Файл: Особенности проблемного обучения (Сущность проблемного обучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20

Проблемные методы обучения обеспечивают эффективность усвоения учебного материала не только «сильными», но и «слабыми» учащимися.Конечно, при любых методах обучения менее способные учащиеся достигнут менее высоких результатов в усвоении знаний. Но можно предполагать, что именно для этой группы учащихся особенно необходимо проблемное обучение, позволяющее выполнять посильные творческие задания и тем самым способствующее развитию их мышления. В большинстве случаев учащиеся, попавшие в категорию «слабых» или «средних» в начальных классах школы, так и остаются в этой категории на протяжении всех лет обучения, до выпуска их из стен школы. Проблемные же методы обучения позволяют учителю создавать условия для продвижения ученика из менее высокой группы(«слабой» и «средней») в более высокую («среднюю» и «сильную»), что свидетельствуют о том, что учитель может обеспечивать не только большую эффективность усвоения учебного материала, но и большие возможности для развития мышления учащихся, для творческих способностей. Одна из причин, обусловивших большую эффективность процесса усвоения при проблемном обучении, заключается в большей интеллектуальной активности учащихся. Зависимость эффективности усвоения от обеспечиваемой в обучении интеллектуальной активности можно считать одной из общих закономерностей процесса усвоения. Второе важное условие проблемного обучения, обеспечивающее большую эффективность процесса усвоения заключается в том, что при проблемном обучении учащиеся раскрывают усваиваемые закономерности или способы действия как обобщенные, позволяющие использовать их в широком классе условий действия и объяснять с их помощью широкий класс явлений[10].

Однако проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации. Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности[9].


21

В условиях проблемного обучения прежде всего недостаточно создать мотивацию. Включение в мыслительный процесс требует возникновения у учащегося особого состояния, называемого проблемной ситуацией. В условиях самостоятельного поиска нарушается четкая последовательность следующих двух этапов – восприятия и осмысления. При отборе и анализе фактов, выдвижении и проверке гипотез эти процессы невозможно отделить друг от друга, они переплеты и взаимосвязаны. Проблемное обучение призвано довести ученика до высшего уровня усвоения – присвоения им знаний и способов мышления[14]. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто не эффективный.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и приступить его природные творческие способности: «разучить» думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач[11].

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании[9].

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой и обществе. Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения[5].


Школьник получает право на субъективизм и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.

Данная технология ориентирована на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения - проблемный.

Проблемное обучение - это система развития школьников в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение обучающихся к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию обучающихся[5] .

По мнению И. Я. Лернера, проблемное обучение применяется в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал . В ходе обучения всегда будут нужны и тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого материала. Конечно, нельзя отрицать того, что оптимальной структурой учебного процесса будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций и задач[6].

Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить обучающихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения[5].

23

Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации обучающихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству[-].