Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Личностные деформации профессионала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональная деформация личности -- это объективное явление, негативные эффекты которого могут быть элиминированы только посредством других, непрофессиональных факторов (социализации, воспитания и т. п.). Это процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенного профессионального труда, на личностные свойства целостной индивидуальности работника-профессионала.

В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Среди факторов профессиональных деформаций надо выделять общие и частные. К общим факторам относятся объективное разделение социального труда и принципиальная ограниченность внутренних ресурсов отдельного человека-деятеля.

Психологический механизм профессиональной деформации может адекватно анализироваться как процесс согласования, борьбы или конфликта между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения определенных деятельностных и этических норм применительно к особенностям конкретной ситуации. Ошибочные действия этого механизма проявляются в неадекватном переносе сугубо деятельностных норм как регуляторов активности профессионала в подпространство «жизни его личности» -- сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других профессиональных цехов и мировоззрений.

Субъект является носителем особых деятельностных норм: технологии своего труда, планов, программ, методов и методик, подходов к работе, специальной орудийной, «средственной» оснастке, профессионального жаргона. Личность является носителем других норм: общеэтических, трудовых и сугубо профессиональных.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы:

• физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);

• аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/ деперсонализация);

• поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).


Ученые попробовали определить эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс:

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»): работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом, однако по мере продолжения [рабочих] стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным;

2. Вторая стадия («недостаток топлива») – появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации человек может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью;

3. Третья стадия (хронические симптомы) – чрезмерная работа без отдыха, особенно у «работоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера);

4. Четвертая стадия (кризис) – развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены») – физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни. У человека появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Перед этими стадиями ,конечно, должна быть нулевая стадия. Назовём её условно «интерн». Это любой молодой специалист, который находится в состоянии стресса от новизны ситуации, от навалившихся на него обязанностей и степени ответственности.

Б.Перлман и Е.Хартман представляют четыре стадии эмоционального выгорания:

– напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Ожидания, потребности и ценности у всех людей разные. Кого-то будет устраивать маленькая зарплата и работа с 8 до 17.00. Зато он будет социально защищён. Но большинству людей просто необходима достойная оплата его труда, удобный режим работы, хороший коллектив и т.д. и т.п. Этот список можно продолжать бесконечно. Много ли среди ваших знакомых работников кому нужен карьерный рост, например. По-моему такое качество, как амбициозность , вообще перестало встречаться. Или это исключительно белорусская черта: терпение? Зачем терпеть старую работу и идиота-начальника? Можно же найти новую. Всегда можно. Страх и трусость. Мнимая защищённость.


И другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания;

– сильные ощущения и переживания стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных;

– реакции основных трех классов (физиологические, аффективнокогнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях;

– эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия – определенного физического или психологического дискомфорта. Эта стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Немецкий психолог М.Буриш (1994) полагает, что развитие синдрома эмоционального выгорания идет таким образом: сначала возникают значительные энергетические затраты – как следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. М. Буриттт выделяет следующие стадии или фазы.

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:

• чрезмерная активность;

• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;

• ограничение социальных контактов

б) Истощение:

• чувство усталости;

• бессонница;

• угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

• потеря положительного восприятия коллег;

• переход от помощи к надзору и контролю;

• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям.


Можно привести пример работы преподавателя. Сначала молодой педагог хочет добиться, чтобы у всех были отличные отметки, затем- хотя бы положительные, а в последней стадии становится равнодушным уже и к двойкам.

б) По отношению к остальным окружающим:

• отсутствие эмпатии;

• безразличие;

• циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности:

• нежелание выполнять свои обязанности;

• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:

• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

• чувство переживания того, что другие люди используют тебя;

• зависть.

3. Эмоциональные реакции

а) Депрессия:

• постоянное чувство вины, снижение самооценки;

• безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия:

• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;

• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;

• подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения а) Сфера интеллекта:

• снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;

• ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

• отсутствие собственной инициативы:

• снижение эффективности деятельности;

• выполнение заданий строго по инструкции,

в) Эмоционально-социальная сфера:

• безразличие, избегание неформальных контактов;

• отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;

• избегание тем, связанных с работой;

• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета

• неспособность к релаксации в свободное время;

• бессонница, сексуальные расстройства;

• повышение давления, тахикардия, головные боли;

• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка

• чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

• экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу, сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. Но давайте порассуждаем. Ведь от работы зависят все. И только в идеале всех устраивает материальная компенсация ( зарплата) за весь тот негатив ,который возникает на работе. Не могут же все 100% работающих людей находиться в экзистенциальном отчаянии. Может, чтобы не выгорать, не надо так сильно гореть?


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ЛИЧНОСТИ

Понятие «выгорания» обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого его длительной включенностью в профессиональные ситуации, связанные с особыми эмоциональными нагрузками.

Т.к я работаю медицинской сестрой,то меня заинтересовали исследования симптомов профессионального выгорания среднего медицинского персонала.Для исследования профессионального выгорания у медицинских сестёр была использована методика, разработанная американскими психологами К.Маслач и С.Джексон, адаптированная Н.Е.Водопьяновой. Давая характеристику симптомов профессионального выгорания среднего медицинского персонала, отметим следующее: наблюдается некоторое снижение значимости собственных достижений, негативное отношение к своей работе, снижение самооценки, снижение профессиональной мотивации.Как результат-снижение продуктивности, удовлетворения от работы, утрата веры в свои профессиональные возможности. Средние значения эмоционального истощения, которая выступает как основная составляющая «профессионального выгорания» ,могут говорить о некотором снижении эмоционального тонуса и утрате интереса к окружающему. Возможны обратные реакции: эмоциональное перенасыщение, агрессивные реакции, вспышки гнева и появление симптомов депрессии.Медицинские сестры испытывают чувство усталости, не проходящее после ночного сна и даже после некоторого отпуска( выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, но по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.Уровень деперсонализации, проявляющийся в повышении значимости от других или, наоборот, негативизме, циничности чувств и установок по отношению к пациентам, тоже можно оценить как близкий к высокому уровню выгорания. Медицинские сестры используют отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе ( изменение своего сострадания к пациенту через эмоциональное отстранение). Он является необходимым механизмом психологической защиты в процессе профессиональной адаптации. Анализируя результаты связи возраста и показателей профессионального выгорания по данной выборке, можно сделать вывод, чем старше сотрудники, тем больше проявления тревоги и депрессии и эмоционально-нравственной дезориентации. Это можно объяснить тем, что с возрастом может нарастать чувство собственной беспомощности ,заключающееся в снижении быстроты реакции в особо осложненных рабочих ситуациях, которое приводит к чувству переживания своей некомпетентности, утрате профессиональных качеств при котором персонал может испытывать сильное чувство вины, вследствие чего медсестра начинает болезненно реагировать на складывающиеся ситуации, возникающие в процессе выполнения своих обязанностей. Это приводит к неудовлетворенности своей работой и собой из-за чего утрачивается должное эмоциональное отношение к своим пациентам, может нарастать и тенденция к негативному, нередко даже скрытно-агрессивному отношению к своим пациентам, общению, которое при эмоционально-нравственной дезориентации происходит в односторонней коммуникации (направлении) путём критики, оценок, давления, а также грубости и отсутствия должного внимания.На наш взгляд заслуживает внимания полученная положительная связь ( на высоком уровне значимости) оценки возможности реализации мотивов сотрудников с показателем редукции профессиональных обязанностей. Чем выше сотрудник оценивает свои мотивационные возможности и эффективность, чем больше включен в достижение результата, тем меньше проявления синдрома выгорания. При этом необходимо учитывать возраст и стаж в организации, т.к. у молодого специалиста в начале своей профессиональной карьеры отмечается некоторый психологический стресс, ощущение напряжённости в отношении собственных достижений или успехов, что в последующем может привести к заниженной самооценке и снижению значимости своих действительности достигнутых результатов.Все мы знаем известный сериал «Интерны», где показано в каком постоянном состоянии стресса находятся молодые специалисты в самом начале своей профессиональной деятельности. Можно себе только представить в каком эмоциональном истощении будет находится их нервная система в конце интернатуры, не говоря уже о двадцати-тридцати-сорока годах стажа.Таким образом, гипотезы о взаимосвязи симптомов профессионального и эмоционального выгорания с личностными факторами, в частности, общительность, самомнение, чувствительность, социальная активность с возрастом и стажем, а также с мотивационными возможностями подтверждаются. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что существует ряд психоэмоциональных состояний человека, которые способны резко уменьшить его мотивацию, в том числе и связанную с профессиональной деятельностью, а также указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и нарушений психического здоровья. Было отмечено, что чем ярче выражается тенденция к собственной оценке, снижение значимости собственных достижений, тем больше медсестры переживают неудовлетворенность собой, испытывают такие чувства, как загнанность в клетку, тревогу. Ощущение собственной беспомощности в подобных ситуациях приводит к усилению дискомфорта, наличию сильного чувства вины, переживанию своей некомпетентности и утрате профессиональных качеств.