Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятийй.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПУТЁМ ПРОДАЖИ АКЦИЙ

1.1 Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе

1.2 Продажа акций открытых акционерных обществ через организации торговли на рынке ценных бумаг.

1.3 Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления и за пределами территории Российской Федерации

ГЛАВА 2. ИНЫЕ СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

2.1 Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ и преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (в общество с ограниченной ответственностью)

2.2 Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсах и аукционах

2.3 Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены

Заключение.

Список использованной литературы:

Минимальная, нормативная цена не объявляется. При поступлении предложений о покупке от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное имущество наивысшую цену.

При принятии к рассмотрению одного предложения о цене покупателем признается претендент, подавший это единственное предложение. Тем же, указанным выше постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 549 Правительством РФ утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.

Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении.

Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

Продавец в процессе подготовки и проведения продажи имущества:

- устанавливает срок приема заявок на приобретение имущества (дата и время начала и окончания приема заявок), а также дату подведения итогов продажи имущества;

- организует подготовку и публикацию информационного сообщения о продаже имущества;

- принимает заявки юридических и физических лиц на приобретение имущества, а также прилагаемые к ним предложения о цене приобретения имущества и другие документы по описи, представленной претендентом;

- ведет учет заявок и предложений о цене приобретения имущества путем их регистрации в установленном продавцом порядке;

- уведомляет претендента об отказе в рассмотрении поданной им заявки и предложения о цене приобретения имущества или о признании его покупателем имущества;

- заключает с покупателем договор купли-продажи имущества;

- производит расчеты с покупателем;

- организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах продажи имущества;

- обеспечивает передачу имущества покупателю и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него;

- осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

При приеме заявки продавец:

- удостоверяет личность претендента или его полномочного представителя и проверяет надлежащее оформление документа, удостоверяющего право полномочного представителя действовать от имени претендента;


- рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

Продавец отказывает претенденту в приеме заявки в случае, если:

- заявка представлена по истечении срока приема заявок, указанного в информационном сообщении;

- заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

- заявка оформлена с нарушением требований, установленных продавцом;

- представлены не все документы, предусмотренные информационным сообщением, либо они оформлены ненадлежащим образом;

- представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный перечень оснований для отказа в приеме заявки является исчерпывающим.

Практика пока не знает случаев продажи государственных предприятий путем продажи без объявления цены, однако такая продажа не исключается, о чем прямо говорится в п. 1 Положения.

Заключение.

На данный момент понятие приватизации раскрывает Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в ст. 1 которого приватизация определяется как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц.

В ст. 217 ГК РФ раскрываются основные признаки приватизации по законодательству РФ. К ним относятся:

а) принадлежность приватизируемого имущества к государственной или муниципальной собственности. Поэтому не является приватизацией, например, акционирование предприятия, созданного потребительским обществом. В таком случае применяются общие нормы гражданского права;

б) принадлежность покупателя приватизируемых объектов к числу субъектов частной собственности. Поэтому, например, переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

В отдельных законодательных актах о приватизации содержатся дополнительные признаки приватизации того или иного имущества. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о приватизации обязательным признаком приватизации признаётся ещё и возмездность. Это свидетельствует об окончательном завершении государственной политики чековой приватизации, проводимой ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 14.08.1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ».[19]


Приватизация осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом понятие порядка приватизации имущества трактуется достаточно широко. Оно включает в себя также право Российской Федерации на определение органов государственной власти (в том числе и в субъектах РФ) и местного самоуправления, правомочных принимать решения о приватизации государственного и муниципального имущества, а также видов имущества, подлежащего приватизации.[20]

На основании вышеизложенного хотелось бы сделать следующие выводы:

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики.

Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему имущественного оборота.

Проводимая в России приватизация государственного и муниципального имущества стала одним из главных направлений экономических преобразований, направленных на отказ от господствующей роли государства в экономике.

Приватизацию следует отличать от иных (общегражданских) способов отчуждения находящегося в публичной собственности имущества.

Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества содержит довольно широкий, но исчерпывающий перечень способов преобразования государственной (муниципальной) формы собственности в частную, а также подробную регламентацию каждого из них.

В процессе развития юридического понятия приватизации в России постепенно складывался обширный массив законодательства, регулирующего сам процесс перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность. К настоящему времени сформирована достаточно разветвленная система законодательства, регулирующего отношения, связанные с изменением формы собственности имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям, а также конкретизированы способы осуществления приватизации.


Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс»

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

3. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС «КонсультантПлюс»

4. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СПС «КонсультантПлюс»

5. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ  «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс»

6. Закон РСФСР от 31.10.1990 № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 22. ст. 260

7. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 845 (ред. от 15.09.2008) «О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 09.12.2002. № 49. ст. 4881

8. Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе» // СПС «КонсультантПлюс»

9. Постановление Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 «Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены» // СПС «КонсультантПлюс»

10. Постановление Правительства РФ от 07.08.1997 № 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями» (вместе с «Правилами проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» и «Положением о комиссии по проведению конкурсов...») // СПС «КонсультантПлюс»

11. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде» (утв. ВС СССР 23.11.1989 № 810-1) (ред. от 07.03.1991) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 25. ст. 481


12. Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. ст. 416

13. Федеральный закон от 21.07.1997 № 123-ФЗ (ред. от 05.08.2000) «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. ст. 3595

14. Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 914 (ред. от 14.10.1992, с изм. от 10.01.1993) «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (вместе с «Положением о приватизационных чеках») // Ведомости РФ. 1992. № 35. ст. 2001

Научная литература:

16. Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 гг. // Российский экономический журнал. 2005. № 4

17. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. 2007. № 6

18. Белов В.А. Гражданское право: Учебник.. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2010

19. Богатырев М.А. Типы приватизации. Этапы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда в России // Право: теория и практика. 2011. № 18

20. Братишко С.А. Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2015. № 8 // СПС «КонсультантПлюс»

21. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. М.: Контракт: ИНФРА-М, 2012

22. Гражданское право. Учебник: В 2 т./Отв. ред. Е.А. Суханов. Т.1. - М., 2010

23. Гражданское право : учеб. : в 3 т. Т.1 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Е. Ю. Валявина, И. В. Елисеев [и др.] ; отв. ред. Сергеев А. П., Ю. К. Толстой. М.: ТК Велби, издательствово Проспект, 2011

24. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. М.: ЗАО Юстицин-форм, 2010

25. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина / М., «Юрайт-Издат», 2014

26. Кряжевских О.В. Сделка приватизации // Юридический мир. 2009. №12

27. Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2010

28. Новикова С.В. Способы приватизации государственного и муниципального имущества // Власть Закона. 2014. № 2 // СПС «КонсультантПлюс»

29. Петраков Н. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 2

30. Право государственной собственности в России: учеб. пособ. / В.К. Андреев. М., издательство Дело, 2009

31. Право собственности в России: учебник / под ред. В.К. Андреева. М., издательство БЕК, 2012