Файл: Основные задачи и принципы налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Методических рекомендациях МНС России по применению гл. 25 НК дополнительно установлены значения следующих понятий:

Объекты налогового учета - имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода или налоговой базы последующих периодов.[11]

Единицы налогового учета - объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.

Показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта налогового учета.

В указанном документе предложены основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению специалистов МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 НК РФ.

К способам, утверждаемым организацией, ведения налогового учета, относятся:

* методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации;

* формы аналитических регистров налогового учета;

* определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности.

* другие решения, необходимые для организации налогового учета.

Законодательство, которое посвящено налоговому учету, систематически улучшается, совершенствуется. При всем этом законодателем предпринимаются усилия, которые направлены на уменьшение отличий между бухгалтерским и налоговым учетом. К примеру сказать, начиная с 1 января 2006 года, налогоплательщики определяют свои доходы не только на основании первичных учетных документов для бухгалтерского учета, но и на основании других документов, подтверждающих получение дохода. Данные изменения нашли отражение в ст.248 НК РФ.

Для того, чтобы подтвердить свой расход налогоплательщик имеет право использовать документы, которые оформлены не только в соответствии с законодательством РФ, но и в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были сделаны соответствующие расходы, а также документами, которые косвенно подтверждают произведенные расходы, а такие как:

  • таможенной декларацией,
  • приказом о командировке,
  • проездными документами,
  • отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.

Глава 3. Основные задачи и принципы налогового учета

Как всякая учетная система налоговый учет имеет свои объекты, цель, задачи и принципы.


Под объектами налогового учета понимаются хозяйственные операции, которые осуществлены налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, которые формируют или оказывают влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Под целями налогового учета понимается - это формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.[12]

Под внутренним пользователем информации понимается администрация организации. По данным налогового учета внутренние пользователи могут рассмотреть расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи). При уменьшение таких расходов можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.[13]

Внешними пользователями информации, которые формируются в системе налогового учета, понимаются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы обязаны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, а также осуществлять контроль над поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Устанавливают направления налоговой политики организаций.

Для выполнения всех функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета.

К методам ведения налогового учета относятся:

- это введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;

- это установление методики формирования налоговых показателей;

- это определение способов ведения налогового учета;

- это установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.[14]

Под учетной политикой организации, которая предназначается для целей налогообложения, следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.


В ходе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета, такие как:

- порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, который осуществляется налогоплательщиком;

- принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, который осуществляется налогоплательщиком;

- способы ведения налогового учета;

- технология обработки налоговой информации;

- формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета;

- организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения обязана открывать подходы организации к вопросам:

определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом;

оценки имущества нужны для определения выручки от его реализации; распределения убытков между налоговыми периодами.[15]

Налоговым кодексом РФ установлены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики:

- классификация доходов и расходов;

- порядок признания доходов и расходов;

- методы оценки сырья и материалов;

- методы оценки покупных товаров;

- методы оценки остатков незавершенного производства;

- методы оценки остатков готовой продукции;

- метод начисления амортизации;

- порядок формирования резервов;

- порядок переноса убытка на будущее;

- периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.

Соответствующим распоряжением руководителя организации утверждается принятая учетная политика. Выбранные организацией способы ведения налогового учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случае изменения налогового законодательства либо способов налогового учета. Принятой в организации учетной политикой должны руководствоваться все ее подразделения.

Выбранная налоговая политика должна быть обязательно согласована между главным бухгалтером и руководителем организации, поскольку именно они несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.

Учетная политика для целей налогообложения обязана быть отображена в документации организации как организационно-распорядительный документ. Как правило, это приказ об учетной политике организации.


налоговую учетную политику можно утвердить отдельным приказом, а можно и в совокупности с учетной политикой для целей бухгалтерского учета. Первый вариант представляется более верным, так как в гл. 21 и 25 НК РФ прямо заключается требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения.

Организация сама может выбрать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики это:

- отразить отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;

- составить для каждого налога отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.[16]

Учетная политика организации для целей налогообложения должна содержать три главных момента:

1. Организационно-технические вопросы:

- организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии; путем создания отдельного специализированного подразделения; аутсорсинг и тому подобное);

- разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организаций;

- разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров и т.д.

Если у организации-налогоплательщика имеются филиалы, представительства или иные обособленные подразделения, то в ее учетной политике нужно предусмотреть целый ряд вопросов, которые касаются взаимодействия между головной организацией и ее подразделениями:

- сроки представления данных в головную организацию;

- порядок уплаты налогов;

- порядок ведения книг покупок и продаж;

- порядок выставления счетов-фактур и т.п.;

2. Выбор способа налогового учета из нескольких возможных. Это самая важнейшая часть налоговой учетной политики.

3. Дополнительные разъяснения по ряду важных вопросов исчисления налогов, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или же не содержат определенного порядка действий.

Компетентное решение последнего вопроса поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией. Если же вдруг спор с налоговым органом перейдет в судебную плоскость, то налоговая учетная политика организации послужит серьезным доводом в ее пользу. При этом надлежит помнить, что разработка налогоплательщиком своих собственных способов или методик налогового учета возможна лишь в тех случаях, когда нормы налогового законодательства или не определены вообще, или же не допускают однозначного толкования (что нередко приводит к конфликту с налоговиками).[17]


Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ:

  • гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167 НК РФ);
  • гл. 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313 НК РФ);
  • гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339 НК РФ);
  • гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38 НК РФ).

Для изменения однажды принятой политики нужно возникновение одного из следующих ситуаций:

- изменение применяемых методов учета;

- существенное изменение условий деятельности организации;

- изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом и втором случаях изменения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не раньше момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В первых двух случаях налогоплательщик обычно добровольно изменяет учетную политику, а вот в последнем - это в обязательном порядке.[18]

Важно учесть, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений - это как уже существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем.

Главными задачами налогового учёта являются:

- создание полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;

- обоснование применяемых льгот и вычетов;

- создание полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;

- обеспечение раздельного учета при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;

- обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль над правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, налоговый учет - это такой особенный порядок учета доходов и расходов и определение момента их признания, который представляет собой механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного периода, особенный порядок формирования отложенных расходов.

Организация обязана в обязательном порядке вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль.

Систему налогового учета организации избирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения.