Файл: Оценка стоимости проекта (Оценка стоимости проекта: сущность, подходы и методы).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
Денежный поток — это движение денежных средств в реальном времени, по сути, денежный поток - это разность между суммами поступлений и выплат денежных средств компании за определенный период времени, как за этот промежуток берется финансовый год. В основе управления денежными потоками лежит концепция денежного кругооборота.[6]
Это сумма притоков и оттоков денежных средств от трех видов деятельности:
- Операционный (основной). Он напрямую связан с работой предприятия. В нем в качестве притока средств выступает основная деятельность компании (реализация услуг и товаров), отток же происходит в основном поставщикам сырья, оборудования, комплектующих, энергоносителей, полуфабрикатов, то есть всего того, без чего деятельность предприятия невозможна.
- Инвестиционный. Он основан на операциях с долгосрочными активами и получении прибыли от предыдущих вложений. Притоком здесь является получение процентов или дивидендов, а оттоком – покупка акций и облигаций с перспективой получения прибыли позже, приобретение нематериальных активов (авторских прав, лицензий, права на пользование земельными ресурсами).
- Финансовый. Характеризует деятельность собственников и менеджмента на увеличение капитала фирмы для решения задач ее развития. Приток – средства от продажи ценных бумаг и получение долгосрочных или краткосрочных кредитов, отток – деньги на погашение взятых кредитов, выплата акционерам причитающихся им дивидендов.
Ставка дисконтирования - это ожидаемая ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, это ожидаемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.
Ставка дисконтирования рассчитывается на той же основе, что и денежный поток, к которому она применяется. Для денежного потока собственного капитала применяется ставка дисконтирования, равная требуемой собственником ставке отдачи на вложенный капитал. Для бездолгового денежного потока применяется ставка дисконтирования, равная сумме взвешенных ставок с отдачи на собственный капитал и заемные средства (ставка отдачи на заемные средства является процентной ставкой банка по кредитам), где в качестве весов выступают доли заемных и собственных средств в структуре капитала.
Существуют различные методики определения ставки дисконтирования, наиболее распространенными из которых являются:
- для денежного потока собственного капитала:
- модель оценки капитальных активов (CAPM);
- метод кумулятивного построения (CCM).
- для бездолгового денежного потока:
- модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC).
Метод оценки капитальных активов — данная модель основывается на том факте, что инвесторы, вкладывающие свои средства в рисковые активы, ожидают некоторый дополнительный доход, превышающий безрисковую ставку, как компенсацию за риск владения этими активами. Технический термин, описывающий подобное требование, называется неприятием риска.
R=Rf +β*(Rm- Rf)+S1+S2+C,
где:
- S1 - премия для малых предприятий;
- S2 - премия за риск, характерный для отдельной компании;
- C - страновой риск.
Этапы определения стоимости инновационного проекта методом дисконтированных денежных потоков.
- Сбор и анализ необходимой для оценки информации
- Выбор формулы расчёта денежного потока
- Определение длительности прогнозного периода
- Проведение ретроперспективного анализа притоков и оттоков денежных средств
- Построение будущих денежных потоков
- Определение ставки дисконтирования
- Расчёт терминальной стоимости
Расчёт текущей стоимости будущих денежных потоков и стоимости компании в постпрогнозный период и их суммарного значения.
Терминальная стоимость — это настоящая стоимость всех будущих денежных потоков по ценной бумаге на определенный момент в будущем, при условии постоянного стабильного темпа прироста. Терминальная стоимость чаще всего используется в многоступенчатом анализе дисконтированного денежного потока, и позволяет ограничивать денежные потоки периодами в несколько лет. Прогнозирование результатов на более длительные периоды является непрактичным и подвергает результаты таких расчетов множеству рисков, ограничивающих их достоверность. Главную роль, как правило, играет значительная неопределенность, связанная с прогнозированием макроэкономических условий и развития отрасли более чем на несколько лет.
Вывод
Итак, в этой главе были приведены определения денежному потоку, терминальной стоимости, был описан метод капитальных активов и приведена формула оценки капитальных активов, что позволит во второй главе провести оценку стоимости проекта.
Глава 2. Анализ оценки стоимости проекта на примере компании МосИнТех
Проект МосИнТех реализуется в сфере инновационных технологий. Целью проекта является запуск в производство завода по переработке отходов. В качестве основной задачи данного проекта выступает — переработка отходов для их повторного использования.
Конечные и промежуточные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты проекта[7]
Конечный результат |
Промежуточный результат |
запуск производственной линии и выпуск продукта |
постройка завода, наём работников, разработка инновационного продукта |
В ходе анализа проекта выделили следующую целевую аудиторию:
- Люди от 14 лет.
- Заинтересованные в инновациях люди и компании.
Конкурентами являются компании, работающие с данной целевой аудиторией.
Для выполнения проект разделён на этапы (работы) (табл.2).
Таблица 2
Этапы проекта[8]
Наименование этапа |
Продолжительность, дн. |
---|---|
Получение разрешения на строительство |
1 |
Наём отдела кадров |
1 |
Наём архитектора |
1 |
Создание архитектуры завода |
4 |
Наём подрядчика |
1 |
Наём бригады рабочих |
1 |
Заключение договора с охранной компанией |
1 |
Закупка строительных материалов |
3 |
Закладка фундамента |
9 |
Постройка завода |
91 |
Закупка производственной техники |
1 |
Сборка производственной техники |
3 |
Отладка производственной линии |
3 |
Наём высококвалифицированных кадров |
10 |
Закупка мебели |
1 |
Сборка мебели |
2 |
Закупка офисной техники |
1 |
Запуск офиса |
1 |
Проектирование продукта |
5 |
Сборка продукта |
10 |
Тестирование продукта |
14 |
Рекламная кампания |
14 |
Реализация проекта проходит в 4 фазы: инициация, планирование, исполнение и завершение. Описание фаз проекта представлено ниже (табл. 3).
Таблица 3
Фазы проекта[9]
Наименование фазы |
Описание фазы |
---|---|
Инициация |
Происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий. Поиск инвесторов и поставщиков. |
Планирование |
Определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц. Формирование команды проекта. Заключение договора с инвесторами и поставщиками. |
Исполнение |
Начинается сразу же после того, как были утверждены планы. Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий. |
Завершение |
Процесс официального завершения всех операций проекта. При закрытии проекта менеджер рассматривает всю предыдущую информацию, полученную во время закрытия предыдущих фаз, позволяющую удостовериться в том, что все работы по проекту завершены, и проект достиг своих целей. Высвобождение ресурсов, расформирование команды проекта, подготовка отчетности для заказчика. |
Основываясь на данные фаз и этапов (работ) проекта можно составить иерархическую структуру работ (ИСР), которая представлена ниже (рис. 1).
Рисунок 1. Иерархическая структура работ проекта (ИСР)[10]
Для реализации проекта предъявляются следующие требования:
- уложиться в выделенные средства (800 млн. руб.);
- выпустить тиражируемый продукт;
- поиск высококвалифицированных сотрудников.
На рисунке 2 представлена организационная структура проекта. Для реализации проекта была выбрана проектная организационная структура. Её преимуществами являются: наличие руководителя проекта, гибкость структуры, комплексный подход к реализации проекта, усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы. Руководителем проекта является директор.
Рисунок 2.Организационная структура предприятия[11]
В ходе анализа проекта были выделены следующие заинтересованные стороны (табл.4).
Таблица 4
Реестр заинтересованных сторон с краткой характеристикой[12]
№п/п |
Заинтересованная сторона |
Характеристика |
---|---|---|
1 |
Инвестор |
Инвестирование проекта |
2 |
Директор |
Целесообразность проекта поддержание жизнеспособности проекта |
3 |
Орган стандартизации |
Соответствие проекта стандартам |
4 |
Тестировщик |
Тестирование готового продукта, производственной линии |
5 |
Бухгалтер |
Ведение бухгалтерского учёта |
6 |
Финансист |
Контроль финансов |
7 |
Маркетолог |
Ведение маркетинга |
8 |
Отдел кадров |
Ведение кадрового учёта |
9 |
Охранник |
Охрана склада |
10 |
Заведующий складом/ складовщик |
Ведение списаний, инвентаризация |
11 |
Инженер |
Создание и усовершенствование технических приспособлений, отслеживание их результативного и бесперебойного функционирования |
12 |
Проектировщик |
Проектирование |
13 |
Технолог |
Разработка средств автоматизации и механизации |
14 |
Рабочий завода |
Работник на линии, сортировка, переработка отходов. |
В ходе выполнения проекта выделили следующие критерии успешности:
- Удовлетворение поставленных требований.
- Соответствие качеству.
- Удовлетворение потребителя.
- Проект окупил затраты.
Ниже в таблице представлены данные для построения сетевых моделей и календарного плана, в результате составления которых будет известен срок реализации проекта (табл. 5).
Таблица 5
Этапы проекта[13]
Обозначение этапа |
Наименование этапа |
Предшествующий этап |
Продолжительность(дни) |
---|---|---|---|
A |
Получение разрешения на строительство |
- |
1 |
B |
Наём отдела кадров |
- |
1 |
C |
Наём архитектора |
- |
1 |
D |
Создание архитектуры завода |
C |
4 |
E |
Наём подрядчика |
A,B |
1 |
F |
Наём бригады рабочих |
D |
1 |
G |
Заключение договора с охранной компанией |
E |
1 |
H |
Закупка строительных материалов |
E |
3 |
I |
Закладка фундамента |
E,F |
9 |
J |
Постройка завода |
G,H,I |
91 |
K |
Закупка производственной техники |
J |
1 |
L |
Сборка производственной техники |
K |
3 |
M |
Отладка производственной линии |
L |
3 |
N |
Наём высококвалифицированных кадров |
B,M |
10 |
O |
Закупка мебели |
M |
1 |
P |
Сборка мебели |
M |
2 |
Q |
Закупка офисной техники |
M |
1 |
R |
Запуск офиса |
O,P,Q |
1 |
S |
Проектирование продукта |
R,N |
5 |
T |
Сборка продукта |
S |
10 |
U |
Тестирование продукта |
T |
14 |
V |
Рекламная кампания |
U |
14 |
W |
Выпуск продукта |
V |
7 |