Файл: Виды договоров( Понятие публичного договора и его содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вычленить чисто орг договоры можно по предмету и по цели.

Предмет: это взаимосвязанные действия по упорядочению взаимоотношений сторон, созданию условий и возможностей для осуществления необходимых действий.

Цель: любой имущественный договор имеет целью получение имущества или иного блага; в отличие от этого, цель организационных договоров – создание организационных предпосылок последующей деятельности, координация и согласование последующих операций.

Т.о., организационные договоры изначально рассчитаны на последующий учет, восприятие предусматриваемых в них положений в деятельности сторон в целом или в отдельных имущественных договорах. Отсюда ряд отличит черт организационных договоров. Т.к. они направлены на регламентацию будущей деятельности сторон, они, как правило, носят бессрочный характер, заключаются на неопределенный срок или являются долгосрочными. Только в редких, установленных в законе случаях они заключаются на 1 год (договор автомобильной перевозки).

Организационные договоры регулируют имущественные отношения, но на уровне не единичного общества, а в определенной их совокупности. Это значит, что организационный договор предусматривает общие правила деятельности по заключению, определению содержания и исполнения всего множества отдельных обязательств в пределах его срока. Поэтому важно использование такой функции договоров, как создание условий для последовательного совершенствования взаимоотношений сторон. Здесь надо различать два способа такого совершенствования:

1) установление условий, подлежащих учету и исполнению в отдельных договорах; это условия об улучшении качества, обновлении ассортимента, совершенствовании тары и упаковки, способа доставки и др.;

2) включение непосредственно в организационный договор условий о совершенствовании взаимосвязанной деятельности; это может быть условие о переходе поставщика на новую технологию изготовления товара, условие об оборудовании клиента, погрузочной площадки дополнительными механизмами.

Можно в организационном договоре предусмотреть обязанность клиента оборудовать площадку новыми механизмами, в течение 3 дет установить 2 подъемных крана, другие погрузочные механизмы. Это будет условие 2) – взаимосвязанная деятельность. В этих случаях организационный договор приобретает некоторые элементы имущественного договора, но это только внешний вид, т. к. общая цель (организация взаимосвязанной деятельности) – остается неизменной. И такие условия носят односторонний характер, т. е. не предполагают возмездности и все остается в собственности стороны, которая устанавливает, например, какое-либо оборудование. Природа договора определяется общей целью, а не сопутствующими обязанностями [4, с. 388].


Может возникнуть впечатление о вспомогательной роли организационных договоров по отношению к имуществ договорам. Это не так. У организационных договоров своя ценность, с помощью них достигается цель повышения организованности взаимосвязанной деятельности, что дает экономический эффект.

Виды организационных договоров:

1) учредительные договоры: правовая основа образования юридических лиц, т. к. усилия сторон направлены на организацию юридического лица;

2) договоры об образовании контрактных объединений (договоры между звеньями холдинга о принятии управленческих решений…).

Хотя эти договоры имеют чисто организационное содержание, гражданское право не говорит, что они регулируют неимущественные отношения. Договоры на организацию перевозок грузов прямо названы в законах организационными. Содержанием таких договоров является определение порядка и условий перевозки грузов. Устанавливаются общие условия договоров перевозки и предусматриваются обязанности по совершенствованию деятельности взаимосвязанной деятельности сторон.

Соглашение о межрегиональных поставках между органами исполнительной власти различных регионов: в них определяются общие условия договоров поставки, которые должны быть заключены предпринимательскими организациями во исполнение данных межрегиональных соглашений. Вертикальные организационные договоры: это договоры, заключаемые ОИВ и ОМСУ, с одной стороны, и производственными и торговыми фирмами, с другой стороны. Эти договоры носят пограничный характер между частным и публичным правом. Их нередко называют в литературе управленческими и административными договорами. Но по содержанию они являются организационными.

В отношении исполнительных органов и производственных фирм эти договоры могут предусматривать:

- 1) обязанность сохранения производства или выпуск определенных видов товаров, необходимых для социально-незащищенных слоев населения;

- 2) сохранение уровня цен на товары для таких покупателей;

- 3) установление кооперационных связей по поставкам необходимых ресурсов другим предприятиям в своем регионе.

Договоры ОИВ с торговыми фирмами: в них могут предусматриваться обязанности обеспечения наличия в магазинах товаров определенного ассортимента, требующихся населению; продажа товаров со скидкой с цены социально-незащищенным слоям населения; обязанность магазина принимать на реализацию товары от местных производителей, от агрофирм, от производственных кооперативов. Это создаст благоприятные возможности для торговой деятельности в регионе.


Владельцы предприятий сами или через свои ассоциации должны добиваться от власти подобных условий, оказания помощи в производстве и торговле. Для самих органов власти добиться исполнения условий организационных договоров проще простого. У власти значительные ресурсы, чтобы поспособствовать выполнению производителями и торговцами условий договора. Обмен на определенные блага со стороны власти – эквивалент.

Местная власть может предоставить участки земли для размещения торговых площадей (удобные или отдаленные, на которые имеются коммуникации и электричество, тепло, вода или участки, где всего этого нет). Предоставление этих благ является стимулом для организаций, чтобы стремиться заключать организационные договоры. Т. о., через такие договоры можно добиться во много раз большего в развитии производства и торговли (придвинуть остановку ближе на 200 метров, например). Через такие организационные договоры местные власти могут получить для себя деньги на местные нужды за счет увеличения объемов производства и торговли посредством организационных договоров. В чем трудность: организационные договоры, особенно вертикальные, оказались бесхозяйными в правовом смысле – ни гражданское, ни административное право их не признают, только упоминают. Нет примерных форм и методик их заключения. В результате этот потенциал вообще не используется властями для содействия экономике и торговле. Таким образом, опять вся нагрузка ложится на юристов [6, с. 391].

Заключение

В условиях изменения роли государства в управлении социально-экономическими процессами все большее значение приобретает поиск организационно-правовых форм, альтернативных прямому государственному управлению, и отвечающих вызовам современного этапа общественного развития. Одной из таких форм выступает государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), которое представляет собой механизм согласования интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности в рамках реализации общественно значимых проектов, направленных на достижение целей публичного управления. Этот механизм позволяет привлечь к развитию социально-экономической сферы дополнительные ресурсы, направить усилия предпринимательского сектора на решение важных для общества социально-экономических задач при сохранении за государством его неотъемлемых прерогатив и функций. В силу этого, в настоящее время, данному механизму на государственном уровне уделяется самое пристальное внимание, что обусловливает практическую актуальность темы исследования.


Одной из наиболее результативных форм ГЧП, как показывает опыт современных государств, является концессия, призванная в качестве инновационного механизма обеспечить эффективное управление публичной собственностью. В рамках концессионной модели управления государство уходит от конкретных проблем прямого управления строительством (реконструкцией) и эксплуатацией объектов публичной собственности. Оно передает частному предпринимателю права на осуществление этой деятельности в публичном секторе и делегирует часть экономических, организационных и управленческих функций, сохраняя за собой административно-контрольные полномочия. В рамках концессии государство выступает, прежде всего, как орган публичной власти и передает предпринимателю не только часть своих правомочий как собственника, но и на основе властного акта — прежде всего часть своих публичных функций. Соответственно, источником переданных в концессионном соглашении предпринимателю государством прав является в первую очередь его прерогатива как органа публичной власти, а не статус собственника.

Определение и характерные особенности публичного и организационного договора:

Публичным является договор, в котором одна сторона - предприниматель взяла на себя обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг каждому, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и т.п.).

Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы. 

Предприниматель не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другим в отношении заключения публичного договора, если иное не установлено законом. 

Организационный договор — это соглашение об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, определяющее процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повышение эффективности этой деятельности.

Определение сущности организационных договоров представляет известную сложность. Дело в том, что организационные договоры могут служить вспомогательной частью "основных" имущественных договоров, хотя организационные вопросы выходят в них на первое место. Наряду с этим организационные договоры могут быть обособлены от имущественных, выполняя самостоятельные функции в организации взаимоотношений субъектов торговой деятельности.