Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Личностные деформации профессионала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов («стресс жизни», по выражению автора учения о стрессе Г. Селье), даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры. Именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований к профессионалу, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального стресса.

Хочу ещё привести в данной главе пример профессионального выгорания.

Медицинская сестра, которая работает в детском саду и медицинская сестра, работающая в онкологии. Первая ежедневно видит «цветы жизни»,хотя на ней и лежит груз профессиональной отвественности, связанный с различными форс-мажорными ситуациями, возникающими везде, где есть дети. Вторая ежедневно видит умирающих больных. Поэтому,как мне кажется,когда мы говорим о профессиональном выгорании, нельзя иметь в виду только название специальности. Важны ещё и такие факторы как место работы и её специфика.

МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СТРЕССА

Конечно, максимально радикальным направлением деятельности по предупреждению стресса является устранение причин его развития. Однако можно предложить и непосредственное воздействие на функциональное состояние человека: нормализацию режима питания и витаминотерапию; фармакотерапию; рефлексотерапию; функциональную музыку и цветомузыку; коммуникационные воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз). Кроме этого: самогипноз; нервно-мышечную релаксацию; сенсомоторную тренировку; аутогенную тренировку; гимнастику и массаж; специальную подготовку и обучение; поведенческую психотерапию; групповой тренинг.

Перечисленные способы предполагают использование вербальных, невербальных, аппаратных, контактных, дистантных методик в режимах индивидуального и группового управления функциональным состоянием.

Кстати, как вариант, есть и такая классификация всех методов регуляции психологических состояний:

1 – методы оперативного управления состоянием;

2 – методы программного (имеется в виду заранее запланированное) воздействия и управления.

Внутри каждой группы выделяются четыре класса методических приемов регуляции функционального состояния:


Первый класс (методы психической регуляции):

Второй класс (методы психофизиологической регуляции):

Третий класс (физиолого-гигиенические методы):

Четвертый класс (фармакологические средства):

Сущность «борьбы» со стрессом, его развитием и проявлениями, а также «противодействия» ему заключается не только в его профилактике, но и в его коррекции. Для того, чтобы поставить стрессу надежный заслон, обеспечить истинную психологическую защиту, необходимо применять методы, приемы, основанные, в первую очередь, на знании человеком законов, управляющих работой его собственного организма.

В качестве одного из наиболее эффективных методов определена система психологической саморегуляции. В основе ее лежат следующие практические навыки:

– расслабление мышц, позволяющее добиться снятия напряжения (как физического, так и психологического).

Необходимо помнить, что стресс, как и любые отрицательные эмоции человека, практически всегда сопровождается длительно сохраняющимся «застывшим» напряжением различных групп мышц. Неслучайно результатом стресса являются всевозможные болезненные состояния, основанные на спазмах органов и систем.

Наблюдение за ощущениями и состояниями и управление ими реально может помочь устранить болезненные, дискомфортные состояния, связанные с отрицательными эмоциями – имеется в виду способность человека анализировать ситуации, которые изначально являются причиной стрессового состояния. Если можно изменить ситуацию, приведшую к стрессу, необходимо это незамедлительно сделать. Если же сделать уже ничего нельзя, с ситуацией необходимо смириться, принять ее как должное. Кроме того, важно постоянно осуществлять рефлексию своих мыслей, постепенно заменяя негативные мысли на позитивные, что поможет обрести покой и избежать стрессовой реакции. Необходимо помнить, что психологический стрессор практически всегда состоит из двух частей: ситуации, вызывающей стресс, и отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из этих составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать! Вместе с тем, необходимо помнить, что чаще всего стрессовое состояние вызывают различного рода эмоции (в первую очередь, эмоции отрицательной модальности).

Механизм «избегания» стрессовых ситуаций посредством анализа эмоциональный проявлений может быть таков:

– необходимо определить самую сильную эмоцию, которую человек испытывал в течение последнего времени (в течение последних суток);


– необходимо сосредоточиться на этой эмоции;

– необходимо определить ситуацию, которая вызвала стрессовую реакцию (что происходило непосредственно перед тем, как данная сильная эмоция возникла?);

– необходимо вспомнить свои мысли в ответ на эту эмоцию;

– необходимо определить, какая из мыслей может вызывать такие же эмоции в аналогичных ситуациях;

– необходимо изучать стрессогенные мысли на протяжении достаточно длительного времени (недели или двух);

– установив ту мысль, которая в конкретной ситуации вызывает стресс, необходимо постараться найти ее противоположность (мысль, стресс нейтрализующую).

Как фактор повышения стрессоустойчивости выделяется и психологическая разрядка (самостоятельный поиск и создание ситуаций, стимулирующих положительные эмоции).

Еще одним способом индивидуальной профилактики стресса стоит считать коррекцию минерального обмена организма человека. Применение природных адаптогенов типа элеутерококка, золотого корня, заманихи, валерианы и т. д. Использование данных препаратов не только успокаивает нервную систему, тонизирует, но и повышает иммунитет (что очень важно в ситуациях стресса). Неслучайно медики рекомендуют использование данных растительных препаратов для повышения как физической, так и интеллектуальной работоспособности, для профилактики и даже лечения различных болезней. Также необходимо отметить, что для адаптогенов характерно отсутствие каких-либо отрицательных эффектов и привыкания к ним даже при условии достаточно длительного применения.

Социальная изоляция рассматривается как сильнейший стрессовый фактор, именно поэтому необходимо избегать уединения с проблемами. Не следует бояться сказать окружающим о том, что случились неприятности и в чем они состоят (хотя «грузить» окружающих своими проблемами у многих не принято, считается невежливым и пр.).

Следует учитывать, что долговременный стресс, как любое хроническое заболевание, лечится намного сложнее. Нельзя позволять конфликтам, которые являются причиной формирования стресса, затягиваться – конфликтные ситуации необходимо разрешать как можно скорее. При этом, важно избавиться от раздражения, не затаивать обиды, самим найти способы урегулирования конфликтных ситуаций.

Методом индивидуальной профилактики стрессовых состояний является релаксация – расслабление. В современной психологической науке термином «релаксация» обозначают состояние покоя, связанного с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация, по мнению ученых, выключает или замедляет «внутренние часы» человека как функционирующей системы, ограждая его от тревог и волнений. Релаксация может быть долговременной или кратковременной, непроизвольной или произвольной. Непроизвольная релаксация возникает, например, во время сна, под воздействием транквилизаторов и т. д. Произвольная кратковременная релаксация используется для обучения расслаблению. Исходя их того, что стресс – это физиологическое или психологическое напряжение, а релаксация – это расслабление, то есть состояние, прямо противоположное напряжению, навыки быстрого расслабления позволяют довольно эффективно снижать уровень стресса. Одним из самых надежных является метод нервно-мышечной релаксации, который основывается на взаимозависимости между отрицательными эмоциями и мышечным напряжением. Если научиться правильно снимать избыточное мышечное напряжение, можно научиться и управлять своими эмоциями. Обучение релаксации, как правило, осуществляется так:


– на первом (базовом) этапе необходимо научиться целенаправленно расслаблять все мышцы в максимально удобных, комфортных условиях при отсутствии помех;

– на втором этапе идет обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью (при чтении, письме и т. д.);

– на третьем этапе необходимо научиться отслеживать напряжение разных групп мышц при различных эмоциональных состояниях (волнении, страхе, гневе и т. д.) и при помощи мысленной команды, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы.

Процесс релаксации может считаться освоенным, если научиться полностью освобождаться от стрессового состояния, напряжения за 20–30 секунд.

Как метод индивидуальной профилактики стрессовых состояний используется и гипноз. Как показывают результаты клинических исследований, процессы внушения (самовнушения и самогипноза) могут наделять человека значительной силой (как физической, так и моральной), которая поможет справиться со сложными, проблемными ситуациями. Гипнотические воздействия могут привести к высвобождению чувств, мыслей, воспоминаний (проведены исследования по активации творческих способностей в состоянии гипнотического транса). Получены весьма ощутимые результаты – в состоянии гипноза высвобождаются резервные, потенциальные возможности, повышается самооценка и уверенность в своих силах (что не всегда присуще людям в обычном состоянии).

Заключение

Перечисленные проблемы позволяют осознать значимость практической психологической помощи, направленной на предупреждение развития синдрома выгорания и снижение остроты его проявлений. Большое значение имеет предварительное информирование работников о возможных психологических трудностях, связанных с их работой, а также организация специальных процедур (групповая психологическая работа, разработка индивидуальных психогигиенических и компенсационных программ и др.), которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий трудной работы с людьми.

Понятно, что избежать стресса нельзя. Однако, если быть морально готовым к проблемным ситуациям и знать методы устранения последствий стресса,то личность не будет деформирована. И ещё. Есть великолепная фраза: «Не можешь изменить ситуацию-измени своё отношение к ней». Целых 2 выхода. Либо меняем ситуацию, либо меняемся сами. И не забывать об отдыхе.