Файл: Роль государства в регулировании рынка труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«От общего числа поступивших вакансий (12110), доля вакансий рабочих профессий - составила 82% (9896), доля вакансий ИТР и служащих - 18% (2214).

За период с января по декабрь 2016г 1122 предприятий и организаций подали в ЦЗН 12110 вакансий, что составляет 50,35% от общего количества работодателей, зарегистрированных в реестре получателей государственной услуги в сфере занятости населения. [5]

Большая часть предприятий и организаций относится к следующим отраслям: торговля (410), обрабатывающие производства (226), операции с недвижимым имуществом(132), образование(107), гостиницы и рестораны(81), строительство(73), транспорт и связь(61).

Из них 345 предприятий и организаций впервые обратились за предоставлением государственной услуги содействия в подборе необходимых работников. Большая часть из них относятся к следующим отраслям: торговля и общественное питание (165), общая коммерческая деятельность (26), строительство(22), транспорт и связь (20), химическая и нефтехимическая (15), непроизводственные виды бытового обслуживания(12), жилищно-коммунальное хозяйство(8), операции с недвижимым имуществом(8), легкая промышленность (7) и другие. Из них 4 предприятия имеют численность свыше 100 человек и более поле половины (225) - менее 10 человек. Индивидуальные предприниматели среди них составляют 114(33%).

Коэффициент напряженность на рынке труда на конец отчетного периода 0,7. [19].

Основное количество вакансий было получено от предприятий обрабатывающей отрасли как самой многочисленной. Данные о распределении представленных вакансий по отраслям отражены в таблице 5.

Таблица 5 —Распределение представленных вакансий по отраслям

Отрасль

Количество вакансий

Обрабатывающие производства

3826

Оптовая и розничная торговля

2507

Образование

2020

Строительство

1771

Операции с недвижимым имуществом

1250

Здравоохранение

719

Гостиницы и рестораны

640

Транспорт и связь

568

Предоставление коммунальных и прочих услуг

279

Список самых востребованных профессий на рынке труда г. Дзержинска за 2016 год представлен в таблице 6.

Таблица 6

Самые востребованные профессии на рынке труда г. Дзержинска за отчетный период 2016 года

Профессия

Заявлено вакансий

1

Рабочий

1595

2

Грузчик

386

3

Водитель автомобиля

367

4

Подсобный рабочий

351

5

Продавец продовольственных товаров

330

6

Продавец непродовольственных товаров

300

7

Разнорабочий

271

8

Уборщица произв.помещений

253

9

Повар

231

10

Менеджер

220

11

Электрогазосварщик

204

12

Слесарь-ремонтник

130

13

Санитарка

123

14

Бухгалтер

120

15

Плотник

110


В течение 2016 года были проведены ряд мероприятий по привлечению вакансий в службу занятости населения: маркетинговые звонки на предприятия, посещения предприятий специалистами отдела трудоустройства, направление информационных писем на электронные адреса предприятий, 18 ярмарок вакансий, 36 мини-ярмарки, 5 семинаров с работодателями, 1 круглый стол с работодателями.[9]

Динамика численности граждан, которым назначены социальные выплаты представлена в приложении 4.

Анализ расходования средств федерального бюджета на мероприятия, снижающие напряженность на рынке труда в г. Дзержинске представлен в таблице приложения 5.

Информирование о положении на рынке труда.

Предоставление государственной услуги по информированию граждан о положении на рынке труда, о деятельности центра занятости населения, нормативно-правовой материал о соблюдении законодательства о занятости населения и о предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости населения производится как при их личном обращении в центр занятости населения, так и для неопределенного круга

лиц размещается на информационных стендах, в средствах массовой информации. [7]

Во исполнение Административного регламента о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации 1 раз в месяц в СМИ г. Дзержинска рассылается информационный материал (пресс-релиз) о ситуации на рынке труда, нормативно-правовой материал о соблюдении законодательства о занятости населения и о предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости населения. Также в различные СМИ г.Дзержинска и интернет-ресурсы рассылается план мероприятий ГУ Центра занятости населения на следующий месяц.

В течение отчетного периода было подготовлено 19 справочно- информационных материалов, в том числе: «Экспресс-итоги», Пресс­релизы «Краткий обзор рынка труда» и «Ситуация на рынке труда» по итогам 1,2,3 и 4 кварталов. Кроме этого, было опубликовано 7 заказных статей в газете «Горожане плюс». [8]

С начала года было издано 15 209 шт. информационных материалов следующих наименований:

Буклеты: - «Что Вы теряете при длительной безработице?»; «Как найти нужного работника?»; «В помощь гражданам, освободившимся из мест лишения свободы»; «Услуги Центра занятости населения»; «Вам грозит сокращение...»; «Что такое подходящая работа?»; «Организация трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы» (для безработных); «Организация трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы» (для работодателей); «Опережающее обучение (женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет)»; «В помощь подростку»; «Желающим открыть собственное дело»; «Как правильно составить резюме»; «Первое рабочее место» (для работодателей); «Общественные работы - верное решение!»; «Работодателям об организации общественных работ»; «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ»; «Социальная адаптация на рабочем месте или Как пройти испытательный срок»; «Юридическая помощь подросткам в вопросах трудоустройства»; «В помощь инвалидам»; «Для Вас, выпускники!»; «Сокращение. Памятка работодателю»; «Трудоустройство подростков как ценный вклад в кадровый резерв города».


Флаеры: «Поиск работы через Интернет»; «В помощь одиноким и многодетным родителям»; Памятка безработному гражданину»; «Профобучение»; «Востребованные профессии на рынке труда»; «Первое рабочее место (временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые)»; «В помощь одиноким и многодетным родителям»; «Государственная поддержка на рынке труда граждан предпенсионного возраста»; «Список вакансий по общественным работам»;

Брошюры: «Трудоустройство подростков от А до Я с Центром занятости населения города Дзержинска»; «Мой выбор!» (Информация для выпускников образовательных учреждений)»; «Памятка для граждан, обратившихся в службу занятости населения»; «Методические рекомендации желающим открыть собственное дело».[18]

За 2016 год было организовано 5 видеосюжетов на телеканале «Дзержинск»:

  • 2 интервью (февраль, апрель) с директором ГУ ЦЗН Мишиным И.С. о ходе реализации областной целевой программы «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2014 году»;
  • видеосюжет о конкурсе «Лучший инспектор ГУ ЦЗН 2016 года»;
  • видеосюжет о мероприятии, посвященном 20-летию службы занятости населения.
  • интервью с директором ГУ ЦЗН Мишиным И.С. по итогам проведения Круглого стола в ДПИ НГТУ им. Р.Е. Алексеева о проблемах трудоустройства выпускников.

В течение года еженедельно публиковались новые вакансии от ГУ ЦЗН в газетах города Дзержинска: «Горожане плюс» и «Эконом Инфо». Так же данные вакансии размещались в сети Интернет на сайте Торгово­промышленной палаты, сайте центра молодежных инициатив «Молодежь Дзержинска», сайте «НГТУ им Р.Е. Алексеева», в интернет-газете «Апрель». Специально для ФБУ ГУФСИН Исправительная колония №9 еженедельно формировался список вакансий для мужчин. [33]

Общее количество опубликованных вакансий в 2016 г. составило 24000 шт.

В рамках информирования населения и работодателей о положении на рынке труда в 2016г. проведено 138 различных массовых мероприятия информационного характера, среди которых:

  • ярмарки вакансий - 18;
  • мини-ярмарки вакансий - 37;
  • ярмарки-презентации учебных заведений - 3;
  • информационная акция для несовершеннолетних «Хочу работать!»

- 1;

  • мероприятие по подведению итогов летней занятости подростков и награждение победителей областного конкурса «Лучшая трудовая подростковая бригада 2016» - 1;
  • информационная акция «Перспектива» для выпускников учреждений среднего и высшего образования и несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет - 1;
  • семинары и круглые столы с работодателями - 5;
  • прямые телефонные линии «Ориентир» и «Партнер» - 24;
  • лекции юриста «Основные положения Закона о занятости» - 24;
  • лекции профконсультанта по стратегии поиска работы и услугам ЦЗН - 24;
  • работа передвижного (мобильного) центра занятости г. Дзержинска - 3 и др.

Активно проводилось публичное информирование о ситуации на рынке труда Нижегородской области: Директор ГУ ЦЗН города

Дзержинска регулярно проводит информирование на оперативных совещаниях у мэра г. Дзержинска, Городской Думе, заседаниях у заместителя мэра по социальной политике и других совместных совещаниях о результатах выполнения областной целевой программы «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2016 году». Так же освещалась информация о ситуации на рынке труда, о работе по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, организации общественных работ и др.

В ходе анализа рынка труда и деятельности ЦЗН г. Дзержинска по решению проблем занятости были выявлены следующие проблемы:

  1. Высокий процент безработицы среди женщин (1903 чел. в 2016 г.) и молодежи (1336 чел. в 2016 г.).
  2. Безработным предлагаются, в основном, рабочие специальности. Увеличение числа вакансий не означает увеличения числа трудоустроенных из-за несоответствия квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда. Этими вакансиями могут воспользоваться лишь рабочие или инженерно-технические работники, готовые к понижению социального статуса, а среди безработных - достаточно много граждан с высшим образованием. Данная проблема приводит к удлинению периода поиска работы и к высокому уровню отказов на предложения о трудоустройстве в центре занятости.
  3. ЦЗН для граждан и работодателей ассоциируется с модификацией прежних бюро по трудоустройству, где невозможно найти стоящего работника и стоящее рабочее место. [28]

Положение зарегистрированного безработного - как некий имидж социального иждивенца, неудачника, не усвоившего новые правила игры. ЦЗН г. Дзержинска выполняет в основном функцию социальной защиты, снабжая пособием и рядом льгот. Это приводит к увеличению среди безработных доли явных иждивенцев общества, приходящих в службу занятости переждать трудные времена (как в собес), получить стаж, не работая, да еще и с денежным пособием. Достаточно типичными клиентами Центра занятости являются специалисты с высокой квалификацией и большим пособием по безработице. Они получают максимальное пособие и стоят на учете до окончания срока выплаты пособия (1 год и более). Рабочие места им подобрать весьма сложно, так как уровень предыдущей зарплаты превышает ныне существующие предложения в перечне вакансий. Кроме того, нередко безработные обращаются ради получения отдельных льгот: требуется какая-либо социальная помощь от отдела соцобеспечения, субсидии для квартирной платы и т.п. Приобретает важное значение и сохранение с помощью службы занятости непрерывного стажа работы. К тому же сейчас многие хорошо информированы через средства массовой информации, а также благодаря неформальным каналам о том, что существуют достаточно широкие возможности вследствие несовершенства законодательства получить пособие по безработице, вовсе не работая. Это важный фактор привлечения людей, тем более, что нередко размер пособия оказывается не ниже, а иногда и выше размера заработной платы. [12]


По мнению специалистов, до половины зарегистрированных безработных предпринимают и какие-то самостоятельные действия по поиску работы. Некоторые из них до прихода в службу обращались в частные агентства по трудоустройству. Однако после постановки на учёт

только очень немногие безработные продолжают обращаться в такие агентства: государственная служба занятости оказывается более

эффективной структурой, помогающей человеку в поиске работы. Вместе с тем, служба занятости находится «вне конкуренции». Выплата пособий - ее прерогатива. Но при этом, чем больше людей в той или иной мере довольны своим положением безработного, тем ниже их активность в поисках работы, в том числе и в альтернативных структурах.

  1. Из-за большого количества бумажной работы у инспекторов ЦЗН не остается времени на беседу с клиентом, на взаимодействие с клиентами и работодателями.
  2. Достаточно сложно оценивать эффективность работы ЦЗН, так как он работает как с незанятым, так и с занятым населением, поэтому невозможно оценить реальное трудоустройство граждан непосредственно при его содействии. В случаях, когда человек трудоустраивается на то место, которое он нашел сам, ЦЗН завышает показатель эффективности, отчитываясь за его трудоустройство. А после обучения, например, если человек не встает на учет, то ЦЗН не всегда имеет достоверные сведения, помогло ему обучение или нет. При оценке эффективности службы занятости, недостаточно учитывается рабочая нагрузка специалиста, связанная с необходимостью прогнозирования и предоставления статистической информации, а также ситуация в экономике страны, условия рынка труда и поведенческие характеристики самих безработных.

Для решения данных проблем в деятельности ЦЗН г. Дзержинска необходимо выработать рекомендации по решению проблемы безработицы в городе и регионе. [14]

Заключение

Рынок труда - это совокупность экономических, социальных, правовых отношений, которые складываются между собственниками рабочей силы (наемными работниками) и работодателями (физическими или юридическими лицами) по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы.

В обобщенном виде иерархию процесса регулирования рынка труда можно представить в виде трех уровней: федерального, регионального уровня и муниципального уровня. В Нижегородском регионе особое место в системе регулирования рынка труда принадлежит Управлению государственной службы занятости населения Нижегородской области, входящее в систему органов исполнительной власти Нижегородской области и единую систему государственной службы занятости населения.