Файл: Разработка комплекта мебели для гостиной в стиле Функционализм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Дизайн мебели – это не просто визуализация картинки будущей обстановки, это сложная проектная разработка, от точной проработки которой зависит весь функционал интерьера. Гостиная в доме – это то место, в котором, как и следует из названия, принимают гостей. Однако и сами хозяева отдыхают здесь, проводя время перед телевизором или книгой, с напитками, приятной беседой и другими занятиями. Поэтому гостиная должна быть самым комфортным местом в доме. Именно поэтому в этом проекте будет проектирование комплектов гостиной мебели. Будут разработаны диван, компьютерный стол и журнальный столик в стиле Функционализм.

Актуальность темы исследования. Гостиная комната – это настоящее «сердце» дома, ведь именно здесь принято отдыхать всей семьей и принимать гостей. Это место, заходя в которое так и хочется расположиться на диване, чтобы расслабиться и отдохнуть, послушать музыку или насладиться просмотром любимого фильма. Поэтому следует уделить особое внимание интерьеру гостиной, чтобы создать уютную и комфортную атмосферу для всех членов семьи. Гостиная это общесемейное место. Именно поэтому в ней должны быть созданы все условия для различных видов деятельности и отдыха.

Мебель в гостиной должна соответствовать всему перечисленному и быть удобной, красивой и разнообразной, при создании комплекта мебели важно учитывать правила эргономики, которые изучают физические и психические особенности человека при взаимодействии с объектами. Данная тема влияет на гармоничное сочетание элементов и форм проектируемой мебели и удобство в использовании.

Одним из направлений в дизайне мебели является стиль Функционализм. Главной особенностью этого стиля является функциональность всех предметов мебели, удобство, простота, экономичность и умеренность, что влияет на положительное восприятие человека.

Всё выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсового проекта: «Разработка комплекта мебели для гостиной в стиле Функционализм».

Степень разработанности темы. Для написания курсового проекта использовалась книга «Стили мебели»[1] [10] под авторством Дюла Кес, в которой популярный очерк истории стилей мебели, в том числе стиль «Функционализм», произошедший из стиля «Баухауз» и его особенности. В книге «Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. Справочник по проектным нормам» [2] [15] Джулиус Панеро и Мартин Зелник приводят все данные, которые требуются профессиональным дизайнерам мебели, а также обсуждают проблемы современного дизайна. В книге Бобикова П.Д. «Мебель своими руками»[3] [12] приведены конструктивные решения и технология изготовления мебели с использованием традиционных и современных материалов и мебельной фурнитуры.


Объектом исследования является проектирование мебели для гостиной в стиле «Функционализм».

Предметом исследования является художественно-конструкторское проектирование и изготовление макета комплекта мебели.

Цель курсового проекта: разработать комплект мебели для гостиной, состоящий из компьютерного стола, дивана и журнального столика в стиле Функционализм.

Задачи курсового проекта:

  1. Рассмотреть особенности стиля Функционализм.
  2. Изучить теоретическую основу проектирования мебели.
  3. Сделать анализ подобных объектов.
  4. Изучить требования эргономики и стандарты ГОСТ.
  5. Проанализировать допустимые материалы.
  6. Рассчитать экономическое обоснование изделий.
  7. Разработать эскизы объекта дизайна и технический рисунок.
  8. Уточнить технические чертежи.
  9. Изучить технологию изготовления мебели.
  10. Изготовить макеты: компьютерного стола, дивана и журнального столика.

Методы исследования. В данном проекте используются следующие методы: исторический метод, теоретический метод, метод сравнения, метод моделирования, математический метод. Исторический метод-это способ изучения исторических закономерностей через конкретные их проявления: через исторические факты, способы извлечения из фактов новых знаний. В курсовом проекте используется для обоснования и изучения стиля. Теоретический метод заключается в выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. В курсовом проекте используется для изучения габаритов мебели, её форм и возможных механизмов, а также для анализа представленного стиля и мебели. Метод сравнения позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями. В курсовом проекте используется при выборе подходящих материалов для создания мебели. Метод моделирования основан на построении и изучении моделей с целью получения новых знаний, совершенствования характеристик объектов исследований или управления ими. В курсовом проекте применяется при создании макета комплекта мебели. Математический метод применяется для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. В курсовом проекте используется для экономического обоснования проекта.

Проект состоит из трех глав: исследовательско-аналитическая; проектно-графическая; технолого-экономическая. В первой главе необходимо проанализировать выбранный стиль, выбрать возможные материалы, изучить требования к конструкции мебели, изучить аналоги мебели. Во второй главе представлены эскизы, технические чертежи, 3D визуализация и макет комплекта мебели, учитывая эргономические требования. В третей главе рассмотрены технологии создания комплекта мебели, рассчитана себестоимости проекта.


  1. ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЛАВА

    1. Изучение стиля «Функционализм» и основных его особенностей

Функционализм в дизайне мебели. Предметная среда человека, в частности мебель, привлекали и привлекают внимание дизайнеров всего мира. Основная отличительная черта «хорошего» дизайна — максимально рациональная и одновременно гармоничная связь эстетики формы предмета и его функционального предназначения, попросту — удобства в использовании.
Начало прошлого столетия ознаменовалось бурным развитием стилевых направлений не только в изобразительном искусстве, но и в дизайне. Ар нуво, конструктивизм, функционализм ярко проявили себя в области архитектуры и искусстве бытовой вещи. Особенно долговечным оказался функционализм, плавно переросший в интернациональный стиль, распространившийся широко и повсеместно на весь предметный мир — мебель, одежду, книжную графику, сценографию и пр. Он заложил теоретическую и практическую базу дизайна. Отчасти художественной предтечей современного движения послужил сформировавшейся в начале XX в. футуризм и конструктивизм. От футуризма функционализм позаимствовал его демонстративное отрицание творческого наследия, а от конструктивизма — культ обобщенных абстрактных геометрических форм. Функционализм, как направление в зарубежном зодчестве XX в., основан на утверждении первичности функции (утилитарно-практическое назначение) объекта архитектуры по отношению к его форме.
Выдвинутая Салливеном формула «форму определяет функция» в середине 1920-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками рационализма. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, и, наиболее последовательно, — архитекторами, связанными с «Баухаузом» в Германии.

Многое, созданное великим архитектором Шарлем Эдуардом Жаннере (1887-1965), известным под псевдонимом Ле Корбюзье, сегодня является классикой дизайна. За десятилетие, прошедшее с 1922 по 1932 г., Ле Корбюзье построил 26 зданий, в которых воплощены идеи функционализма: бетон, большие ленточные окна, подвижные перегородки внутри помещений — от облика традиционного жилища не осталось и следа. Выдвинутая им концепция дома как «машина для жилья», включала и функциональную мебель. Для Ле Корбюзье мебель по своей идеологии подобна ортопедии — она должна расширять функциональные возможности человека. Мебель имела колоссальное влияние на дизайн: стилистическая элегантность в соединении с изысканностью обусловили ее бессмертие. Ле Корбюзье предложил стальную мебель, секционные шкафы-емкости, первыми показанные в павильоне «Эспри Нуво». Его столы — это прозрачные прямоугольные столешницы на стальных блестящих ножках с уз кими вершинными и широкими плоскими основаниями (см. рис.1.1.).


Рис. 1.1. Стол Ле Корбюзье на стальных ножках

 Ле Корбюзье спроектировал два типа кресел. Одно из них — так называемое «кресло с подвижной спинкой». Его каркас состоит из стальных полированных или никелированных трубок. Кожаная спинка может принимать различные положения, подлокотники — кожаные ленты, свободно вращающиеся вокруг концов двух стоек. (см. рис.1.2.). Второй тип — «комфортабельное кресло». В этом случае внутри каркаса из хромированных или полированных стальных трубок лежат ничем не закрепленные большие и мягкие кожаные подушки. Создается контраст между огромными подушками и очень легкой на вид опорой, создавая впечатление того, что достигнут максимум комфорта притом, что затрачено минимум материала и труда. (см. рис.1.3.).

Между 1928 и 1929 гг. он создал три варианта своего знаменитого кресла. Все они были заказаны фирмой «Тонет» и использовались в обстановке вилл, где в интерьерах прослеживались чистые линии, открытое пространство планов, ленточные окна, что соответствовало эргономическому дизайну кресел.

Рис. 1.2. кресло с подвижной спинкой

Рис. 1.3.

комфортабельное крсло

Одним из самых известных предложений Ле Корбюзье в области мебельного дизайна стал шезлонг с регулируемой высотой спинки. (см. рис.1.4.). Устойчивость конструкции (независимо от наклона) обеспечивалась силой сцепления резиновых трубок, надетых на перекладины опоры. В изгибе «рабочей» поверхности, натянутой на металлическую раму, учтены параметры лежащей или полулежащей человеческой фигуры. Обивка шла из меха пони.
В работах Ле Корбюзье 1920-х гг. можно увидеть все детали современного интерьера: скрытое освещение, специально спроектированные полки и шкафы, мебель из хромированных трубок.

Рис. 1.4. шезлонг с регулируемой высотой спинки

«Машину-сиденье» (см. рис.1.5.) спроектировал в 1908 г. пионер функционального дизайна Йозеф Хоффман. Он использовал сочетание медицинской науки «Ортопедия» и точной науки «Сопротивление материалов», считая, что правильная мебель помогает отдохнуть, расслабиться и снять нагрузки, а плохая, наоборот, усиливает нагрузки, и вместо отдыха мы получаем проблемы с позвоночником, суставами и мышцами. «Зитцмашину» И. Хоффман создал для своего друга — инвалида, который не мог двигаться из-за травмы позвоночника. Корпус кресла выполнен из эбенового дерева без какой-либо обивки, с фиксированной в нескольких положениях спинкой. Сиденье раскладывалось, превращая конструкцию в шезлонг. Подушки со специальной набивкой были продуманы эргономически, что позволяло проводить в кресле много часов без нарушения кровообращения.
Идеи полезности, красоты и простоты в дизайне базировались на использовании новых индустриальных материалов — стекла, стали, гнуто-клееной фанеры — и абсолютно новыми методами, обнажая внутреннюю структуру предмета и ставя во главу угла функциональность и практичность. 


Рис. 1.5. «Машина-сиденье»

(Sitzmaschine)

В творчестве архитектора и дизайнера Марселя Брейера гениальным произведением стало кресло «Василий» (см. рис.1.6.)

Рис. 1.6. кресло «Василий»

Названное в честь русского художника-абстракциониста Василия Кандинского. В этой модели принципы работы с гнутым деревом дизайнер перенес на стальные трубы. Первая модель заложила основные характеристики для всех последующих изделий. Первоначально полосы текстиля, натянутые на раму, перекрещивались, впоследствии все они стали линейными и взаимно стабилизировали друг друга. Кресло легко демонтировалось, складировалось.

«Формы ради формы не существует; форма — не цель работы, а исключительно лишь ее результат» [4] [15], — говорил немецкий архитектор и дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ, один из основоположников интернационального стиля. Его постройки отличают эстетическая целостность, отточенность геометрической формы и одновременно рациональность среды, дополняющая проектируемой им мебели. На выставке 1927 г. в Штутгарте он показал консольный стул на стальных трубах и стол со стеклянной столешницей на стальной раме. Основу стула, известного как стул «MR», (см. рис.1.7.) образует пространственно-развернутый линейный элемент и табурет с плетеным сиденьем. Эта модель навсегда осталась эталоном чистоты стиля современного дизайна. Главное качество произведений Миса — художественность, одухотворяющая технику, которая сохраняет непреходящую ценность и в настоящее время. Металлическая мебель по образцам, созданным им в конце 20-х и в 30-е гг., пользуется неизменной популярностью и до сих пор производится в США и Европе.

Рис. 1.7. Стул «MR»

В наши дни функционализм с использованием новоизобретенных материалов и технологий проявляется в мебели простых форм с гладкими покрытиями, минимальным моделированием поверхностей, без избыточной декоративности с обширными незаполненными пространствами и воплощается в современных стилевых направлениях таких как минимализм, хай-тек.

    1. Исследование видов мебели для гостиной комнаты