Файл: Юридические лица как субъекты предпринимательского права (Особенности некоторых субъектов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее крупной представляется классификация субъектов в зависимости от видов деятельности в рамках гражданско-правового регулирования. Так, статья 2 ГК РФ указывает на возможность осуществления предпринимательской деятельности торговыми предприятиями, производственными субъектами и предприятиями сферы обслуживания. В узком смысле в зависимости от видов деятельности выделяются: субъекты аудиторской деятельности, участники игорного бизнеса, оценщики, кредитные организации и т.д. Правовое регулирование указанных субъектов отнесено к специальному законодательству[13].

По форме организации предпринимательской деятельности различаются индивидуальные предприниматели физические лица и организации юридические лица.

Все субъекты предпринимательской деятельности условно делятся по количеству субъектов, которые участвуют в предпринимательской деятельности и непосредственно присваивают полученную прибыль ⎼ это отдельные предприниматели (индивидуальные предприниматели и юридические лица) и группы предпринимателей.

Специфика правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица отражена в статье 23 ГК РФ. Такой гражданин именуется индивидуальным предпринимателем. Статьей определено, что начинать предпринимательскую деятельность гражданин может по достижении возраста, установленного статьей 21 ГК РФ, т.е. при наступлении полной дееспособности. Он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (статья 24 ГК РФ)[14]. Предпринимательская деятельность гражданина подлежит государственной регистрации. Право заниматься предпринимательской деятельностью возникает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Нужно отметить, что нормы права, определяющие статус юридических лиц, находятся в более динамичном развитии. Очередным этапом реформирования гражданского законодательства в отношении юридических лиц стал Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, внесший изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 сентября 2014 года.

Закон вносит принципиальные изменения в систему юридических лиц. Во-первых, и коммерческие и некоммерческие организации делятся на корпорации и унитарные организации, а хозяйственные общества – на публичные и непубличные. Во-вторых, оптимизированы организационно-правовые формы некоммерческих организаций: их количество сокращено, установлен их исчерпывающий перечень.


В зависимости от числа работников в организации все субъекты предпринимательской деятельности условно делятся на малые и средние предприятия. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», если средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, эти организации относятся к малым предприятиям, среди которых выделяются микропредприятия ⎼ до пятнадцати человек[15]. Средними будут считаться предприятия с численностью работников от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно.

В данной статье из-за небольшого формата раскрыты далеко не все критерии классификации субъектов предпринимательской деятельности. В научной же литературе можно встретить фундаментальные исследования самых разнообразных подходов в определении классификации предпринимательской деятельности. И каждый из них имеет право на существование.

Следует отметить, что гражданское законодательство по тематике данной статьи представлено большим количеством законодательных актов. Прежде всего это ГК РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности» и другие. К этому необходимо добавить нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации[16].

В связи с этим, можно сделать вывод: чтобы привести данную область права к единым критериям, все элементы организации предпринимательской деятельности должны быть закреплены в этаком первоисточнике законодательного регулирования, который бы четко формулировал определение прав и обязанностей каждого субъекта, понимание требований к ним.

Опыт действия норм на практике показывает, что принятие в нашем государстве единого законодательного акта является необходимым и закономерным для выработки унифицированного подхода к регулированию предпринимательской деятельности. Унификация норм и правил предпринимательской деятельности, наличие стройной системы классификации субъектов предпринимательства послужит основой для формирования целого блока норм, регулирующих их правовой статус.


2. Особенности некоторых субъектов предпринимательского права

2.1 Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательского права

В условиях установления взаимных международных экономических санкций развитие и поддержка отечественного малого и среднего бизнеса становится на сегодняшний день важнейшей приоритетной задачей внутренней экономической политики Российской Федерации. Проект «Национальная предпринимательская инициатива» реализуется Правительством Российской Федерации, всем бизнес сообществом страны, отдельными индивидуальными предпринимателями с учетом мирового опыта западных и восточных стран. Деятельность российского бизнеса должна быть направлена не только на личный успех, но и на успех страны в целом[17]. Современная экономическая ситуация в стране и в целом рыночная система экономики обуславливают объективную невозможность государства обеспечить всех граждан рабочими местами. В связи с этим государство, как общественный институт, призванный гарантировать и защищать интересы своих граждан, обязано создавать условия для того, чтобы граждане могли сами создавать для себя рабочие места. Кроме того, психологические особенности некоторых граждан таковы, что они лучше реализуют свои способности, работая «на себя», чем находясь под чьим-то руководством.[18] В то же время, не каждый гражданин может себе позволить создание юридического лица с единственным учредителем. Таким образом, реализуя свои способности в виде индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, граждане тем самым будут в первую очередь создавать для себя рабочее место. Осуществляя деятельность, индивидуальный предприниматель стремится в первую очередь к увеличению своих доходов. Рост прибыли предпринимателя, как следствие приводит к росту отчислений в бюджет, что в свою очередь способствует развитию экономики страны. Кроме того, предприниматели на определенном этапе своей деятельности создают рабочие места для других граждан. Данный факт имеет большое значение в условиях кризисной ситуации в экономике.


Гарантия единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита в равной мере всех видов собственности являются фундаментальными конституционными основами осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в России (статья 8 Конституции Российской Федерации). Важнейшей конституционной гарантией индивидуальной предпринимательской деятельности является равенство всех перед законом и судом, закреплённое в статье 19 Конституции РФ. Гарантии личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, жилища, право на защиту чести и доброго имени, право на свободу передвижения и выбор места жительства, так же являются основополагающими принципами конституционной защиты статуса индивидуального предпринимателя (статьи 22, 23, 25, 27 Конституции РФ). Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или должностными лицами, закрепленное в статье 53 Конституции РФ, является гарантией защиты индивидуального предпринимателя от произвола со стороны государства.[19]

Согласно части 1 статьи 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Главное условие, чтобы эта деятельность не была направлена на нарушение законов свободной рыночной экономики - на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Гарантиями предпринимательской деятельности так же выступают положения статьи 35 Конституции РФ, где сказано, что право частной собственности охраняется законом, каждый может иметь имущество в собственности. Можно владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом единолично и совместно с другими лицами. Лишение имущества, находящегося в собственности, возможно только по решению суда. Отчуждение имущества для обеспечения государственных нужд может осуществляться только в судебном порядке и при условии предварительного равноценного возмещения. Право наследования, так же является конституционной гарантией осуществления предпринимательской деятельности, защиты семейного бизнеса. В соответствии с частью 1 статьи 36 Конституции РФ в частной собственности может быть и земля. Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями, свободный выбор рода деятельности и профессии - являются важными конституционными гарантиями предпринимательской деятельности в соответствии с положениями статьи 37 Конституции РФ. Гарантиями осуществления предпринимательской деятельности по Конституции РФ являются так же положения статьи 44 Конституции РФ о свободе всех видов творчества и законодательной охране интеллектуальной собственности.


При осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности бизнесмен должен соблюдать этические нормы и требования закона о запрещении принудительного труда (часть 2 статьи 37 Конституции РФ). Используя наёмный труд, предприниматель должен обеспечивать условия труда соответствующие стандартам безопасности и гигиены, регулярно выплачивать вознаграждения за труд, (часть 3 статьи 37 Конституции РФ), предоставлять работникам время отдыха (часть 5 статьи 37 Конституции РФ), выполнять обязательства по социальному страхованию (статья 39 Конституции РФ). Конституционными обязанностями индивидуального предпринимателя как гражданина Российской Федерации являются: обязанность платить налоги и сборы, установленные законом (статья 57 Конституции РФ), сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обеспечивать экологическую безопасность своей деятельности и продукции (статья 58 и статья 42 Конституции РФ).

В результате проведенного исследования правового положения индивидуального предпринимателя в Российской Федерации мы можем сделать следующие выводы.

Индивидуальной предпринимательской деятельностью является деятельность гражданина, которую он осуществляет самостоятельно, на свой риск, стараясь систематически извлекать прибыль, зарегистрировавшись при этом в установленном порядке.

Особенности правового положения индивидуального предпринимателя в Российской Федерации, те привилегии, которые дает ему закон, делают данную форму деятельности граждан наиболее привлекательной, по сравнению с созданием юридического лица. Речь идёт об отсутствии стартового капитала, обязательного для регистрации предпринимателя, меньшем количестве документов, представляемых в регистрирующий орган, отсутствии обязанности вести бухгалтерский учет и других преимуществах.

Порядок приобретения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя в Российской Федерации регулируется федеральным законодательством и подзаконными нормативными актами. Л именно, законодательство о государственной регистрации состоит из норм Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

По нашему мнению существует ряд проблем организационно-правового характера индивидуальной предпринимательской деятельности в России. Так, например, закон не определяет возраст лица, начиная с которого оно может обращаться с заявлением о государственной регистрации. Кроме того, в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не прописано такое основание отказа в регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, как недееспособность и ограниченная дееспособность. Спорным является момент о невозврате госпошлины в случае отказа в государственной регистрации. Проблемным так же является вопрос о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. Это связано с тем, что перед обращением в регистрирующий орган предпринимателю следует совершить ряд процедур (расчеты с фондами, с налоговой, закрытие счетов и др.), которые в целом усложняют данную процедуру и прописаны в различных правовых актах[20].