Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятийй.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПУТЁМ ПРОДАЖИ АКЦИЙ

1.1 Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе

1.2 Продажа акций открытых акционерных обществ через организации торговли на рынке ценных бумаг.

1.3 Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления и за пределами территории Российской Федерации

ГЛАВА 2. ИНЫЕ СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

2.1 Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ и преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (в общество с ограниченной ответственностью)

2.2 Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсах и аукционах

2.3 Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены

Заключение.

Список использованной литературы:

Введение

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации[1] предусматривает государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.

Представление о приватизации сложилось в России чуть более двух десятилетий назад. Однако за этот короткий период рассматриваемый процесс смог не только стать одним из ключевых явлений в современной российской экономике, но и создать развитую нормативную базу на стыке гражданского, административного и финансового права, занявшую особое место в отечественной правовой системе.

Задачи, стоявшие перед приватизацией в Российской Федерации, существенно отличались от приватизационных кампаний, проводимых на Западе. Приватизация в России стала одним из способов разгосударствления экономики и перехода к созданию рыночной экономики.

Российской юриспруденции понятие приватизации не было известно до конца 80-х годов 20 века. Практика отчуждения государственного имущества в частную собственность существовала издавна, однако особым правовым режимом такое отчуждение не наделялось.

Термин «приватизация» впервые был введён в оборот в 1976 году американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из своих публикаций. В словаре Уэбстера понятие «приватизация» впервые появилось в издании 1983 года; расшифровывается как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную».[2]

В отечественном законодательстве впервые приватизация как таковая была предусмотрена Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989[3], статьей 10 которых арендаторам государственного имущества было предоставлено право его выкупа. Термин же «приватизация» впервые появился в Законе РФ от 31.10.1990 № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».[4]

Понятие «приватизация» в законодательстве было впервые раскрыто в Законе РСФСР от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР»,[5] в соответствии со ст. 25 которого предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих РФ, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий. Далее легальное понятие приватизации было сформулировано в Законе РФ от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».[6]


Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Статья 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Среди них:

1) Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (в общество с ограниченной ответственностью);

2) Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) Продажа акций открытых акционерных обществ через организации торговли на рынке ценных бумаг;

7) Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В настоящее время основными источниками в данной области следует считать: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ)[7] и Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».[8]

В данной курсовой работе хотелось бы более детально рассмотреть указанные нормативные правовые акты и непосредственно сам процесс приватизации в современной России.

Объектом исследования в работе является система правовых отношений в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, а также научно-теоретические, правовые, процессуальные и практические вопросы реализации способов приватизации государственного и муниципального имущества.

Предметом исследования являются нормы законодательства РФ, ряда отдельных федеральных законов, положения ведомственных нормативных актов, осуществляющих правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества, а также практика применения соответствующих правовых норм.


Целью настоящего исследования является изучение проблем правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества с точки зрения существующих научных представлений, правоприменительной практики и выработка на основе полученных результатов ряда теоретических выводов, а также предложений и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.

Задачи курсовой работы:

  1. отразить понятие приватизации государственного и муниципального имущества, её сущность и назначение;
  2. исследовать проблемы, связанные с реализацией способов приватизации государственного и муниципального имущества;
  3. дать характеристику отдельных способов приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с поставленными целями и задачами предложена следующая структура работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Первая глава посвящена характеристике приватизации государственного и муниципального имущества путём продажи акций, а именно: продаже акций акционерных обществ на специализированном аукционе, продаже акций открытых акционерных обществ через организации торговли на рынке ценных бумаг и по результатам доверительного управления и за пределами территории Российской Федерации.

Во второй главе исследуются различные проблемы, связанные с порядком осуществления приватизации государственного и муниципального имущества путём внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ и преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (в общество с ограниченной ответственностью), а также путём продажи государственного или муниципального имущества на конкурсах, аукционах и посредством публичного предложения.

ГЛАВА 1. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПУТЁМ ПРОДАЖИ АКЦИЙ


1.1 Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе

Продажа на аукционе регулируется, помимо Закона о приватизации, Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585[9]

Аукционная продажа государственного и муниципального имущества - способ приватизации, при котором договор купли-продажи заключается с лицом, предложившим за него наиболее высокую цену.

Специализированный аукцион, как один из способов приватизации государственного и муниципального имущества, обладает рядом отличительных признаков:

1) предметом торга являются акции (а не любое имущество);

2) акции продаются не одному участнику аукциона, а всем, у кого достаточно средств оплатить акции по единой цене аукциона;

3) задаток не вносится, но сумма денежных средств, на которые предполагается купить акции, перечисляется на счет продавца заблаговременно, сразу после подачи заявки на участие в аукционе;

4) различаются два вида заявок претендентов:

а) первого типа - выражающие намерение купить акции по любой единой цене продажи;

б) второго типа - выражающие аналогичное намерение, но по единой цене, не превышающей максимальную цену покупки акций, указанную в заявках.

Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона.

Прием заявок осуществляется в течение двадцати пяти дней.

Форма бланка заявки утверждается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

До даты окончания приема заявок на участие в специализированном аукционе претендент имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В этом случае поступившие от претендента денежные средства подлежат возврату в течение пяти дней со дня получения уведомления об отзыве заявки.

При продаже на специализированном аукционе акций, находящихся в муниципальной собственности, продавцом является Администрация района.

Продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении специализированного аукциона осуществляет следующие функции:


а) определяет на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену одной акции (начальная цена продажи);

б) организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении специализированного аукциона (информационное сообщение);

в) принимает от юридических и физических лиц, намеревающихся принять участие в специализированном аукционе (претендентов), заявки на участие в специализированном аукционе и прилагаемые к ним документы по составленной ими описи;

г) проверяет правильность оформления представленных претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона;

д) ведет учет заявок по мере их поступления в журнале приема заявок;

е) обеспечивает прием от претендентов денежных средств в оплату акций;

ж) по окончании срока приема заявок принимает решение об итогах приема заявок;

з) принимает решение о допуске (отказе в допуске) претендентов к участию в специализированном аукционе по основаниям, установленным Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

и) уведомляет претендентов о допуске (отказе в допуске) к участию в специализированном аукционе и участников специализированного аукциона – о признании их победителями;

к) определяет в установленном порядке единую цену продажи;

л) подводит итоги специализированного аукциона и определяет победителей;

м) производит расчеты с претендентами, участниками и победителями специализированного аукциона;

н) оформляет протокол об итогах специализированного аукциона;

о) организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах специализированного аукциона;

п) обеспечивает передачу акций покупателям (победителям специализированного аукциона) и осуществляет необходимые действия, связанные с переходом права собственности на них.

Единая цена продажи акций определяется следующим образом:

а) при ее расчете учитываются только денежные средства лиц, допущенных к участию в специализированном аукционе;

б) единая цена рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала максимально возможный коэффициент реализации акций (отношение числа акций, подлежащих передаче победителям, к числу продаваемых акций), который не может быть менее 0,95 (п. 19 Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г.).