Файл: Виды юридических лиц (Понятие и признаки лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Самостоятельное выступление юридических лиц от своего имени в гражданском обороте означает, что ком­петентный орган или представитель юридического лица вправе быть истцом либо ответчиком в суде. Кроме того, юридическое лицо является самостоятельным субъектом права и в отношениях с органами власти и уп­равления, а также с иными юридическими лицами [6, с. 39].

Таким образом, самостоятельность юридического лица в гражданском обо­роте означает, что оно имеет право заключать без доверенности сделки, само отвечает по долгам. Например, организация вправе сама заключить договор о сдаче в аренду имущества, приобретении оборудования, сырья и т.д. Однако лицо, действуя са­мостоятельно, иногда может оказаться в ситуации когда оно будет не способно исполнить лежащую на нем обязанность, нару­шить права других лиц (например, не выполнить условия договора, причинить имущественный вред и т.д.). Следова­тельно, на практике возникнет вопрос относительно исполнения обязанности, восстановления нару­шенного права этим юридическим лицом, т.е. юридическое лицо обязано самостоятельно от­вечать за свои деяния (действия или бездействия) [10, с. 141].

В случае возникновения споров юридические лица сами выступают в качестве истцов или ответчиков в суде, арбитражном или третейском суде.

Выступление юридического лица в гражданском обороте от своего имени – это завершающий признак в определении понятия юридического лица, это признак подчеркивает характерную особенность проявления самостоятельности и гражданской правосубъектности юридических лиц [20, с. 80].

Юридические лица вправе создавать филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица [25, с. 28].

Таким образом, несмотря на многообразие теорий о сущности юридического лица, все они раскрывают признаки юридического лица одинаковым образом. Это говорит о достаточной проработке данного вопроса со стороны ученых-правоведов.


Юридическим лицом является организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее по своим обязательствам этим имуществом, способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1 статьи 48 ГК РФ).

Выделяют такие признаки юридического лица:

юридическое лицо обладает организационным единством;

юридическое лицо обладает имущественной обособленностью;

юридическое лицо несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам;

юридическое лицо участвует в гражданском обороте от своего имени.

2. Правосубъектность и виды юридических лиц как субъектов предпринимательского права

2.1. Правосубъектность юридических лиц

Участие в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности.

Прежде всего правосубъектность юридического лица носит гражданско-правовой характер. Как подчеркивает Е.А. Суханов, юридическое лицо есть категория гражданского права, созданная для удовлетворения определенных реальных потребностей имущественного (гражданского) оборота [17, с. 94].

Действительно, юридическое лицо создается, действует и прекращается в соответствии с нормами гражданского права. Любое общественное образование становится участником административных, налоговых, трудовых и прочих отношений лишь постольку, поскольку оно признается субъектом гражданского права — юридическим лицом (гл. 4 ГК РФ). Поэтому возможность некой организации быть субъектом иных отношений производна от ее гражданской правосубъектности [19, с. 5].

Объем правосубъектности юридического лица отличается от объема правосубъектности физического лица и государства. Юридическое лицо, например, не может завещать свое имущество в отличие от физического лица, конфисковать имущество за правонарушение в отличие от государства. Но одновременно ни физическое лицо, ни государство не могут, например, открыть свой филиал в отличие от юридического лица. Таким образом, специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений [6, с. 41].


Нельзя не отметить сложность и неоднозначность характеристики правосубъектности коммерческих юридических лиц. Кроме общих требований к осуществлению субъективных гражданских прав, распространяющихся и на коммерческие юридические лица, существуют требования ограничительного характера, относящиеся к юридическому лицу в целом или к конкретному виду его деятельности.

По общему правилу, коммерческие юридические лица могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом [17, с. 96].

Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях — на основании лицензии. Это — возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную компетенцию [18, с. 38].

Общая (универсальная) правоспособность означает, что юридическое лицо вправе иметь все права и нести все обязанности юридического лица, за исклю­чением тех прав и обязанностей, которые могут осуществлять лишь определен­ные юридические лица. Так, коммерческие организации, за исключением уни­тарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществле­ния любых видов деятельности, не запрещенных законом [10, с. 178].

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В учредительных документах в этом случае, как правило, указываются конкретные виды деятельно­сти, которыми вправе заниматься юридическое лицо. Иначе говоря, специальная правоспособность предопределяется предметом деятельности юридического лица, когда закрепление его в учредительных документах обязательно в предусмотрен­ных законодательством случаях. В отличие от лиц со специальной правоспособно­стью юридические лица, наделенные общей правоспособностью, могут заниматься любой, однако не противоречащей законодательству, деятельностью, т.е. иметь любые гражданские права и обязанности, не противоречащие законодательству [24, с. 141].

Иными словами, ограни­чение юридического лица строгими рамками специальной правоспособности не соответствует требованиям развития хозяйствования в настоящее время.


Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, при ведении которой законодателем установлен запрет на осуществление каких-либо иных видов предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации№, страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных институтов, аудиторских организаций и др. [18, с. 39].

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разре­шения (лицензии). В равной мере это относится и к некоторым видам сделок, осуществляемым лишь в строго установленных законом случаях. Поэтому сделки, совершенные в противоречии с целями, указанными в уставе юридического лица, признаются недействительными.

Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями.

Именно поэтому совершение юридическим лицом действий, противоречащих установленным для него целям, т.е. выход за пределы (ultra vires) имевшейся правоспособности, и в наиболее «либеральной» американской правовой доктрине долгое время считалось неправомерным, а сама концепция ultra vires рассматривалась в качестве одного из способов контроля учредителей (участников) за деятельностью созданной ими организации.

Правило ultra vires, с которым связывается понятие специальной правоспособности в англо-американском праве, в США формально существует до сих пор. Фактически же оно не применяется уже несколько десятилетий в связи с изменением законодательства в большинстве штатов, а в Англии его отмена последовала в конце 80-х гг. [28, с. 124].

Государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, ибо они создавались для достижения совсем других целей. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим, но не юридическим лицам.


Вместе с тем в условиях рыночной организации хозяйства целевые ограничения правоспособности юридических лиц весьма отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные документы при каждом, иногда даже не очень существенном изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, «непрофильных» видов деятельности). Вместе с тем с формальной стороны такие ограничения легко обходятся закреплением в учредительных документах длинного перечня различных видов деятельности, которые вправе осуществлять данная организация, да и сами цели деятельности могут быть сформулированы весьма общим образом [8, с. 54].

Учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое «самоограничение» правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц — других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем. Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.

Для юридических лиц, сохраняющих целевую правоспособность по прямому указанию закона (некоммерческих организаций, унитарных предприятий, банков и страховых компаний), возможно совершение лишь таких действий (сделок), которые соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности. Специального оповещения контрагентов об этом не требуется (ибо знание ими действующего закона предполагается), а потому сделки, выходящие за указанные пределы, считаются ничтожными вне зависимости от того, знали ли они о таких ограничениях.

В случае нарушения специальной правоспособности юридическое лицо несет ответственность, которая может быть предусмотрена законом или его учредительными документами и зависит от объема и характера правонарушения (разовая сделка или систематическая деятельность). Последствия таких нарушений весьма различны – от возможности признания сделки недействительной до отзыва лицензии и принудительной ликвидации юридического лица [14, с. 97].

Участники гражданского оборота должны обладать не только правоспособ­ностью, но и дееспособностью. Дееспособность юридического лица означает его возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданс­кие права и обязанности [6, с. 46].