Файл: Участники внешнеэкономической деятельности. Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Неотъемлемой частью любой науки является наличие четкого понятийно-категориального аппарата. Это положение не только не вызывает сомнений, но и давно реализовано в естественных науках. В то же время в юридической науке данному вопросу не придается столь большого значения и, как следствие, уделяется недостаточно большое внимание.

Отсутствуют серьезные исследования по различным вопросам понятийно-категориального аппарата российского права, многие работы страдают тем, что в них часто встречаются в недостаточной степени обоснованные утверждения. Особенно мало внимания уделяется тому, чтобы различные юридические понятия и термины представляли собой единую непротиворечивую систему. Причем о наличии такой проблемы практически не упоминается. А для ее разрешения необходимо глубокое исследование вопросов о соотношении различных понятий и терминов.

В российских нормативных правовых актах и в отечественной правовой доктрине часто используются термины «внешнеэкономическая сделка» и «внешнеторговая сделка». При этом в отечественной правовой доктрине признается, что «практически при использовании термина «сделка» применительно к отношениям во внешнеэкономической сфере имеется в виду договор». Однако на вопрос, почему в нормативных правовых актах и правовой доктрине преимущественно используется все же термин «внешнеэкономическая сделка», а не «внешнеэкономический договор», в юридической литературе, посвященной внешнеэкономическим сделкам, даются разные объяснения. 

Одним из обязательных признаков внешнеторговых сделок, является то, что они совершаются в коммерческих целях. В данном случае многое зависит от того, что следует понимать под коммерческой целью применительно к внешнеторговой сделке, как широко трактовать понятие «коммерческая цель», поскольку далеко не очевидно, что выдача векселя, с учетом нерелевантности экономического основания данной сделки, может иметь коммерческую цель, а следовательно, быть внешнеторговой сделкой, если рассматривать наличие коммерческой цели в качестве обязательного признака внешнеторговой сделки. 

1 Глава. Участники внешнеэкономической деятельности

В конце XX столетия человечество вступило в эпоху глобализации, ведущей к развитию и расширению международных связей между всеми субъектами экономических отношений. При этом в наступившем тысячелетии внешнеэкономические отношения приобретают подчас совершенно иные формы и способы осуществления по сравнению с теми, которые применялись в прошлом веке. К тому же на международном уровне создаются соответствующие правовые нормы, регламентирующие различные аспекты таких процессов.


Внешнеэкономическими сделками являются гражданско-правовые сделки, осуществляемые в рамках внешнеэкономической деятельности. Отметим, что не любая международная сделка является международной коммерческой сделкой, а только та, которая отвечает следующим признакам:[1]

а) субъекты, совершающие сделку, являются коммерсантами (предпринимателями) по праву различных государств;

б) сделка совершается в процессе осуществления предпринимательской деятельности и в предпринимательских целях, т.е. с целью получения прибыли от производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, не предназначенных для личного (семейного, домашнего) потребления;

в) носит возмездный характер;

г) регулируется нормами международного коммерческого законодательства.

С точки зрения доктрины российского права, для квалификации сделки как «внешнеторговой» необходимо наличие следующих трех основных признаков:

1) заключение сделки с иностранным юридическим или физическим лицом (наличие так называемого иностранного элемента);

2) переход товара, работ, услуг через таможенную границу (прохождение так называемой таможенной очистки); по мнению В.А. Мусина, пересечение товаром российской границы в ряде случаев может отсутствовать;

3) осуществление платежей за указанные товары, работы, услуги в иностранной валюте (хотя и этот признак может присутствовать не всегда)1.

Иными словами, внешнеторговым сделкам присущи предпринимательский (коммерческий) характер и различная государственная принадлежность участников.

Внешнеторговые сделки, равно как и вся внешнеторговая деятельность, регулируются специальным законодательством. Так, в России действует ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г., который определяет порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами[2].

Аналогичные законы, регулирующие внешнеторговую деятельность, приняты и в других странах.

Кроме того, регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется национальным валютным, таможенным законодательством, законодательством об иностранных инвестициях и другими специальными законами.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность и заключаемые при ее осуществлении внешнеэкономические сделки, как это становится ясно из вышеизложенного, регулируются национальным правом.


В то же время современная теория права наряду с собственно государственным правом (национальными правовыми системами) рассматривает еще один вид права, равный ему или даже, по мнению ряда исследователей, стоящий над ним — международное право, обеспечивающееся в то же время усилиями преимущественно самих государств. При этом, так как внешнеэкономические сделки носят международный характер, роль международного права в их правовом регулировании не менее, а подчас и более значима, чем собственно национальных правовых норм.

Можно выделить несколько уровней в регулировании международных коммерческих сделок.[3]

Первый уровень — регулирование международными конвенциями. К конвенциям, регулирующим международные коммерческие сделки, относятся конвенции, направленные на универсальную международно-правовую унификацию материальных норм. И прежде всего это Венская конвенция ООН (1980) о договорах международной купли-продажи товаров, в которой содержится унифицированное материальное торговое право.

Помимо международных конвенций, содержащих унифицированные материально-правовые нормы, к источникам регулирования международных коммерческих сделок относятся и акты региональной международно-правовой унификации материально-правовых норм.

К конвенциям, регулирующим международные торговые сделки, относятся конвенции, содержащие унифицированные коллизионные нормы в сфере международных коммерческих контрактов. Эти конвенции играют особую роль в определении применимого права. К ним относятся конвенции, принятые в рамках Гаагской конференции по международному частному праву: Гаагская конвенция от 15 июня 1955 г. о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (движимых материальных вещей), замененная Гаагской конвенцией от 22 декабря 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, а также Гаагская конвенция от 14 марта 1978 г. о праве, применимом к договорам с посредниками и о представительстве (агентским договорам).[4]

Второй уровень — внедоговорное, неконвенционное регулирование. В подобного рода регулировании международных торговых сделок особая роль принадлежит документам, разрабатываемым международными правительственными организациями. К ним относятся различные типовые общие условия заключения и исполнения договоров, рекомендации и практические руководства.

Особое место в регулировании международных торговых сделок принадлежит Принципам международных коммерческих договоров, разработанным в 1994 г. Международным институтом унификации частного права (Принципы УНИДРУА)[5], а также Принципам Европейского договорного права, разработанным в 1989 г. специалистами стран ЕС.


Принципы УНИДРУА представляют новый универсальный подход к праву международной торговли, поскольку они не являются ни контрактом, согласовываемым коммерсантами, ни международной конвенцией, подлежащей ратификации подписавшими ее государствами. Принципы содержат основы составления и реализации международных коммерческих договоров, которые признаны всеми правовыми системами.

Активную роль в регулировании международных коммерческих сделок играют международные неправительственные организации, разрабатывающие применяемые в договорной практике документы. Это, в частности, правила и рекомендации Международной торговой палаты, рекомендации Международной федерации независимых инженеров-консультантов (РГО1С), рекомендации и унифицированные правила Международного морского комитета (1МСО).

На внедоговорном (неконвенционном) уровне унификации норм, регулирующих международные коммерческие сделки, наблюдается, с одной стороны, возрастание роли контракта в качестве регулятора международных коммерческих отношений (так называемая контрактуализация), а с другой, как отмечают правоведы, — возрастает значение стандартизации, или нормализации, международных коммерческих контрактов.

Особая роль в разработке типовых контрактов для международного коммерческого оборота принадлежит Международной торговой палате.

Подытоживая краткий обзор основ регулирования внешнеэкономических сделок на международно-правовом уровне, необходимо отметить, что внешнеэкономическая деятельность и заключаемые при ее осуществлении внешнеэкономические сделки регулируются в первую очередь национальным правом соответствующих государств.

В то же время, поскольку внешнеэкономические сделки имеют международный характер, роль международного права в их правовом регулировании не менее, а подчас и более значима, чем собственно национальных правовых норм.

К регулированию внешнеэкономических сделок на международном уровне применяют главным образом унифицированные нормы международного торгового законодательства (международное материальное унифицированное право).

При отсутствии такой унифицированной правовой базы или в случае пробелов в праве возникает проблема выбора между различными правопорядками.

В связи с этим конкретизация и унификация подходов к проблеме применимого права, равно как и однозначное решение проблемы подсудности вытекающих из подобных сделок споров, является одной из основных задач современного международного права в сфере международного коммерческого оборота.


Политика либерализации внешнеэкономических связей при переходе от плановой к рыночной экономике, на наш взгляд, вовсе не означает, что государство отказывается от своей регулирующей роли в области включения страны в систему международного разделения труда. Просто в новой ситуации оно должно сосредотачивать свое внимание на ключевых вопросах развития внешнеэкономических связей, переключаться на использование принципиально новых, соответствующих рыночным условиям инструментов регулирования, отказываясь от мелочного вмешательства в деятельность агентов рынка.

В условиях становления рынка стоит задача создания действенных механизмов регулирования объемов, материальной, вещественной и пространственной структуры внешнеэкономического оборота. С помощью этих механизмов государство могло бы усиливать позитивные тенденции в развитии внешнеэкономического сотрудничества, противодействовать негативным процессам.

Из теории оптимального функционирования экономики известно, что отдельные производственные ячейки действуют оптимально для национального хозяйства в целом только в том случае, если они стремятся к реализации локального критерия, представляющего собой максимум прибыли, исчисляемой в оценках оптимального плана. Последние характеризуют меру воздействия тех или иных ресурсов (продуктов), поступающих в хозяйственный оборот, на глобальный критерий эффективности (оптимальности).

Поэтому, если частное предприятие, имеющее определенные производственные ресурсы, располагает информацией о народнохозяйственных оценках всех конечных и промежуточных ресурсов и продуктов, с которыми оно имеет дело, то, стремясь к максимизации собственной прибыли, оно будет максимизировать и глобальный народнохозяйственный критерий эффективности (оптимальности). Иначе говоря, поведение частного предприятия будет оптимальным (рациональным) с позиций как коммерческих структур, так и с точки зрения национального хозяйства как целого.

Таким образом, необходимой предпосылкой согласования частных коммерческих и глобальных народнохозяйственных интересов в процессе экономической деятельности предприятий и фирм является наличие не только локального критерия эффективности (прибыли), но и народнохозяйственных оценок, т. е. цен оптимального плана.

Основным методом согласования коммерческих и глобальных интересов является использование таких экономических параметров управления, которые характеризуют народнохозяйственную значимость ресурсов и продукции, вовлекаемых во внутренний и внешнеэкономический оборот. Такими параметрами могут служить цены, максимально приближающиеся к оценкам оптимального плана, т. е. равновесные цены и равновесные курсы иностранных валют. Кроме того, важную роль в согласовании коммерческих и народнохозяйственных интересов играют финансовые ш нормативы, например, налоги, экспортные и импортные пошлины, рентные платежи и т. д. Исходя из сказанного выше следует, что деятельность частных предприятий в области внешнеэкономического сотрудничества обеспечивает максимизацию их прибыли и глобального эффекта от участия государства в международном разделении труда в том случае, если: