Файл: Виды юридических лиц (Понятие и признаки лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законом могут предусматриваться случаи, когда юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (пункт 2 статьи 53 ГК РФ) или представителей, которые отличаются от его органов и участников [14, с. 98].

Следовательно, к основным функциям (задачам), выполняемым институтом юридического лица, являются ограничение риска ответственности по обязательствам и более эффективное использование капитала (имущества), в том числе при его объединении учредителями (участниками). Таким образом, юридическое лицо как субъект гражданского права по сути это ни что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т. е. в наделении правом обособленного имущества качествами «персоны» (субъекта), признании его особым, самостоятельным [40, с. 56].

Характерным является то, что именно персонификация имущества определяет его юридическое обособление от имущества и личностей своих учредителей и дает ему возможность в последующем самостоятельно участвовать в гражданском обороте (т. е. приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности) под собственную имущественную ответственность перед своими кредиторами. Из указанного становится очевидным, что категория юридического лица  — это гражданско-правовая категория, созданная для удовлетворения определенных реальных потребностей имущественного (гражданского) оборота. Вместе с тем следует отметить, что персонификация имущества как специальный прием, способ юридической (законодательной) техники всегда вызывала и вызывает определенные сомнения в своей обоснованности. Такие сомнения обычно основываются на упрощенных, абстрактных положениях о «невозможности» существования каких-либо общественных отношений, в том числе правоотношений между лицами и вещами (имуществом) [17, с. 89].

Исторически сложились три основных порядка (способа) образования юридического лица: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный [12, с. 35].

Первый характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения учредителя без специальной государственной регистрации. При втором на создание юридического лица требуется предварительное разрешение компетентного органа. Нормативно-явочный порядок не предполагает согласия третьих лиц, включая государственные органы. На регистрирующий орган возлагается лишь обязанность проверки учредительных документов на соответствие требованиям законодательства. Именно такой порядок действует в Российской Федерации [12, с. 35].


1.2. Признаки юридических лиц

Признаками юридического лица являются такие внутренне и присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все они вместе — достаточны для призна­ния организации субъектом гражданского права. В данном контексте слово «призна­ки» употребляют в более узком смысле, чем обычно, что соответствует правовой традиции.

Все юридические лица в России подлежат обязательной государственной регист­рации, подавляющее большинство юридических лиц имеет собственные печати и открывают счета в банках, однако сами по себе данные внешние атрибуты не могут отражать сущность юридического лица, ведь обязательной государственной ре­гистрации подлежат также граждане-предприниматели, и некоторые организации, не имеющие статуса юридического лица (примером могут быть филиалы и представительства иностранных компа­ний). Данные субъекты также вправе иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся [7, с. 58].

Правовой доктриной традиционно выделяется четыре основополагаю­щих признака, присущих юридическому лицу.

1) Организационное единство юридического лица заключается преж­де всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управле­ния (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благо­даря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне [13, с. 112].

Таким образом, организационное единство предполагает:

а) существование системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое;

б) существование внутренней дифференциации (структурной и функциональной);

в) существование заданной цели образования и деятельности [14, с. 92].

Данный признак не ставится под сомнение, если юридическое лицо представляет собой объединение (организацию) нескольких (двух и более) лиц, а сама предпосылка последних к объединению в организацию выступает в качестве признака и особенности устройства юридического лица. Именно так обстоит дело в хозяйственных товариществах, кооперативных, общественных и религиозных организациях (объединениях), фондах и многих других. Одни из них предполагают создание организации для осуществления от ее имени предпринимательской деятельности (ст. 69, 82 ГК РФ), другие — для организованной совместной производственной или иной хозяйственной деятельности или удовлетворения материальных и иных потребностей (п. 1 ст. 107, п. 1 ст. 116 ГК РФ), третьи - для организованного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117, п. 1 ст. 118 ГК РФ) [3, с. 171].


В таких случаях не приходится сомневаться в том, что юридическое лицо — организация или, говоря иначе, коллектив участвующих в нем лиц (участников). Не столь очевидно дело обстоит тогда, когда юридическое лицо создается одним лицом — учредителем (гражданином, другим юридическим лицом, государством или муниципальным образованием), который в то же время является единственным его участником, а нередко и единственным работником. В таких случаях сам факт того, что юридическое лицо есть организация, а также классический признак организационного единства, по крайней мере, неочевидны. Между тем эти факт и признак являются системообразующими («несущими») в конструкции юридического лица: законодатель и прежде, и сейчас определяет всякое юридическое лицо именно через организацию, понимание которой, таким образом, надлежит связывать не с числом ее учредителей (участников) и уж тем более не с наличием трудового коллектива [3, с. 172].

Организационное единство характеризует всякую организацию в качестве единого целого, способного решать заданные социальные (в рассмтриваемом случае — гражданско-правовые, имущественные) задачи. Организационное единство предполагает определенную внутреннюю структуру организации, которая выражается в существовании у нее специальных органов управления, а при необходимости — и специальных подразделений для выполнения предусмотренных для нее задач [6, с. 46]. В учредительных документах организации — уставе, учредительном договоре либо в общем положении об организациях данного вида  — закрепляются как задачи организации, так и ее структура (пункт 1 статьи 52 ГК РФ). В учредительных документах в обязательном порядке определяются наименование и место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью (органы управления, их компетенция и т.д.), в большинстве случаев — предмет и цели этой деятельности, а также иные сведения, которые предусмотрены законом для соответствующих видов юридических лиц [8, с. 54].

Существование подобных документов и является формальным выражением организационного единства в качестве признаков юридических лиц. В большинстве случаев учредительные документы организации  — это ее устав, но в отдельных случаях эту роль выполняют два учредительных документа — устав и учредительный договор (в обществах с ограниченной и с дополнительной ответственностью, в ассоциациях и союзах), а иногда — только учредительный договор (в полных и в коммандитных товариществах). Для некоторых организаций, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, например многие государственные и муниципальные учреждения, допускается наличие только общего (типового) положения об организациях данного вида (в случае отсутствия индивидуального учредительного документа) [17, с. 98].


2) Если организационное единство обязательно для того, чтобы объединить множество лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество является материальной базой деятельности рассматриваемого образования. Любая практическая деятельность невозможна без соответствую­щих специальных инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто — денежных средств. Объединение данных инструментов в один имущест­венный комплекс, который принадлежит этой организации, и отграниче­ние его от имуществ, которое принадлежит иным лицам, и является имущественной обособленностью юридического лица [40, с. 59].

Содержание понятия «имущество», которое включает в себя вместе с комплексом материальных благ имущественные права и имущественные обязанности, объясняет оба элемента такого признака юридического лица, как материально-правовой.

Вместе с имущественными отношениями предмет гражданского права составляют личные неимущественные отношения, а участники гражданского оборота вправе иметь (приобретать и осуществлять) как имущественные, так и личные неимущественные права, и соответственно, нести соответствующие обязанности. При нарушении чужих прав и (или) неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязанностей юридическое лицо будет нести гражданско-правовую ответственность. Данная ответственность вне независимости от характера правонарушения имеет имущественный характер (статья 56 ГК РФ) [14, с. 92].

Юридическое лицо на притяжении определенного периода времени вообще может не обладать никаким имуществом, как бы широко его не трактовать. Так, например, большинство некоммерческих организаций на момент их создания не имеют ни имущества, ни прав требования, ни тем более обязательств. Вся их имущественная обособленность состоит только в их принципиальной способности обладать обособленным имуществом, т.е. в их способности являться единственным носителем единых самостоятельных нерасчлененных имущественных прав того или иного вида [13, с. 114].

Обособление имущества может иметь и формы производных от права собственности прав: хозяйственного ведения, оперативного управления, внутрихозяйственного ведения. Важно иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает наличие у лица обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении как необходимое условие появления субъекта предпринимательского права, поскольку только на такой имущественной базе реализуется собственный экономический интерес к ведению дел в целях получения прибыли. Обособленное имущество учитывается субъектом на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности [18, с. 40].


Все имущество, закрепленное за организацией, в обязательном порядке подлежит учету на самостоятельном балансе организации, (а выделенное учреждению-несобственнику — также и по смете его расходов, которая утверждается собственником). Имущество, которое числится на балансе организации, характеризует обособленность данного имущества от имущества учредителей (или участников). В связи с этим существование самостоятельного баланса является важнейшим показателем самостоятельности организации, который бесспорно свидетельствует о ее имущественной обособленности. Вместе с тем необходимо отметить, что сам по себе бухгалтерский баланс организации имеет прежде всего учетное значение, отнюдь не всегда совпадающее с гражданско-правовым режимом числящегося на балансе имущества [9, с. 115].

3) Наличие у юридического лица обособленного имущества предопределяет несение самостоятельной ответственности данным имуществом, которая по общему правилу распространяется на все обособленное имущество, а значит, является полной (п. 1 ст. 56 ГК РФ). Из этого правила есть исключение: некоторые юридические лица (учреждения) отвечают по своим обязательствам не всем своим имуществом, а только определенной его частью. В то же время закон устанавливает ряд случаев, когда объем имущества юридического лица не является пределом имущественной ответственности - при недостаточности имущества юридического лица к ответственности по его обязательствам привлекаются его учредители (участники) или собственник имущества [3, с. 177].

Необходимая предпосылка такой ответственности — это нали­чие у юридического лица собственного обособленного имущества, которое в случае необходимости может являться объектом притязаний кредиторов. Имеющиеся исключения из правила о самостоятельной ответственно­сти юридических лиц ни в коей мере не противоречат общему принципу, так как ответственность иных субъектов гражданского права по долгам юридиче­ского лица является только субсидиарной (т.е. дополнительной к ответ­ственности самого юридического лица).

Смысл обособления имущества юридического лица как раз и заключается в выделении таких объектов, на которые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание (для того, чтобы вывести из-под него другое имущество учредителей или участников). Именно для этого прежде всего необходим уставный капитал (уставный или паевой фонд), определяющий минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица (абзац пункта 1 статьи 90 и абзац 2 пункта 1 статьи 99 ГК РФ).