг» используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» - для определения договорных отношений (договора) между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике[1].

Считается, что первой «чистый» франчайзинг в 1863 г. начала практиковать фирма изобретателя знаменитых швейных машинок Й. Зингера. Способ продажи такого товара - это "агрессивный" продавец, способный принести товар прямо к покупателю и показать чудеса, которые эта машина может творить. Поскольку денег у компании для найма продавцов не было, молодой Зингер придумал систему, когда независимые продавцы (дилеры) могли купить право на продажу швейных машин на определенной территории. Дилеры платили 60 долларов за машину, а продавали за 125 долларов. В течение нескольких лет сотни дилеров стали богатыми людьми. Другой вехой в развитии современного франчайзинга стал 1898 г., когда молодая корпорация «Дженерал Моторс», не имеющая достаточного наличного капитала, стала привлекать независимые дилерские фирмы для сбыта своих автомобилей на территории, закрепленной за каждой из них. Дилеры должны были вложить собственный капитал, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей и тем самым поддерживать имидж фирмы-производителя. Кроме того, они обязывались не продавать на закрепленной за ними территории автомобили других производителей. Тем самым «Дженерал Моторс» расширила свою распределительно сбытовую (дистрибьюторскую) сеть способом, не требующим затрат собственного капитала. В 1899 г. франчайзинг стала практиковать корпорация «Кока-Кола».


Позднее, уже в начале ХХ в., франчайзинг в США проник в сферу розничной торговли товарами массового спроса. В частности, на его основе впервые была организована общенациональная сеть универмагов «Вулворт». Затем франчайзинг утвердился в сферах бытового обслуживания, досуга, развлечений. Возникли новые общенациональные сети и «цепочки» киосков по продаже мороженого «Баскин Роббинс», химчисток ковровых изделий, танцевальных залов А. Мюррея и другие[2].

В 1920-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик — розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).

С 1930 г. в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и соответственно увеличилась прибыль.

Когда в конце 40-х годов братья Ричард и Морис МакДональд, владельцы небольшого придорожного кафе задумались над тем, как улучшить обслуживание своих клиентов и, естественно, увеличить доход, они нашли удачный способ: сократили число позиций в меню до трех блюд, стандартизировали технологию на основе конвейерной системы и унифицировали рецептуру организации приготовления блюд. Например, гамбургеры весили ровно 1,6 унции и содержали не более 19 % жира. Служащие были одеты в накрахмаленные белые рубашки и выполняли один вид работы: одни снимали гамбургеры со сковородки, другие макали их в кипящее масло и так далее. Подобная организация повысила эффективность и снизила затраты. Единообразие "Макдональдс" создало новое поколение клиента, который точно знал, что где бы он ни был, везде у "Макдональдса" прекрасное и быстрое обслуживание и привычный ассортимент блюд[3].

Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.


Бум франчайзинга 50-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как “бизнес-формат франшизы” (Business format franchise), характерных как особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзор получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи — оттого, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.

Заметное ускорение в развитии франчайзинга в США пришлось на послевоенные годы, начиная с 1950-х. Толчком к быстрому росту наиболее популярных и распространенных форм франчайзинга в США послужили массовая автомобилизация населения, строительство густой сети высококачественных межштатных автомагистралей, возникновение постоянных мощных миграционных и туристических потоков, что потребовало создания адекватного дорожного хозяйства, авторемонтных и заправочных систем, организации индустрии отдыха, быта, размещения, питания и обслуживания десятков миллионов людей «на колесах». Именно в 1950-е годы возникли всемирно известные «империи» общепита, объединяемые такими мощными франчайзерами, как «Макдоналдс», «Кентукки Фрейд Чикан», «Севен-ап», «Вимпи», несколько позднее — «Пицца-Хат» и другие сети и «цепи» ресторанов, кафе, закусочных быстрого обслуживания. В гостиничном бизнесе широкую известность получили такие «киты» франчайзинга, как «Хилтон», «Шератон», «Холидей-инн»[4].

В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. закон о товарных знаках. Предприятие-производитель продукции, работ или услуг, имевшее среди конкурентов свои индивидуальные особенности, достаточно высокую репутацию качества обслуживания, на определенных условиях приобретало товарный знак (торговую марку). Владельцем товарного знака могли быть выданы лицензии другим фирмам на определенный отрезок времени, в течение которого владелец контролирует качество товаров или услуг, продаваемых под его товарным знаком. Продажа другим предприятиям права на использование своего товарного знака под разносторонним контролем и под защитой закона позволяла владельцу расширить границы своего бизнеса без больших капитальных и текущих затрат. Постепенно на этой основе стали складываться определенные правила ведения дел владельца товарного знака (франчайзера) с предприятиями, которые приобрели лицензии на их использование (франчайзи), т. е. складывались отношения франчайзинга.