Файл: Основные задачи и принципы налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема - «Цель и задачи налогового учета» - сложна, интересна и в то же время очень важна, так как, одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение стабильного сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

С введением в действие Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ (25 глава НК) случилось законодательное закрепление ведения налогового учета. Налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учета и становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни организаций.[1]

Актуальность изучаемой темы содержится в том, что налоговый учет является тем базисом, на котором выстраиваются отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, так как без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют действительной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как последствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Следовательно, осуществление налогового учета является существенным видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, которая необходима для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и другой. Налоговый учет имеет свои особенности:

обеспечивает полное представление о всех операциях, которые связаны с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;

имеет главную цель - это определение момента возникновения и величины налогового обязательства;

имеет специфических пользователей - это службы налогового контроля. Взимание налогов - это такая древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в нынешней России и реформирование отношений собственности значительно повлияли на исполнение государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.[2] Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут результативно работать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.


В своей работе раскрывается понятие налоговой системы, ее цели и задачи.

Цель данной работы - раскрыть понятие и сущность налогового учета, изучить историю его становления, а также, рассмотреть ее цели и задачи.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Глава 1. Понятие и этапы становления налогового учета в России

Налоговый учет, это составная часть налоговой политики и которая обеспечивает ее реализацию. Каждая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.

Налоговый учет - система сбора и обработки всей информации как производственной, так и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления, и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Целью налогового учета является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств. Следовательно, налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством.[3]

В первый раз понятие «налоговый учет» было введено в налоговую практику в начале 1995 г., когда были распределены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. С того времени показатель прибыли, отражаемой в системе учета для статистических органов, акционеров и инвесторов, начал существенно отличаться от показателя прибыли, который принимался для начисления налога на прибыль. Также был установлен регламент формирования совокупного финансового результата в отчетном налоговом периоде и налогоплательщикам было необходимо производить перерасчеты данной суммы «для целей налогообложения».[4]

Понятие «налоговый учет» возникло с вступлением в силу 2 части Налогового кодекса РФ, 25 главы «Налог на прибыль организаций». В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ.

Требования чтобы вести специально организуемый, дополнительный учет, необходимый для расчета налогооблагаемых баз по отдельным налогам, методологией бухгалтерского учета и развивающими ее соответствующими стандартами не были предусмотрены. Тем не менее на протяжении 1990-1999 гг. предпринимались энергичные попытки введения в действие системы налогового учета.


Введение налогового учета преследовало следующие цели:

- создание более понятной и более прозрачной для налогоплательщика и налогового органа учетной системы налоговой базы;

- повышение эффективности функционирования налоговой службы в целом, в том числе и выполнения ее главной задачи - это обеспечение доходной части бюджета.

Эти изменения, которые происходили в российской налоговой системе, привели к тому, что для целей налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Немаловажным этапом развития налогового учета явилось введение в действие с 1 января 2002 г. главы 25 НК РФ, совместно с которой была законодательно установлена обязанность организаций по ведению налогового учета в целях исчисления налога на прибыль.[5]

Даже несмотря на то, что элементы налогового учета имели место по различным налогам и до введения главы 25 НК РФ, понятие налогового учета было дано только в статье 313 НК РФ.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.

Несмотря на то, что элементы налогового учета имеют место при расчете многих налогов, в соответствии с требованиями налогового законодательства налоговый учёт должен быть организован в отношении следующих налогов:

- налог на прибыль организаций;

- НДС;

- НДФЛ;

- ЕСН;

- единый налог при упрощенной системе налогообложения.

Выше сказанное разрешает утверждать, что налоговый учет имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах положена обязанность ведения учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения.[6] При этом применение налогового учета не ограничивается рамками исчисления налога на прибыль. Даже веля использовать данные бухгалтерского учета, законодатель устанавливает учесть положения законодательства о налогах и сборах, что осуществляется в рамках налогового учета. Согласно п. 1 ст. 375 гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ при определении налоговой базы имущество, которое признается объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, который утвержден в учетной политике организации. При всем том, там в п. 1 ст. 375 НК, предусмотрено ведение налогового учета - в случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанных объектов для целей налогообложения уже определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, которая исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.


Глава 2. Цели и методы налогового учета в России

Целью налогового учета является - это формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Следственно, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации.[7]

Целями и задачами налогового учета являются:

- это формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

-это обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций.

Налогоплательщик самостоятельно организуется систему налогового учета, отталкиваясь от принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета, как правило устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и другие органы не имеют права устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о том, что нужно внести изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается:

1) при изменении применяемых методов учета - это с начала нового налогового периода;

2) при изменении законодательства о налогах и сборах - это не раньше, чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Если же налогоплательщик стал осуществлять новые виды деятельности, он тоже обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.[8]


В данных налогового учета должны отражаться:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, которые учитываются для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов, которые подлежат отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций.

Доказательством данных налогового учета служат:

- это первичные учетные документы;

- это аналитические регистры налогового учета;

- это расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета, это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, которые сгруппированы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

А данные налогового учета - это данные, учитывающийся в разработочных таблицах, справках бухгалтера и других документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета полагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов налогового учета для целей налогообложения (в том числе и операций, результаты которых будут учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

И при всем этом аналитический учет данных налогового учета обязан быть так организован налогоплательщиком, чтобы он показывал порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций.[9]

Для систематизации и накопления информации предназначены аналитические регистры налогового учета, которые содержатся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.[10]

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.