Файл: Роль государства в регулировании рынка труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все указанные выше составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных регионах и отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной территории или отрасли. Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании.

Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Большую роль в обеспечении занятости играет государство. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда [38, с. 17].

  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

Цели территориального (муниципального) регулирования рынка труда:

  • обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная (муниципальная) политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах [15, с. 20]:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
  • Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной
  • занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся [8, с. 37]:
  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно­безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.
  • Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует [26, с. 33]:
  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по
  • безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Роль государства в регулировании рынка труда

Современный рынок труда в Российской Федерации испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает практически все области трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в общественном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма и увольнения в национальных масштабах.

Серьёзное влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы - пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение, помощь малоимущим и пр. Эти программы направлены на стабилизацию социально-экономического положения российского общества в зонах повышенного рыночного риска, смягчают кризисные проявления нестабильного рыночной системы. В результате проявляет себя особый элемент цены труда, функционирующий на внерыночных принципах.

Значительна на рынке труда посредническая роль государства. Оно, в частности, взяло на себя функцию создания общенациональной сети по трудоустройству, а также поиску и предоставлению некоторых рабочих мест. Государственные системы обучения и переобучения человеческих ресурсов содействуют максимально быстрой адаптации трудящихся к постоянно меняющимся требованиям капиталистического рынка.

Особое место в государственном регулировании рынка труда занимает биржа труда - учреждение, осуществляющее регистрацию безработных и посредничество между работниками и работодателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. В России функции биржи труда выполняют территориальные службы занятости населения, подчиненные министерству труда и социального развития. В их задачу входит:

во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу;

во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы;

в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях;

в- четвертых, профориентация молодежи.

Деятельность территориальных служб занятости не оказывает особо большого влияния на рынок труда, поскольку выдаваемые ими направления, не являются обязательными для предпринимателей. Большинство работодателей нанимают работников непосредственно через службы кадров своих предприятий. Указанное, в частности, позволяет высококвалифицированным работникам не пользоваться услугами государственных служб занятости населения.


В период кардинальных социально-экономических трансформаций масштабы и серьезность сопутствующих рисков требуют повышения роли государства в регулировании трудовых отношений и занятости. Первостепенной задачей государства в этих условиях становятся стимулирование структурных реформ, а также идентификация и максимальное демпфирование социальных рисков, возникающих в связи с проводимыми преобразованиями.

Усиление роли государства на современном этапе наблюдается повсеместно. Перед развитыми странами стоят во многом аналогичные задачи, поскольку мир переживает серьезные трансформации, связанные с появлением на мировой арене новых «игроков» и формированием в этой связи новой конфигурации мирового разделения труда.

Обостряющаяся в условиях глобализации международная конкуренция многократно повышает значение государственной политики, в том числе и на рынке труда. В связи с изменением характера экономического роста происходит сокращение доли индустриального труда и соответствующего ему «унифицированного» работника. Растут требования к образованию и профессиональной подготовке занятых; а увеличение элементов творчества в трудовом процессе требует новой мотивации труда и социализации трудовых отношений.

Повышение качества рабочей силы предполагает усиление роли государства в совершенствовании систем образования и здравоохранения. Интенсифицирующийся процесс перераспределения работников между отраслями и сферами деятельности, формирование институциональной структуры рынка труда - также компетенция государства. Не потеряла актуальности и задача поддержания системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, позволяющего добиваться согласования интересов сторон и в целом принципов экономической эффективности и социальной справедливости.

В новых экономических условиях ведущая роль должна отводиться сферам, работающим на повышение качественных характеристик занятого населения, а именно образования, здравоохранения и социальной сфере, а также науке и научному обслуживанию, которые обеспечивают инновационный характер экономического роста.

Конкретные показатели, характеризующие изменения экономической и социальной эффективности занятости, могут быть сгруппированы по нескольким разделам: сдвиги в отраслевой и

профессионально-квалификационной структурах занятости, оплата труда, образование и профессиональная подготовка, охрана труда, стабильность занятости, социальная защита безработных, производительность труда, распространенность коллективно-договорных механизмов регулирования социально-трудовых отношений, обеспечиваемый коллективными договорами и соглашениями уровень трудовых стандартов.


«Условием формирования структуры инновационного типа становится перелив рабочей силы из индустриального сектора в сектор информационных и социальных услуг, совершенствование образовательной и квалификационной структуры занятых, интеллектуализация профессионального состава» [36, с. 10]. Результаты должны рассматриваться и оцениваться сточки зрения их содействия решению двух задач: формированию более рациональной, а потому и более эффективной профессиональной структуры занятых, и обеспечению сбалансированности спроса на рабочую силу и предложения.

Структура занятых по видам профессиональной деятельности должна демонстрировать динамику активной трансформации в сторону стандартов, раскрывающих инновационную активность человеческого капитала через увеличение доли работающих в сфере науки, информационного обслуживания, высоких технологий и т.п. «Так, в странах, имеющих наиболее высокий уровень социально-экономического развития и занятость инновационного типа, сложились следующие структурные параметры [34, с. 53]:

  • не менее 2/3 занятых в третичном секторе;
  • более 25% работников с третичным образованием;
  • количество лет обучения - не менее 14;
  • 35-40% в профессионально-квалификационной структуре составляют руководители и специалисты высшего уровня квалификации;
  • не менее пяти исследователей на 1 тыс. занятых и др.».

Выводы по 1 главе:

  1. Рынок труда - это совокупность экономических, социальных, правовых отношений, которые складываются между собственниками рабочей силы (наемными работниками) и работодателями (физическими или юридическими лицами) по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы.
  2. Цели территориального (муниципального) регулирования рынка труда: обеспечение полной занятости; создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность.
  3. Преобразование рынка труда, отношений занятости, механизмов регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с потребностями инновационного развития экономики и модернизации страны является остро необходимым.

Глава 2 Анализ решения проблемы рынка труда в г. Дзержинске Нижегородской области


2.1. Характеристика рынка труда в г. Дзержинска Нижегородской области

В г. Дзержинске Нижегородской области «по оценке 2016 года трудовые ресурсы города составляют 146,7 тыс. человек, из них 105,37 тыс. человек - заняты в экономике города, или 42% от численности постоянного населения. Около 30% трудится на предприятиях обрабатывающих производств. В численности занятых также велика доля «бюджетников» -16,3%» [19].

Структура занятых в экономике города Дзержинска в 2016 году представлена на рисунке 2.

Рисунок 1 — Структура занятых в экономике города Дзержинска в 2016 году

По состоянию на 01.11.2016 на крупных и средних предприятиях города занято 50,7 тыс. человек, что на 1760 человек меньше, чем год назад.

На предприятиях обрабатывающего сектора занято 23,8 тыс. человек, сокращение здесь произошло на 4,1% или 1030 человек.

Динамика занятых в основных и системообразующих предприятиях города представлена в таблице.

По данным мониторинга ситуации на рынке труда на 01.01.2016 года сокращено 657 человек.

Просроченная задолженность по заработной плате отсутствует. Предприятие - банкрот ОАО «Заря» погасило имевшуюся ранее задолженность перед работниками.

Основные и системообразующие предприятия (численность работающих, предполагаемое высвобождение персонала) представлены в таблице приложения 1.

Среднемесячная начисленная заработная плата 2016 года составила 17254,2 рублей и выросла на 11,8%. Следует отметить, что несмотря на то, что номинальный рост заработной платы за отчетный период несколько выше, чем за аналогичный период прошлого года, под влиянием инфляционного фактора реальные темпы роста заработной платы в текущем году ниже (101,7%), чем в прошлом году (103,5%).

С начала текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост заработной платы практически во всех наблюдаемых видах экономической деятельности. [9]

Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечаются в отдельных подвидах обрабатывающей промышленности. Так, заработная плата в производстве машин и оборудования за январь - апрель 2016 года увеличилась на 31,2% к уровню аналогичного периода 2016 года, в производстве прочих неметаллических продуктов - на 22,7%, производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 17,9%. В целом в обрабатывающем секторе зарплата увеличилась на 14,6% и составила 19 310,3 руб.