Файл: Виды договоров( Понятие публичного договора и его содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридической основой косвенного публичного управления служит административно-правовой договор, под которым следует понимать формально дозволенное для реализации управленческих функций соглашение субъектов публичного права об установлении, изменении либо прекращении взаимных прав и обязанностей, которое предполагает наличие у стороны, представляющей публичную власть, определенных публичных прерогатив при его заключении, исполнении и прекращении.

3. Концессионное соглашение, при всей специфике его моделей, используемых в законодательстве разных стран, характеризуется наличием у государства как концедента определенных административно- контрольных полномочий и иных публичных прерогатив, что дает основания относить его к косвенной форме публичного управления. В этом качестве концессиональное соглашение являет собой административно-правовой договор государства или муниципального образования в лице уполномоченных органов, с частными предпринимателями, имеющий своим предметом предоставление частному предпринимателю прав пользования публичным имуществом либо прав на осуществление деятельности, направленной на реализацию определенной публичной функции.

4. Определенны отличительные признаки концессионного соглашения как административно-правового договора; которые выражаются в том, что эти соглашения:

а) оформляют отношения между неравными по статусу субъектами — публично-правовым образованием в лице компетентных органов и частными лицами, что проявляется в ряде обязательных пунктов соглашения;

б) заключаются только на объекты публичной собственности, что отличает концессию как форму косвенного управления от гражданско-правового договора коммерческой концессии (франчайзинга):

в) подлежат регулированию специальным законодательством, основанным в первую очередь на публично-правовых методах;

г) предмет публичного интереса в концессионном соглашении выражается в признании за концедентом определенных односторонних прав;

е) публично - правовой характер концессионного соглашения проявляется также в том, что оно может быть заключено только в соответствии с типовыми концессионными соглашениями, утвержденными административным актом концедента.

5. Модель концессионного соглашения, установленная действующим российским законодательством, характеризуется минимизацией публично- правовых элементов, что, однако, не дает оснований рассматривать его конструкцию как гражданско-правовую. Ей присущи все базовые признаки административно-правовой модели концессионного договора, используемой в законодательстве европейских странах. В то же время ей свойственно ограничение односторонних прав и, преимуществ концедента, предоставляемых для защиты и обеспечения публичных интересов. Из всех этих прав российское законодательство предоставляет только право концедента осуществлять контроль за исполнением концессионного соглашения.


6. Юридическая конструкция концессионного соглашения как разновидности административного договора включает следующие основные элементы: цель, стороны, предмет, объект соглашения, условия. Выделение этих элементов позволяет построить теоретическую модель концессионного соглашения и выявить ее специфику в российском законодательстве в сравнении регулированием концессионных отношений в зарубежных странах. Эта специфика проявляется главным образом в особенностях регулирования правового статуса сторон, в. определении круга объектов соглашения, объема условий, выходящих за рамки гражданского права, характера юридической ответственности за нарушение договорных условий.

Анализ действующих правовых норм в российском и зарубежном законодательстве приводит к выводу о необходимости введения понятия «административно-правовой режим концессионного соглашения», под которым следует понимать установленный правовыми нормами- порядок осуществления концедентом в лице уполномоченного органа публичной власти предоставленных ему специальных прав и обязанностей, неизвестных правовому режиму гражданско-правовых договоров и направленных на обеспечение публичных интересов в процессе реализации концессии. Административно-правовой режим - атрибут концессионных соглашений как формы косвенного публичного управления. Он характеризует все три стадии концессионного процесса:

а) стадию заключения концессионного соглашения,

б) стадию исполнения концессионного соглашения,

в) стадию прекращения концессионного соглашения.

Административно-правовой режим концессионных соглашений по российскому законодательству характеризуется как либерельный, лишающий концедента целого ряда важных прерогатив. В странах с развитым концессионным законодательством эти прерогативы концедента как представителя, выразителя и гаранта публичного интереса достаточно широки и при необходимости позволяют обеспечить приоритет публичного интереса над частным. Наличие этих прерогатив дает возможность рассматривать такой административно-правовой режим концессионных соглашений как консервативный, направленный на обеспечение и охрану публичного интереса^ от возможных угроз в процессе исполнения договора. Консервативный правовой режим этих соглашений - лучшее средство защиты публичной собственности от злоупотреблений со стороны частных бизнес-структур. В современной России это вопрос нельзя считать окончательно решенным, ибо либеральный правовой режим концессии, установленной действующим законодательством, таит определенные угрозы публичным и национальным интересам.


Устранение дисбаланса публично-правовых и частно-правовых начал в российском Законе о концессионных соглашениях возможно посредством конкретизации прав концедента и предоставление ему, помимо полномочий контроля, еще ряда публичных прерогатив, в частности, права осуществлять секвестр концессии и права досрочного выкупа [10, с. 373].

Глава 2 Организационный договор – понятие, содержание и практика применения

2.1 Организационные соглашения – понятие и предмет договора

М.В. Карпычева утверждает, что специфика банковской деятельности такова, что зачастую юридические службы банка вынуждены анализировать не только договоры, одной из сторон по которым выступает сама кредитная организация, но и договоры, которые заключают клиенты банка с третьими лицами. В связи с этим представляет интерес рассмотрение особенностей применения, конструкции предварительного договора, учитывая, что и банк, и его клиенты могут выступать его стороной.

Как показал анализ судебной практики, за последние годы увеличилось количество споров, связанных с разрешением конфликтов при заключении и исполнении так называемых организационных соглашений (договоров), фиксирующих предварительные договоренности, достигнутые на переговорах, и определяющих дальнейшие действия сторон в целях заключения основного соглашения или совершения основного действия. В качестве подобных соглашений могут выступать протоколы о намерениях, письма и предварительные договоры.

Действующее законодательство в некоторых случаях придает подобным документам определенное правовое значение. Так, при толковании условий договора в соответствии с ч. 2 ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае невозможности определения содержания договора должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору деловую переписку и переговоры, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.


Если же стороны предполагают более формализованно закрепить достигнутые договоренности, то ГК РФ для такого случая предлагает конструкцию предварительного договора, которым устанавливается обязанность сторон, его подписавших, заключить в будущем основной договор.

Рассматривая указанный вопрос, необходимо отметить, что ГК РФ содержит всего лишь несколько специальных правил относительно содержания, порядка заключения, исполнения и прекращения предварительного договора, изложенных в ст. 429 гл. 27 ГК РФ. Именно такое положение данной статьи позволяет применять ее нормы в качестве специальных не только ко всем разновидностям договоров, описанных в части второй ГК РФ, но и к нормам гл. 28 и 29 ГК РФ, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения договора.

Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство норм ГК РФ о предварительном договоре являются императивными и, следовательно, подлежащими обязательному применению, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен учитывать обязательные для сторон правила, установленные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 23.11.2007) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации) и правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения [9, с. 487].

Предмет предварительного договора. Предметом предварительного договора является обязательство сторон по поводу заключения в будущем договора о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основного договора) на условиях, предусмотренных предварительным договором (п. 1 ст. 429 ГК РФ). Сам по себе предварительный договор не является договором о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг

Предварительный договор - это организационный договор, содержащий условия, позволяющие установить предмет и другие существенные условия основного договора (п. 3 ст. 429 ГК РФ), и устанавливающий порядок заключения основного договора.

На момент заключения предварительного договора должны быть согласованы все существенные условия основного договора, такие как: условия о предмете договора, условия, которые указаны в Законе о государственной регистрации или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 3 ст. 429; п. 1 ст. 432 ГК РФ).

В ином случае возможность заключения основного договора будет зависеть не от волеизъявления и действий сторон при наступлении соответствующего срока, а от иных обстоятельств. Поэтому принять на себя обязательство о передаче в будущем имущества в субаренду может только лицо, являющееся арендатором Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет


Если же стороны при заключении предварительного договора не заявили о необходимости согласования каких-либо условий договора, предусмотренных диспозитивными нормами ГК РФ, то применяется соответствующая диспозитивная норма, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Данное правило исключает не только необходимость, но и саму возможность согласования дополнительных условий.

Таким образом, после заключения предварительного договора стороны уже знают содержание всех существенных условий основного договора, и согласование в дальнейшем дополнительных условий не требуется. Данное положение предопределяет характер и последовательность действий сторон после заключения предварительного договора.

Именно поэтому в случаях, когда одна из сторон, заключивших предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, ГК РФ устанавливает такой способ защиты, как обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 5 ст. 429, п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Доктринально признается, что предварительный договор являет собой случай исключения из общего правила о свободе договора, поскольку допускает возможность требовать заключения договора в обязательном порядке.

Данный вывод базируется на нормах п. 1 ст. 421 ГК РФ, допускающих понуждение к заключению договора в случаях, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законодательно или добровольно принятым обязательством. Именно последний случай - добровольно принятое на себя обязательство заключить основной договор - является основанием для понуждения уклоняющейся стороны к заключению основного договора.

Если бы сторона договора выражала несогласие с его условиями, то данный спор имел бы преддоговорный характер и в суде рассматривался бы не вопрос о понуждении заключить договор, а спор относительно разногласий по условиям договора (см. п. п. 1 - 3 ст. 445, ст. 446, ст. 507 ГК РФ) [7, с. 416].

2.2 Практический аспект организационных договоров в предпринимательской сфере

При классификации торговых договоров были выделены организационные договоры. Это самостоятельный тип договоров торгового и гражданского права, включающий в себя широкую группу разнообразных договоров. Впервые на необходимость выделения этих договоров указал С.С. Алексеев в статье 1966 года. Объективное существование правовых явлений не зависит от того, урегулированы они в законе или нет (те же меры оперативного воздействия). Утверждение о неурегулированности организационных договоров неверно. Транспортные уставы и кодексы регулируют договоры об организации перевозок + ст.798 ГК. В различных законах есть положения об организационных договорах.