Файл: Характеристика механизма коммерческой концессии, выявление плюсов и минусов ведения бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание обязательства, порождаемого ненадлежащим качеством товара, работ или услуг, регулируется нормами соответствующих разделов ГК и иными правовыми актами, в частности Законом о защите прав потребителей. В этой связи следует отметить, что употребляемое понятие «продукция» охватывает любые результаты коммерческой (производственной) деятельности сторон. Они представляют собой не только товар в форме вещей (т. е. объект обязательства по договору купли-продажи), но и товар в форме работ, представляющий собой действия по созданию новых материальных объектов. В обоих случаях определяющим моментом качества продукции является качество передаваемых правообладателем патентных прав (прежде всего, прав на технологию).

Таким образом ГК предусматривает ответственность правообладателя перед пользователем в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей предусмотренных законодательством и договором коммерческой концессии. ГК также предусмотрел субсидиарную и солидарную ответственность по требованиям предъявляемым к пользователю, вытекающим из договора коммерческой концессии.

В главе 54 ГК нет норм регулирующих ответственность пользователя по договору коммерческой концессии.[41] Поэтому необходимо руководствоваться общими положениями гражданского законодательства об ответственности сторон по договору.

Ответственность пользователя вытекает из его обязанностей. Поскольку пользователь по договору коммерческой концессии выступает как лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность его ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору коммерческой концессии независимо от вины.

Во-первых пользователь отвечает за невыплату или несвоевременную выплату правообладателю обусловленное договором вознаграждение.

Во-вторых пользователь отвечает за несоответствие качества производимых на основании договора товара, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг правообладателя.

В-третьих пользователей отвечает за разглашение секретов производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.

В-четвертых пользователей отвечает за передачу полученного им комплекса прав или его части в субконцессию без согласия правообладателя.

В-пятых пользователей отвечает за несоблюдение инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как этот комплекс используется правообладателем.


Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей по договору коммерческой субконцессии. Следует подчеркнуть что пользователь в данном случае отвечает не только за неправильный выбор субпользователей, но и за их действия. Устанавливая подобное правило, законодатель, по-видимому, исходил из того, что и пользователь, и субпользователи используют одни и те же права, принадлежащие правообладателю, причем первый — непосредственно, а вторые — через посредство первого. Поэтому оба способны причинить вред непосредственно правообладателю.

В случае возникновения убытков у правообладателя в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по договору коммерческой концессии пользователь обязан возместить их.

В случае неоднократного или грубого нарушения условий договора пользователем правообладатель имеет право в судебном порядке расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных досрочным расторжением договора коммерческой концессии убытков.

Таким образом пользователь отвечает перед правообладателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей вытекающих из гражданского законодательства и договора коммерческой концессии.

Пользователь также отвечает за действия субпользователей перед правообладателем по договору коммерческой субконцессии.

В данной главе я пришел к выводу что ГК предусматривает ответственность правообладателя перед пользователем в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей предусмотренных законодательством и договором коммерческой концессии. ГК также предусмотрел субсидиарную и солидарную ответственность по требованиям предъявляемым к пользователю, вытекающим из договора коммерческой концессии.

Пользователь отвечает перед правообладателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей вытекающих из гражданского законодательства и договора коммерческой концессии.

Заключение

Несоблюдение требований закона относительно регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте влечет для сторон серьезные последствия - признание договора ничтожным, как показывает судебная практика. Данное положение, закрепленное в прежней редакции ст. 1028 ГК РФ, остается неизменным и в новой концепции договора коммерческой концессии.


В соответствии с прежней редакцией п. 2 ст. 1028 ГК РФ без регистрации договора коммерческой концессии в налоговом органе договор не имел юридической силы в отношении третьих лиц. Исходя из смысла данной статьи для самих сторон (правообладателя и пользователя) договор коммерческой концессии вступал в силу с момента его подписания. В данной ситуации трудно было понять логику законодателя. Ведь пользователь, заключив договор коммерческой концессии, преследует главную цель - как можно скорее использовать в своей предпринимательской деятельности исключительные права, принадлежащие правообладателю (в том числе право на использование его фирменного наименования, что допускалось прежней концепцией договора). Но такое использование возможно лишь в отношениях с третьими лицами, и именно в этих отношениях пользователь не мог ссылаться на договор коммерческой концессии без его государственной регистрации. Аналогичная проблема возникала и при реализации ст. 1032 ГК РФ, которая обязывала пользователя информировать покупателей, заказчиков и прочих лиц наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания правообладателя в силу договора коммерческой концессии.

При этом законодатель устанавливал различные последствия отсутствия регистрации договора, в первом случае стороны не имели права ссылаться на договор в отношениях с третьими лицами, а во втором - договор считался ничтожным.

Отказ законодателя от двойной регистрации договора коммерческой концессии имеет положительное значение, поскольку разрешились проблемы, связанные с трактованием последствий отсутствия регистрации в органе, осуществляющем регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Автор пришел к выводу, что  договор коммерческой концессии должен быть прекращен вследствие:

1. Прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами.

2. Изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя и отказа пользователя от договора на этом основании.

3. Объявления в установленном порядке правообладателя или пользователя банкротом.

4. Отсутствия статуса индивидуального предпринимателя у стороны, являющейся правообладателем или его преемником. О досрочном прекращении договора необходимо уведомить другую сторону за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.


В течение срока действия договора коммерческой концессии правообладатель может уступить одно, несколько или все принадлежащие ему исключительные права третьему лицу. Сам по себе такой переход прав не является основанием для изменения или расторжения договора. В этом случае новый правообладатель просто приобретает все права и обязанности, вытекающие из ранее заключенного договора коммерческой концессии.

В случае прекращения действия одного из исключительных прав (кроме фирменного наименования), входящих в комплекс исключительных прав, переданных по договору коммерческой концессии, договор продолжает действовать за исключением тех положений, которые относятся к прекратившемуся праву.

Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров, продаваемых пользователем по договору коммерческой концессии.

По общему правилу неисполнение правообладателем или пользователем встречных обязательств перед другой стороной влечет за собой обязанность возместить контрагенту убытки, причиненные нарушением обязательства, то есть уменьшение имущественной сферы, вызванное таким неисполнением.

Случай наступления ответственности связан с фактом отказа пользователю в возобновлении на новый срок прекратившегося договора и предоставления правообладателем до истечения, установленного законом трехлетнего срока тех же прав, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, третьим лицам. Если при этом правообладатель не предложит бывшему пользователю заключить новый договор в указанный срок, он обязан возместить последнему убытки. При нарушении правообладателем трехлетнего запрета и получении вследствие этого доходов пользователь в силу п. 2 ст. 15 ГК РФ вправе требовать от него возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Список литературы

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018)
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)
  4. Батракова Н. Выбираем франчайзинг // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2014. №25.
  5. Важнейшие прецеденты ВАС РФ по договорному праву. Что учесть при заключении и исполнении договоров // Юрист. 2013.1. с.38-44
  6. Голованов Н.М. Обязательственное право: Учебник. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
  7. Гражданское право: Учебник в 3-х томах/Под ред. Рассказова Н., Толстой Ю. -М,: Проспект, 2014. С.928
  8. Гражданское право: Учебник. В 3-х частях/Отв. ред. Мозолин В.П.- М,: Проспект, 2015. С.968
  9. Гражданское право: учебник/ Алексеев С., Степанов С. И др.- М.: Из-во Проспект, 2015. С.448
  10. Егорова М.А. Современное состояние правового регулирования последствий расторжения договора //Гражданское право.2013.4.С.37-42
  11. Крючкова А.Г. Договор коммерческой концессии в современном российском законодательстве // Юрист. 2012. № 2.
  12. Курс международного торгового права. / Тынель А., Функ Я., Хвалей В. – 2-е изд. Минск.: Амалфея, 2010. – 704 с.
  13. Малышева. О.А. Договор коммерческой концессии // Право и экономика. 2015. №11.
  14. Новосельцев О. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка // Финансовая газета. 2013. № 18, 19, 21.
  15. Практический комментарий к 1 и 2 блоку изменений в ГК РФ (под ред. А.Егоров, А.Громов). М.: Юрист. 2014. С.234
  16. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.:Зерцало-М. 2012. С. 310.
  17. Рыкова И. Вопрос: В чем различие договора коммерческой концессии и дистрибьюторского договора? Какой из этих договоров предпочтительнее? // Бизнес-адвокат. 2012. № 19.
  18. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2015. – 375 с.
  19. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России / Л.Н. Ишина, Г.В. Пономаренко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. – 223 с.

  1. Гражданское право: Учебник. Ч. 3/Отв. ред. Мозолин В.П.- М,: Проспект, 2015. С.26-43

  2. Гражданское право: Учебник. Ч. 3/Отв. ред. Мозолин В.П.- М,: Проспект, 2015. С.26-43

  3. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2015. – 75 -88с.

  4. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2015. – 75-88 с.

  5. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России / Л.Н. Ишина, Г.В. Пономаренко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. – 223 с.

  6. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России / Л.Н. Ишина, Г.В. Пономаренко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. – 223 с.

  7. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.:Зерцало-М. 2012. С. 310.

  8. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.:Зерцало-М. 2012. С. 310.

  9. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018)

  10. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  11. Практический комментарий к 1 и 2 блоку изменений в ГК РФ (под ред. А.Егоров, А.Громов). М.: Юрист. 2014. С.234

  12. Практический комментарий к 1 и 2 блоку изменений в ГК РФ (под ред. А.Егоров, А.Громов). М.: Юрист. 2014. С.234

  13. Практический комментарий к 1 и 2 блоку изменений в ГК РФ (под ред. А.Егоров, А.Громов). М.: Юрист. 2014. С.234

  14. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  15. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  16. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  17. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  18. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  19. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  20. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)» от 12 августа 2015 года № 105н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 38. 19 сентября.

  21. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  22. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018).

  23. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  24. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  25. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  26. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  27. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  28. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  29. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  30. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  31. Важнейшие прецеденты ВАС РФ по договорному праву. Что учесть при заключении и исполнении договоров // Юрист. 2013.1. с.38-44

  32. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  33. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  34. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  35. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  36. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  37. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  38. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  39. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

    .

  40. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

  41. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)