Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Личностные деформации профессионала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследованиям представителей самых разных отраслей науки и практики, у современных людей произошло и происходит катастрофическое снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что и вызывает различные болезни стресса, формы стресса, виды стресса. Многие рассматривают стресс вообще как неотъемлемый «атрибут» современной технократичной, техногенной, информационно перенасыщенной эпохи и указывают на необходимость интенсификации и научной, и практически ориентированной разработки проблемы защиты от ситуаций стресса. Конечно, следует иметь в виду, что и в предшествующие столетия, более спокойные, с точки зрения современного человека, люди испытывали на себе не меньшие физические и эмоциональные нагрузки. И рассматривая такие факторы, как угроза жизни во времена войн и революций, быстрые и резкие социальные изменения и колебания экономики, практически невозможно обнаружить исторические периоды менее стрессовые, чем, допустим, настоящее время, XX–XXI века. И, кстати, веских доказательств значительного возрастания стрессогенных факторов в современном мире не найдено, а причиной возрастания интереса к проблеме стресса являются скорее социокультурные, чем техногенные изменения в окружающей среде. Жизнь полна стрессов, жизнь порождает стрессы, и они уже реально становятся специфическим культурным феноменом. Сегодня понятие стресса широко используется в разных областях знаний, интегрируя большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями и воздействий внешней среды, и конфликтами, и сложнейшими производственными задачами, и взрывоопасными ситуациями, и глобальным экономическим кризисом, и серьезными политическими и культурными проблемами XXI века.

Зарождаясь и проявляясь, прежде всего, в эмоциях человека, стресс определяет мотивационные, когнитивные, волевые, характерологические и прочие компоненты личности, являясь реакцией часто не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Отсюда – стресс, по сути, продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в аспектах их адекватного выбора. Отсюда и попытка помочь человеку разработать и применить на практике ту стратегию поведения, которая позволит избежать, уменьшить или модифицировать степень подверженности стрессовым воздействиям, что значительно позволит снизить уровень субъективного восприятия стресса. Мы должны хотя бы пытаться помочь человеку развивать и применять на практике навыки, снижающие повышенный уровень психофизиологической реактивности и уровень психофизиологического функционирования, разрабатывая методики, направленные на адекватное выражение или использование стрессовой реакции. А так как все люди большую часть находятся на работе, то в данной курсовой рассматриваются именно личностные деформации профессионалов и профессиональное выгорание личности.


ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛА

Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. От 3 до 5 процентов. Большинство людей занимает промежуточное положение между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации. Это связано с тем, что большинство людей хотят просто быть защищёнными , а изучение нового и поиски новой работы-это своего рода незащищённость. Сравнительный анализ отечественных средств массовой информации доказывает, что само слово «профессионал» стало часто употребляться в качестве требования к сотруднику лишь последние 15--20 лет.

Настоящего профессионала, достигшего высот в своей специальности, можно узнать по следующим признакам:

1)Постоянная готовность к работе. Это да. Всегда быть на связи со своими клиентами, студентами, пациентами и т.д. Это ли не готовность к работе все 24 часа в сутки ?

2)вечное недовольство собой. Здесь можно поспорить. Если человек действительно отличный профессионал, то наоборот ему больше присуще чувство радости от успехов в работе от результата труда.

3)стремление к дальнейшему самосовершенствованию (мой знакомый врач-отличный специалист в своей области- постоянно читает новую литературу по медицинским вопросам на иностранных языках). Согласитесь, что обычный среднестатистический доктор не будет изучать иностранные языки для получения новой информации в своей области.

4)особая энергетическая одержимость в овладении мировыми вершинами и установлении рекордов в специальности. Ведь неспроста проводятся международные конференции, семинары и т.д. и т.п. Вершиной международного признания, конечно, является всем известная Нобелевская премия.

5) предельная сосредоточенность на деле. Конечно от концентрации на деле всей своей жизни зависит и большая часть успеха. Нельзя быть успешным в различных областях. Чем больше сосредоточенность-тем больше профессионализма.

6) повышенные требования к себе и коллегам. К себе, понятно. Это стремление к идеалу. Но ведь не все коллеги могут соответствовать хотя бы минимальным требованиям лидера. Отсюда и конфликты.

7) критичность и непримиримое отношение ко всему, что мешает работе


Критичность-да, согласна. Непримиримость зависит от характера и типа темперамента. Я бы сказала ещё и от гороскопа, но не буду уходить из рамок дисциплины.

8) добровольные самоограничения в образе жизни, в удовлетворении некоторых потребностей, интересов. Если образ жизни-это работа 24 часа в сутки, то, конечно, великий профессионал-это не прожигатель жизни по ночным клубам или теряющий в интернете , в социальных сетях, время человек.

9) сужение круга общения. Круг общения будет в любом случае сужен до коллег.

10)безразличие ко всему постороннему. Это уж совсем критический случай. Так бывает с гениальными учёными, которые стопроцентно замыкаются на решении своих проблем в работе и забывают про простых смертных и про насущные дела и трудности. А в основном, всегда остаётся хобби ( спорт, книги, кино ,музыка). Профессионалы своего дела, если они в браке, то нашли же они время и для любви.

11)ощущение драматического разрыва между собой и окружающими, их непонимания (профессиональное одиночество). Комментарий такой же как для пункта 10.

Непременный атрибут специалиста -- это узость и глубина подхода к своему предмету труда.

Чтобы полностью учесть степень положительного или отрицательного влияния профессии на человека, следует иметь в виду несколько моментов.

Сначала надо четко разделить общий процесс жизнедеятельности человека на две различные сферы: жизнь и деятельность. Каждая из них обладает своими особенностями, по-разному влияет на формирование людей.

Существуют разные виды деятельности -- учебная, игровая, познавательная, коммуникативная, трудовая. Последняя делится на профессиональную и непрофессиональную, самодеятельную. Именно профессиональная работа оказывает самое большое влияние на человека. Она требует многолетних и титанических усилий по овладению ею, множества ограничений в образе жизни, т. е. определенных жертв от человека.

При осуществлении профессиональной деятельности человек проявляет лишь свои сугубо субъектные качества -- специальные способности и знания. Личностные же свойства он волен проявлять только в «околодеятельной» области.

Необходимо также разделять понятие «субъект -- профессии нал» по двум важным основаниям -- форме и содержанию деятельности. Часто это упускается из вида. Надо учитывать, что наименование занимаемой должности или название усвоенной человеком профессии отнюдь не означает, что человек проявляет себя как специалист в каждый момент своей жизни или даже в каждую секунду своего рабочего времени. Формально можно продолжать воспринимать человека как носителя определенной профессиональной роли, даже если он просто пассивно находится на служебной территории.


Содержательно же человек в эти моменты может не выполнять своих специфически сущностных профессиональных обязанностей и поэтому не быть субъектом своей специализированной деятельности. Школьный учитель при пассивном пребывании в школе может по инерции восприниматься как носитель этой должностной позиции, но только формально. Содержательно он становится собственно учителем лишь во время урока. И более того -- он собственно учит, обучает только в отдельные моменты урока. Когда классный руководитель заполняет журнал посещаемости, он перестает заниматься именно обучающей деятельностью, а занимается какой-то другой работой, например контролерской.

Если солдат в военной форме с погонами, кокардой и петлицами убирает на полях картошку, то по «форме» он продолжает оставаться военнослужащим, но содержательно занимается не воинской деятельностью, а крестьянской, полеводческой. Как,например наш президент,Александр Григорьевич Лукашенко, который вместе с сыном собирал картошку. Практически он же не являлся в свой выходной день президентом. Однако учитывая, сколько средств массовой информации зафиксировали данный вид деятельности, можно с увереннностью сказать,что у президента не бывает выходных.

Наукой уже хорошо изучено влияние разных видов профессиональной деятельности на анатомо-физиологические свойства человека как индивида. Это все, что связано с профессиональными заболеваниями, например силикоз у шахтеров. Исследованы взаимосвязи между субъектными и сугубо индивидными характеристиками людей-профессионалов. Эти взаимосвязи достаточно полно исследуются в производственной медицине, гигиене, санитарии, в работах по технике безопасности труда. Эффекты этой взаимосвязи отражают только психофизиологический аспект индивидуальности специалистов и проявляются в профессиональных заболеваниях преимущественно соматического характера. Влияние труда на личность принято называть профессиональной деформацией.

Существуют разные классификации профессий. Одна из них различает следующие их типы в зависимости от предмета труда: «человек -- техника», «человек -- природа», «человек -- знак»... Есть множество специальностей, которые можно отнести к типу «человек -- человек» -- менеджеры, продавцы, актеры. В этих видах труда предметом усилий работника является другой человек или его отдельные свойства.

К совершенно особому типу нужно относить те специализации, где предметом трудовых усилий является человек, который по некоторым признакам существенно отличается от обычного работники. Он в чем-то уникален, необычен, отличен от большинства других людей, сильно отклоняется от некоторой нормы. Это профессии гипа «человек -- ненормальный человек». Существуют различные подходы к определению критериев норм. Для наших целей достаточно лишь отметить, что эти критерии определяются разными авторами прежде всего в зависимости от их профессионального интереса. Юристы дискутируют о точности содержания своих правовых критериев нормальности человека. Врачи обсуждают свое понимание критериев, необходимых в их узкоспециализированных областях диагностики, терапии, фармакологии и т. п. Педагоги имеют свои содержально-различные критерии нормальности и анормальности подопечных -- их педагогической запущенности, трудности и т. п. Особенно болезненно и остро эта проблема стоит в специальных областях педагогики -- тифло-, олигофрено-, сурдопедагогики, исправительно-трудовой педагогики и т. п. Достаточно часто обсуждаются вопросы нормы и патологии в психологии и психиатрии. Во многих областях человеческой деятельности существуют свои критерии (а-)нормальности людей, которые используются в целях профессионального отбора, профессиональной диагностики, профессионального обучения.


Педагогам, преподавателям учебных заведений приходится сталкиваться и с другими критериями различий между собой и объектами своего труда. Они имеют дело с еще необученными, неспособными, невоспитанными людьми -- школьниками, студентами, курсантами и т. п. И в этом плане с «ненормальными», еще «неокультуренными». Чтобы обучить и воспитать их, они должны часть своей жизни прожить в логике жизни другого -- необученного и невоспитанного. Это обязательное условие, требование профессии, чтобы иметь возможность понять психологические трудности своего воспитанника в усвоении материала и суметь лучше адаптировать методику своих педагогических воздействий. Такова специфика учебного общения. Во всех этих случаях субъект профессиональной деятельности трудится над человеком, имеющим еще несформированное сознание и несформированную психику.

Сотрудники органов внутренних дел, пенитенциарных учреждений, юристы вынуждены иметь дело с преступниками, которые имеют уже деформированную психику, сознание, мораль. Они отличаются от нормальных людей своим отношением к праву, они в отличие от сотрудников и юристов не правопослушны, они уже переступили норму закона. Нельзя понять другого человека, не познав до конца все аберрации его морального сознания, его деформированного взгляда на жизнь. Чтобы спрогнозировать возможные ухищрения преступника, осужденного к лишению свободы, надо их досконально знать. Это возможно только при одном условии -- проживания некоторого отрезка времени (иногда длительного) в психологии существования преступного элемента.

Все субъективные внутренние переживания субъекта во время акта деятельности, в рабочее время обязательно должны быть тесно связаны с предметом труда, над которым он трудится, который пре образовывает -- пилит, строгает, рубит, колет, сверлит и т. п. Субъект должен отразить и удерживать в сознании именно этот объект, а не какой-либо другой. Только предмет труда притягивает к себе сознание, психику человека, он организовывает содержание и динамику психических процессов, подчиняет их своей логике. Субъект просто вынужден проживать в рабочее время в логике предмета, обязан вникнуть в него, мысленно и эмоционально слиться с ним, чтобы гарантированно получить требуемый продукт. Существование в логике предмета и формирует особенности сознания субъекта, в том числе его профессиональное сознание. Особенность предмета труда неизбежно оказывает свое влияние на психику человека, формирует или деформирует психику субъекта профессиональной деятельности.