Файл: Виды договоров( Понятие публичного договора и его содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В условиях изменения роли государства в управлении социально-экономическими процессами все большее значение приобретает поиск организационно-правовых форм, альтернативных прямому государственному управлению, и отвечающих вызовам современного этапа общественного развития. Одной из таких форм выступает государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), которое представляет собой механизм согласования интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности в рамках реализации общественно значимых проектов, направленных на достижение целей публичного управления. Этот механизм позволяет привлечь к развитию социально-экономической сферы дополнительные ресурсы, направить усилия предпринимательского сектора на решение важных для общества социально-экономических задач при сохранении за государством его неотъемлемых прерогатив и функций. В силу этого, в настоящее время, данному механизму на государственном уровне уделяется самое пристальное внимание, что обусловливает практическую актуальность темы исследования.

Одной из наиболее результативных форм ГЧП, как показывает опыт современных государств, является концессия, призванная в качестве инновационного механизма обеспечить эффективное управление публичной собственностью. В рамках концессионной модели управления государство уходит от конкретных проблем прямого управления строительством (реконструкцией) и эксплуатацией объектов публичной собственности. Оно передает частному предпринимателю права на осуществление этой деятельности в публичном секторе и делегирует часть экономических, организационных и управленческих функций, сохраняя за собой административно-контрольные полномочия. В рамках концессии государство выступает, прежде всего, как орган публичной власти и передает предпринимателю не только часть своих правомочий как собственника, но и на основе властного акта — прежде всего часть своих публичных функций. Соответственно, источником переданных в концессионном соглашении предпринимателю государством прав является в первую очередь его прерогатива как органа публичной власти, а не статус собственника.

Степень научной разработанности темы исследования. Использование концессии как формы косвенного публичного управления является многогранной проблемой, которая включает в себя вопросы, касающиеся роли и функций государства как концедента, прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности как концессионеров, применения публично-правовых и гражданско-правовых форм для упорядочивания концессионных отношений и др.


Объектом исследования, явились общественные отношения, возникающие в сфере публичного управления и организационных договоров направленные на обеспечение публичного интереса использования публичного имущества и повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям.

Предметом исследования стали нормы российского законодательства, регулирующие концессионные отношения в сфере публичного управления и организационных договорных форм взаимодействия.

Цель курсового исследования состоит в разработке концептуальных основ публичного и организационных договоров.

Реализация общей цели обусловила, необходимость решения следующих конкретных задач:

- провести исследование концептуальных подходов к восприятию содержания публичных и организационных договоров;

- раскрыть юридическую природу публичных и организационных договоров;

- с использованием различных методов сравнительного правоведения исследовать особенности публичных и организационных договоров;

- подвести итоги курсового проектирования.

Гипотеза. Сфера жизни, охватываемая рассматриваемым договором, - одна из важнейших в жизни человека. Решение вопросов публичного и организационного регулирования традиционно является и одной из основополагающих задач Российского государства, при этом цели правового регулирования в указанной сфере зачастую имеют противоположную направленность.

Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов и приемов познания. Из общенаучных методов набольшее применение получили диалектический и системно-структурный методы; из частнонаучных: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования (построения юридических конструкций) и др.

Теоретической базой исследования явились труды таких отечественных и зарубежных теоретиков права, административистов и цивилистов, как: С.С. Алексеев, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, М.И. Брагинский, Ж. Ведель, В.В. Витрянский, М.И. Кулагин, В.П. Мозолин, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов, Е.А. Суханов, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, Фрейтас Амарал, А.Ф. Черданцев, Эскин Палоп Каталина и др.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней положения и выводы могут быть полезными для углубления и систематизации знаний.

Структура работы: введение, тематические главы (всего две главы), заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.


Глава 1 Публичный договор – соглашение с административными органами государства

1.1 Понятие публичного договора и его содержание

В.М. Шерстюк указывает, что публичным является договор, в котором одна сторона - предприниматель взяла на себя обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг каждому, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и т.п.).

Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы. 

Предприниматель не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другим в отношении заключения публичного договора, если иное не установлено законом. 

Предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг). В случае необоснованного отказа предпринимателя от заключения публичного договора он должен возместить убытки, причиненные потребителю таким отказом. 

Актами гражданского законодательства могут быть установлены правила, обязательные для сторон при заключении и выполнении публичного договора. 

Условия публичного договора, которые противоречат части второй этой статьи и правилам, обязательным для сторон при заключении и выполнении публичного договора, являются ничтожными.  Комментарий:  Публичный договор является одним из самых распространенных видов договоров. Перечень сфер, в которых может применяться публичный договор, предоставленный в части 1 комментируемой статьи, является приблизительным и не может быть исчерпывающим. В то же время предметом договора могут быть любые действия, которые должна совершать соответствующее лицо - предприниматель по характеру своей деятельности.

Заключая публичный договор, предприниматель, по общему правилу, не имеет права предоставлять преимущества любому, кроме тех лиц, которые имеют право на такие преимущества по закону. Следовательно, цена на товары или услуги по публичному договору устанавливается одинаковая как для физических лиц, так и для юридических лиц - потребителей таких товаров или услуг. Однако некоторые законодательные акты устанавливают перечень льгот в отношении определенных категорий потребителей.


Если у предпринимателя есть возможность предоставления определенного товара или услуг, выполнения определенного вида работ, то ЦК запрещает ему отказываться от заключения публичного договора.

Гражданским законодательством РФ могут быть установлены правила, которые являются обязательными для сторон при заключении и выполнении публичного договора. Такие правила могут иметь форму типовых договоров. Типовые формы договоров обеспечивают одинаковое оформление договорных отношений [12, с. 54].

Однако практика регулирования публичных договоров требует вмешательство, а именно:

- установление специфических черт публичного договора, которые отличают его от других договоров и свидетельствуют о его самостоятельный юридический характер. К ним автор предложил отнести: предмет договора, субъектный состав, особый характер деятельности стороны, осуществляющей предпринимательскую деятельность в публичном договоре.

- предложение определений особенности деятельности предпринимателя, которая заключается в создании для последнего обязанности осуществлять продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг в отношении неопределенного круга лиц на одинаковых условиях за исключением случаев, установленных законодательством. Осуществления такой предпринимательской деятельности предложено определять как "публичная деятельность". Усовершенствована специфические черты предпринимательства, которые дают возможность определять "публичность" деятельности предпринимателя.

- на основе выявления особенностей "публичной деятельности" предпринимателя как необходимого признака публичного договора обосновано и предложено новое понятие сторон публичного договора. Сторонами публичного договора могут выступать со стороны обязанной стороны - юридические лица - предпринимательские и непредпринимательские общества, физические лица-предприниматели. Потребителями могут выступать любое физическое или юридическое лицо, а также государство Украина, Автономная Республика Крым и территориальные общины с учетом их специфического статуса.

- дальнейшее развитие определения понятия принципа равенства условий, соблюдение которых является необходимым условием правомерности заключения публичного договора. Он заключается в установлении равных цен, ассортимента, качества товаров (услуг, работ) для всех потребителей в публичном договоре, кроме тех, которым предоставлены льготы согласно законодательству.

- дальнейшее развитие положения о рассмотрении публичного договора как обязательства, по своей правовой природе объединяет диспозитивные и императивные принципы права, применение которых обусловлено неравенством сторон публичного договора.


- на основе анализа предмета публичного договора обоснованно нецелесообразности его расширительного толкования. В перечень видов деятельности, осуществление которых возможно в режиме публичного договора, следует относить только продажа товаров, предоставление услуг и выполнение работ.

- в результате исследования оснований ничтожности отдельных условий публичного договора предложено ввести на законодательном уровне альтернативный способ защиты прав потребителя в публичном договоре, предоставив ему право требовать приведения условий договора в соответствие с требованиями закона и / или аналогичного договора у того же предпринимателя. С целью соблюдения законности заключения и выполнения публичного договора предложено предусмотреть соответствующее право и за предпринимателем.

- на основании сравнительного анализа публичного договора и договора присоединения получили дальнейшее развитие положения о возможности их одновременного применения к конкретному договору.

- определение критериев, по которым возможна классификация сделок, на которые распространяется "режим публичного договора". К ним отнесены: прямое указание в законодательстве на публичность договора, монопольное положение предпринимателя на рынке и осуществления предпринимателем "публичной деятельности".

- развития позиции исследователей, согласно которой экономическое неравенство сторон влияет на соотношение прав и юридических обязанностей субъектов договора, что, в свою очередь, влияет на механизм заключения и правовые последствия нарушения требований законодательства относительно публичного договора [11, с. 62].

1.2 Концессионное соглашение как разновидность публичного договора

По данным Е.А. Суханова в теории гражданского права необходимо последовательно разграничивать формы прямого и косвенного управления публичной собственностью, общественно-значимыми (публичными) работами и предоставляемыми публичными услугами. Под прямым управлением следует понимать основанное на односторонних административно-правовых актах организационное обеспечение или/и непосредственное осуществление этих работ и услуг самими уполномоченными государственными и муниципальными органами, учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями. Косвенное управление предполагает возложение на договорной основе деятельности по осуществлению публичных работ (строительству или эксплуатации) или предоставлению публичных услуг на частных предпринимателей с передачей им части организационных и управленческих функций, но с сохранением за государством административно-контрольных полномочий.