Файл: Роль государства в регулировании рынка труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях коренных социально-экономических преобразований в России, важнейшее значение приобретает проблема безработицы, являющаяся качественно новой для нашей страны, поэтому недостаточно разработанной в отечественной экономической литературе. Неотъемлемой частью этой проблемы является изучение функционирования региональных рынков труда и специфики проблем занятости и безработицы в регионе.

Особенности нынешнего состояния российской экономики, определяющие изменение ситуации на рынке труда, и необходимость поиска новых подходов и механизмов регулирования занятости обуславливают актуальность темы исследования.

Возросшая теоретическая и практическая значимость проблемы безработицы, неразработанность ее в региональном аспекте, недостаточность региональной политики занятости, а также вопросов оценки ее эффективности обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.

Объект исследования: государственное регулирование рынка труда.

Предмет исследования: влияние социально- экономических факторов на уровень безработицы в г. Дзержинске Нижегородской области.

Цель исследования: государственное регулирование рынка труда на примере центра занятости в г. Дзержинске Нижегородской области.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику рынку труда в регионе.
  2. Анализ проблемы занятости в г. Дзержинске Нижегородской области.

Теоретической основой исследования являются нормативно-­правовые акты, статьи периодических и электронных изданий таких авторов как Кашепов А.В., Золин И.Е., Маллаева М.И., Плюснин Ю.М., Садовая Е.С., Соловьева С.В., Четвернина Т.Я и других.

В процессе исследования были применены социологический, статистический, сравнительный анализ и т. д.

Теоретическая значимость исследования состоит в анализе теоретических основ рынка труда и проблем занятости.

Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций для решения проблемы занятости на рынке труда г. Дзержинска Нижегородской области.

Глава 1 Теоретические аспекты рынка труда и его регулирования

    1. Общие понятия рынка труда

Рынок труда представляет собой один из трех основных типов рынка в современной экономике наряду с рынком товаров и рынком капитала. В территориальном разрезе рынок труда выступает как многоуровневое понятие и различают: федеральный (на уровне страны) рынок труда; региональный (на уровне автономии, области, района области, города); на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или внутризаводской). Выделяют также местный рынок труда - рынок труда территории, являющийся единицей административно-территориального, деления.

Длительное функционирование российской экономики в

административно-государственном режиме наложило отпечаток на все последующие закономерности и основные характеристики этого рынка. Прежде всего, это проявилось в государственном секторе экономики - разрушение системы «гарантированного финансирования»», существовавшей в эпоху социалистического планового хозяйства, привело к резкому снижению занятости на предприятиях военно-промышленного и перерабатывающего комплекса, в организациях отраслевой и

академической науки, в медицине и образовании.

Понятие «рынок труда», его состав и границы является одним из дискуссионных вопросов в отечественной науке. «В широком понимании рынок труда - это система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека формирование, обмен по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и использование рабочей силы.

Согласно узкому определению, рынок труда — это сфера, в которой противостоят друг другу, с одной стороны, лица, ищущие работу, в том числе безработные, с другой — работодатели, имеющие незанятые рабочие места на предприятиях, в организациях, между которыми заключаются трудовые договоры, определяется уровень заработной платы. Нетрудно заметить, что данное определение соотносится с более широким, как часть и целое» [15, С.19].

С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. Субъектами на рынке труда с точки зрения экономики являются [18, с.116]: наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы, частные агентства по трудоустройству, безработные граждане. Функции рынка труда определяются той ролью труда, которую он играет в жизни общества. В соответствии с этим выделяют две основные (ключевые) функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении приемлемого уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.


Экономическая функция — заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Спрос на рынке труда — представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства. Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда.

Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

Избыток работников на рынке труда приводит к безработице, снижению стоимости трудовых услуг. Почти полное совпадение предложения и спроса на трудовые услуги гарантирует почти полную занятость. Нехватка работников на рынке труда влечет за собой повышение стоимости трудовых услуг. Рынок труда (схематически структура и ключевые составляющие рынка труда представлены в приложении 1 а и б) обладает рядом особенностей, отличающих его от других рынков:

Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. Преломленность спроса на рынке труда через спрос на рынке товаров и услуг замедляет, а иногда и трансформирует импульсы потребительских ожиданий.

Во-вторых, специфичность реализуемого на нем товара рабочая сила связана с непосредственной ее слитностью с личностью работника, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. За проблемами реализации рабочей силы непосредственно стоят судьбы работников, а при определенных условиях — и судьбы правительств.

В-третьих, на нем невозможно в полной мере осуществить характерный для рыночной экономики принцип «примата потребителя», поскольку даже самый высокий уровень развития рыночной экономики не отменяет предложения на рынке труда таких слабо защищенных социальных групп работников, как молодежь, женщины, инвалиды и др.

Сущность рынка труда проявляется в его целевых функциях [38,

с.17]:

  • согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
  • обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда;
  • поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
  • формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;

- стимулирование эффективной и рациональной занятости; регуляция индивидуальных доходов работников; содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.

Современный этап развития рынка труда в России характеризуется следующими особенностями [18, С. 116]:

  1. рост безработицы;
  2. изменение распределения рабочей силы по секторам экономики. Главным потребителем рабочей силы является частный сектор экономики. При этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями, пытаясь оптимизировать численность работников, повысить эффективность их использования;
  3. многочисленность нуждающихся в трудоустройстве;
  4. трудовой потенциал общества используется всё менее эффективно: объём производства сократился больше, чем численность занятых, а существовавший и ранее во многих организациях избыток рабочей силы стал вопиющим;
  5. неполная занятость, обусловленная простоями предприятий;
  6. территориальная дифференциация занятости. До 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена деловой активностью в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле;
  7. размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости;
  8. существенные различия между истинной численностью и официально регистрируемой численностью безработных.

В кризисной экономике в развитии рынка труда прослеживаются следующие особенности:

  • для такой экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы;
  • сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели занятости;
  • такое удерживание уровня занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда;
  • усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально - квалификационной рабочей силой. В кризисный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы;
  • рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.
    1. Правовые основы и механизм регулирования рынка труда

Условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным трудовым законодательством. В первую очередь - это Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с изменениями, внесенными ФЗ от 11 июля 2011 г. №205-ФЗ.

Статья 37 Конституции РФ предусматривает право на защиту от безработицы. Важнейшей гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере объектов. В Законе определяются правовые, экономические и

организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в т.ч. гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

В систему законодательства о занятости входит также Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), которая в ст. 23 (п. 1) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

К нормативным актам, регулирующим в России занятость населения относятся также:

Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 19 июля 2011 г. №248-ФЗ).

Федеральный Закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 02.07.2007 г. №422 «О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2008 №281н «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.11. 2007 г. №726 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» и др.

Важное значение имеет также Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997г., (с изменениями от 11 января 2007 г.).

Механизм регулирования рынка труда, включающий целый спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, влияющих на рынок труда, реализуется через систему трудоустройства, которая имеет широкую сеть служб занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в соответствии с модернизацией производств и т.п.